Село мокрый корь ясногорского района
Думаю, что восстановление Рождественского храма в селе Мокрый Корь — благородное дело, дело ради многих поколений вперед. Не держится земля без Святыни, не держится народ без Святыни.
Без духовной и культурной инфраструктуры российских регионов — без храмов, библиотек, музеев, клубов, парков, выставочных и концертных залов не подымется страна. Ибо без Святыни и культуры сама человеческая жизнь лишается смысла.
Искренне Ваш,
Евгений Рашковский, доктор исторических наук, директор Религиоведческого центра Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино.
Путешествие в Мокрый Корь
Чудо возвращения иконы Трёх Святителей (с.Мокрый Корь, храм Рождества Христова) 13.03.2020г.
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в с.Мокрый Корь (17.11.2019)
Первое Архиерейское Богослужение спустя 100 лет — с.Мокрый Корь (9.11.2019)
Наталья Хорохорина в селе Мокрый Корь (03.12.2018г)
Народная артистка России Лариса Лужина в селе Мокрый Корь
«До встречи в Мокром Коре»…беседа с о.Фёдором Конюховым
Народные Артисты РФ Людмила Поргина и Николай Караченцов в Храме Рождества Христова в селе Мокрый Корь.
Заслуженная артистка РСФСР Наталья Варлей в селе Мокрый Корь. 25.12.2016
Бедрос Киркоров в Храме Рождества Христова в селе Мокрый Корь 15.01.2017 года
Народный артист России Юрий Назаров в селе Мокрый Корь 12.02 2017.
Народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко в селе Мокрый Корь
Народный артист России Владимир Новиков в селе Мокрый Корь
Актриса Ирина Шевчук в селе Мокрый Корь
Народные артисты России Наталья Гвоздикова и Юрий Чернов в селе Мокрый Корь 26.11.2017
Легендарная артистка цирка Любовь Лапшина в селе Мокрый Корь 05.11.2017
Кандидат в президенты России Сергей Бабурин в селе Мокрый Корь (18.02.2018)
Народная артистка России Татьяна Конюхова в селе Мокрый Корь 4 марта 2018 года
«Первая литургия на престольный праздник Св.Адриана и Наталии»
Братья и сестры, православные христиане! С величайшей радостью воспринял весть о решении возродить храм Рождества Христова в селе Мокрый Корь Ясногорского района Тульской области. Мы, православные христиане Эфиопии, (у нас в стране тоже православие ) желаем вам успехов в этом богоугодном деле. С гордостью сообщаю, что у нас в стране нет разрушенных храмов, наши дети получают начальное образование и светское, и религиозное в школах при них. Мы заботимся о своих святынях, с детства чтим закон Божий! Обязательно приеду к вам в храм со своими друзьями дипломатами к Вашей чудотворной Мокринской иконе Богоматери. Попрошу здоровья всем своим близким, процветания народам великой России и дружественной ей Эфиопии. Всех благ и Бог вам в помощь!
Кинфу Зенебе Тафессе. Международная Этнос Дипломатия. Генеральный директор.
Просто замечательно, когда восстанавливаются в стране святые храмы! Это, безусловно, первый, но главный шаг, как к возрождению былого величия России, так и к духовному, культурно-нравственному возрождению ее народа, несмотря ни на какие эксперименты и горести свалившиеся ему на плечи, остающимся поистине великим народом. У великой России и, в первую очередь, у ее народа великого, бесспорно, великое же будущее, основы которого вы, дорогие друзья, заложили с момента начала возрождения вашего замечательного храма Рождества Христова в селе Мокрый Корь. Познакомился и с проектом по восстановлению и развитию вашего села, села с богатейшей историей и многовековыми народными традициями. Несомненно, этот проект выходит за рамки регионального. По моему мнению его реализация окажет благоприятное воздействие в духовном, культурно-нравственном плане на страну в целом, бесспорно, повысит инвестиционную привлекательность Тульской области. Всем сердцем с вами! Удачи и успехов во всем!
Новицкий Иван Юрьевич. Депутат Московской городской Думы, фракция » Единая Россия», заместитель Председателя Комиссии по экономической политике, науке и промышленности.
Россия для казака – родной храм, освященный им дедовский, семейный очаг, Родина – подлинная религиозная святыня. Сама идея казачества созрела в духе народного патриотизма, русского Православия. Борясь за Родину, мы стремимся к совершенству, силе и свободе русского духа, а для их расцвета необходима мощь Государства Российского, вера наша святая, православная. Не зря на протяжении многих веков у казаков был боевой девиз: « За Веру, Царя и Отечество». Слава Богу, что настало время восстановления некогда поруганных святынь наших православных. Благая весть пришла и из старинного села Мокрый Корь Ясногорского района Тульской области – возрождается величественный храм Рождества Христова, кстати построенный еще во времена, когда село принадлежало к Каширскому уезду. От себя и своих сослуживцев желаю успехов в деле скорейшего возрождения сей православной святыни. Обязательно будем у вас. Всех вам благ и всенародной помощи , ибо для народа, его духовного возрождения это и делается. Да, хранит вас Господь!
Якомаскин Юрий Викторович. Атаман Каширского станичного казачьего общества (справа) с сослуживцем.
Будущее России, ее величие и процветание начинается с правильного духовно-нравственного воспитания народа, создания дружной и крепкой семьи, добрых семейных отношений. Каждая женщина мечтает о том, чтобы рядом был мужчина – любящий, верный, сильный. Тот, кто защитит, поддержит в трудную минуту, согреет своей любовью, тот о ком мы будем заботится, ради которого будем жить. О том, что в селе Мокрый Корь Ясногорского района Тульской области возрождается храм Рождества Христова я узнала от одного из сотрудников нашей Московской Ассоциации Предпринимателей, организатора этого благого дела, столь нужного как и для страны в целом, так и конкретно для каждого ее жителя, включая и меня. По преданиям известно, что многие желающие обрести семью приезжали в село Мокрый Корь и в храме Рождества Христова обращались с молитвой к Святым Андриану и Наталье, первым христианским покровителям семьи и супружеской верности, в храме – предел в их честь. И просьбы их не оставались без внимания, образовывались новые семьи, рождались дети и росли они здоровыми и счастливыми. Желаю скорейшего возрождения вашего замечательного храма Рождества Христова и обещаю непременно быть у вас. Всех вам благ.
Рожкова Дарья Владимировна. Генеральный директор Межрегиональной общественной организации «Московская ассоциация предпринимателей».
Ни о каком возрождении России, ее былого величия и речи быть не может, если порушенные в годы мракобесия православные святыни и ныне стоят в руинах. Друзья! Вы сделали единственно верный ход – преступили к возрождению своего замечательного, старинного села Мокрый Корь через восстановление его главной святыни — храма Рождества Христова. Понимаю, мои дорогие, сколько сил и средств вам еще предстоит вложить в это благое дело. Но по тому, как идут дела, я уже понял и ни капли не сомневаюсь, что все у вас получится. Наступит время и вновь над Мокрым Корем раздастся колокольный звон, столь благостный для души русской, православной, а блеск крестов и куполов Храма Рождества Христова, как и прежде будет озарять округу, неся повсеместно благодать Божию, веру, надежду и любовь! Ваш
Журбин Александр Борисович. Член Союза композиторов, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат международных и всесоюзных премий
Как здорово, что восстанавливается храм Рождества Христова в селе Мокрый Корь Ясногорского района Тульской области. Это не просто Храм, это Россия возрождается. Мне близка и понятна концепция возрождения и развития вашего замечательного села Мокрый Корь, прежде всего через возрождение одной из православных святынь — Храма Рождества Христова. Знаю и о вашем твердом намерении искоренить пьянство в селе. Я по профессии бармен, но поверьте, моему сердцу многократно милее звон колоколов, чем звон бокалов. Если меня спросить какие напитки предпочитаю?, — ответ однозначен – безалкогольные. Если еще кто-то не понял, что пьянство – зло, то готов на каждом углу многократно и громогласно об этом говорить. А тем, кто не может сам одолеть этот страшный недуг, советую ехать в Мокрый Корь, в храм Рождества Христова к Чудотворной Мокринской Иконе Пресвятой Богородицы. Знаю – помощь непременно придет!
Штифанов Александр — профессиональный бармен, занимает первое место в России по флейрингу, второе место — в мире.
Для меня проект возрождения села Мокрый Корь, начавшийся с работ по восстановлению нашего замечательного храма Рождества Христова, это событие воистину эпохальное. Радуюсь и за себя и за селян ныне здесь живущих и их потомков, разбросанных по городам и весям страны нашей необъятной . Знаю, где бы они не были – душой и сердцем они здесь, с нами и радость эту делят. А то ведь совсем было потеряли мы надежду на исполнение воли наших предков, завещавших восстановить великую нашу святыню, храм Рождества Христова. Ибо, как они пророчили, без этого — счастья и благополучия не будет во всей округе. С деньгами — то в последнее время туго, на пенсию , помощь детей и живу. Да и здоровье уже не то. Но ради, памяти предков, строивших сей величественный храм, детей и внуков наших , их настоящего и будущего, я поднапрягусь, глядишь еще чем- нибудь смогу быть полезен. Эх, жаль Людмила, жена моя, не дожила до дней этих – вот бы порадовалась…
Горшков Иван Михайлович, бывший механизатор, один из старейших жителей села Мокрый Корь.
Нет уже того государства в котором мне суждено было родиться, во имя которого мы с друзьями по сборной Советского Союза одерживали победы на различных соревнованиях и первенствах Но есть великая Россия, бескрайняя, горячо любимая всеми нами страна с более, чем тысячелетней историей. Но как много нам, друзья, еще предстоит сделать для ее обустройства, создания достойных условий для проживания народа. Нам ,порой, заново надо научиться любить эту страну, уважать друг друга, быть готовыми в нужный момент прийти на помощь к ближнему. И начать надо, прежде всего, с возрождения духовности, народных традиций, укрепления семейных устоев. Все это и является краеугольным камнем в проекте по возрождению и дальнейшему развитию старинного села Мокрый Корь Ясногорского района Тульской области. С интересом ознакомился с данным проектом. Удачи вам во всем, друзья, я восхищен вами. Непременно надо побывать у вас в Мокром Коре, в возрождаемом храме Рождества Христова, приклонить голову пред Чудотворной Мокринской иконой Пресвятой Богородицы. И у меня, как и у прочих, есть на то основания…
Качановский Виталий Николаевич, Заслуженный мастер спорта СССР, Чемпион СССР, Чемпион Европы, Победитель Кубка Мира, член Союза писателей.
Россия мне, пожалуй, близка не менее, чем Франция. Часто бываю здесь , люблю вашу страну, искренне желаю благополучия всем россиянам. Что могу посоветовать вам для успешной реализации проекта по возрождению и развитию села Мокрый Корь в Ясногорском районе Тульской области? Вы хотите создать особый имидж села, из его истории вам есть, чем гордиться? Прекрасно! Возродите все лучшее, что некогда было здесь и без устали работайте над днем завтрашнем. Бесспорно. приложите все силы и успешно завершите восстановление вашего замечательного храма Рождества Христова. Необходимо укрупнить село, как по площади, так и по численности населения, создавая здесь рабочие места, комфортные условия для жизни, труда и отдыха. Все это в комплексе позволит удержать отток трудоспособного населения из региона и даже привлечь его со стороны. Мне нравится Ваша заряженность на успех . Удачи вам, дорогие друзья!
Доминик Фаш, Президент технопарка «Sophia Antipolis», (Франция).
Источник
Село Мокрый Корь.
Необычайно богата земля русская на удивительно красивые места, куда влечет с непреодолимой силой. Испокон веков наш народ подмечал такие места, осваивал, заселял. Возникали новые селения, княжеские вотчины и города. Именно в таком, потрясающе красивом, уголке земли Тульской, на высоком и отлогом скате горы и расположено старинное русское село Мокрый Корь, бывшее имение князей Шаховских — Глебовых — Стрешневых. Знатные князья и их потомки, в полной мере, осознавали ответственность, как за свою вотчину, так и свой народ. Село разрасталось и благоустраивалось, развивались ремесла. На всю округу славились местные плотники, печники. А какие здесь валяли валенки!…
… В 1276 г. Москва отдается в удел младшему сыну Александра Невского Даниилу Александровичу. Каширский регион начинает постепенно входить в орбиту деятельности московских князей. В 1339 году Великий князь Иван Калита завещает эти земли своему сыну Андрею. В 1356 году в своем первом завещании Великий князь Московский Иван II желает передать эти территории сыну Дмитрию ( будущему Донскому ). С 1359 года Мокрый Корь входит в один из пяти станов Каширского уезда – Беспутский ( по бассейну реки Беспута ). В защите Москвы от многочисленных вражеских набегов большую роль сыграл выдающийся памятник русского военно – инженерного искусства — засечная черта, представляющая собой три линии пограничных заграждений. Первая, ближайшая к Москве, простиралась по реке Оке от Нижнего Новгорода через Коломну, Каширу, Серпухов до Тулы. Вторая – от реки Суры к Орлу и далее к Рыльску и Путивлю. Третья, построенная при царе Федоре, шла от Оки к верховьям Дона. Каширский участок оборонительной засеки был проложен вблизи деревень Тюнеж, Даровая, Мокрый Корь, Спицино, Дураково, Оленьково и других населенных пунктов вплоть до устья реки Смедвы… Еще в ХI веке при великих князьях Киевских и Ярославе Мудром сформировалась волостная система административно – территориального деления Руси. Волости входили в состав станов и погостов. В ХVI столетии в Каширском уезде числилось 27 погостов и несколько десятков волостей. Мокрый Корь был одним из волостных центров. В 1668 году родственник царицы Евдокии Лукьяновны (Стрешневой), жены первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича Романова (брак заключен 5 февраля 1626 года) — Родион Матвеевич Стрешнев, близкий соратник царя Алексея Михайловича. приобретает ряд поселений, в том числе, в Каширском уезде село Мокрый Корь. Родион Матвеевич Стрешнев (1628 — 1687 гг.), боярин с 1677 года и до смерти оставался в Боярской думе. В 1653 году он ездил в Малороссию к гетману Богдану Хмельницкому объявить, что царь «… принимает его под свою высокую руку». В 1654 — 1655 годах Стрешнев участвует в Польской войне. С 1676 года он был дядькой, то есть воспитателем царя Петра I. После смерти Родиона Матвеевича в 1687 году селом Мокрый Корь с деревнями Климовское, Лиховидово, Синиченки владел его сын Иван Родионович Стрешнев, близкий боярин и стольник царя. Уже тогда село Мокрый Корь было крупнейшим населенным пунктом(вотчиной) всей округи и состояло из 75 дворов, где проживало 572 человека. Умер в 1722 году. Затем селом владела его вдова Наталья Львовна с сыновьями Василием, Петром и Николаем. В 1739 году братья Стрешневы учинили полюбовную раздельную запись имущества, оставшегося после смерти их матери. село с приходскими деревнями переходит к Николаю Ивановичу Стрешневу ( 23.04.1706 — 15.05.1745 гг.) Который с 1737 года и до смерти в 1745 году был командиром лейб — гвардии Семеновского полка. Далее селом владел его сын Иван Николаевич Стрешнев по разделу со своей матерью Натальей Алексеевной, урожденной княгиней Шаховской. Иван Николаевич, поручик Лейб гвардии Преображенского полка, последний из рода Стрешневых, в 1762 году построил в селе Мокрый Корь деревянный храм Рождества Христова. В нем три престола: в настоящей — во имя Рождества Христова и в трапезной по правую сторону – во имя Трех Святителей и Вселенских Учителей, а полевую – во имя св. мучеников Андриана и Наталии. Иконостасы храма: в настоящей — пятиярусный, весь вызолочен, а в пределах – трехъярусные, также вызолоченные. Колокольня храма была вначале деревянная, а 1860 году заменена каменною, построенною подполковником Федором Петровичем Глебовым — Стрешневым. Запасной капитал церкви состоял в билетах на сумму 800 рублей. Местный притч при храме положен из священника и псаломщика. Церковной земли числилось 37 десятин…
Одновременно с постройкой храма в селе создается один из крупнейших в Московской провинции и крупнейший в Каширском уезде садово-парковый комплекс с четырьмя искусственными прудами (один из них- Барский, дно и берега его были отделаны мореным дубом, второй – Красный, значит Красивый, был выстлан плитами из известняка, которые добывали на окраине села в урочище Городище, там же был кирпичный завод, из кирпичей которого впоследствии всем миром строили каменный храм, третий – Синий и четвертый – Псарный. Здесь купали охотничьих собак. Владельцы села были заядлыми любителями псовой охоты. В имении имели место быть : псарня охотничьих собак, пожалуй, крупнейшая, на то время, в Российской Империи и конезавод.
В 1777году село Мокрый Корь в составе Каширского уезда отнесено к Тульскому наместничеству, которое в 1796 году было преобразовано в Тульскую губернию. Вотчина Стрешневых село Мокрый Корь становится подлинным украшением Тульского наместничества. Михаил Никитич Кречетников, как Тульский наместник, лично объезжает губернии с инспекцией. Прибывает он и Мокрый Корь. Его поражают природные красоты здешних мест, вишневые и яблоневые сады, умелое обустройство имения в целом. Особая похвала была высказана радушным хозяевам за садово — парковый комплекс. Михаил Никитич был ценителем всего прекрасного. Великолепный сад, обрамляющий барский дом, спускается к каскаду прудов, причудливые беседки для отдыха на их берегах, холмы со стекающими по склонам ручьями, лужайки, цветники… Не мог остаться равнодушен Михаил Никитич и от посещения уже тогда знаменитой Пятницкой ярмарки, проводимой в селе еженедельно. Торговым людом здесь было представлено все, чем была богата земля русская и ее водные просторы. Этому способствовали, не в последнюю очередь, как и удобное расположение села на тракте Тула – Кашира, так и сама организация ярмарки с торговыми рядами, постоялыми дворами, трактирами, качелями и каруселями для посетителей, стойлом для лошадей и прудом для пойла скота.
1780 год. Императрица Екатерина II Великая впервые в беседе с королем Германии, императором Священной Римской империи Иосифом II, высказывает желание осмотреть южные границы государства Российского. Однако, более серьезно Екатерина II начала думать о нем после присоединения к России Крыма.
13 октября 1784 года начались приготовления к этому путешествию. Потемкин отправляет в наместничества ордер «О приготовлении на различных станциях известного числа лошадей, о местах, где во время путешествия будут обеденные столы, о дворцах, которые должны строиться по присланному рисунку».
Тульское наместничество активно включилось в работу по подготовке к встрече Императрицы. Селу Мокрый Корь, как крупнейшему и красивейшему по обустройству, было отведено особое место. В Мокрый Корь зачастили знатные гости «… для перенятия опыта».
«Нет возможности, хотя бы приблизительно, определить цифры расходов сопряженных с этими приготовлениями… Всюду для этой цели строились дворцы, дома, галереи… , в некоторых местах разведены сады, в других – базары…». Строились дороги.
В 20-х числах июня 1787 г. по пути из Крыма в Петербург через село проезжает Императрица Екатерина Великая. Маршрут: Феодосия (29 мая 1787г.)- Белгород — Курск – Орел – Мценск – Тула — село Мокрый Корь — Серпухов — Москва (28 июня 1787г.)- … -Петербург (11 июля 1787 г.).
В связи с тем, что на подъезде к селу Мокрый Корь у села Токмаково ( бывшее имение князя Токмакова И.М., ныне не существует), имеется большое урочище с рекой Беспута, отлогим спуском и крутым подъемом, указывалось «… хотя дорога всевозможно устроена наилучшим образом… приказано при тех местах по нескольку человек для спуску, подъему находилися, имея при надежных канатах прикрепленные крючья…». Как в воду глядели. По преданиям, пересказанным старожилами, известно, что накануне встречи императорского поезда, погода несколько дней стояла дождливая. Туманы окутали всю округу на подступах к селу. Покрытие тракта, великолепно вымощенного природным камнем ( на столько великолепно, что кое-где сохранилось до сих ), проходящего по глинистым склонам урочищ, окружающих село Мокрый Корь , было мокрым и скользким. Изрядно пришлось попотеть «… мужикам токмаковским …», чтобы поезд Императрицы благополучно въехал в село Мокрый Корь . И не удивительно. Пятидесяти восьми летняя Екатерина Великая путешествовала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, кроме этого в кортеже было еще 14 карет, меньших размером, более 120 экипажей с кибитками и 40 экипажей запасных, а при движении он растягивался на версту. Было одно исключение — правитель Тульского наместничества Кречетников повелел: «… от дворянства четырех местная запасная карета в 8 лошадей, которая приготовляется на случай, иногда потребный в пути…». Проехавших через Мокрый Корь карет было на одну больше. Лишь вблизи села, расположенного на возвышенности, туман рассеялся и проглянуло солнце. Над Мокрым Корем появилась радуга. Во время проезда Императрицы через село, было велено по обе стороны тракта поставить жителей не только самого села, но и жителей приходских деревень Климовского, Лиховидова и Синиченок «… в пристойной крестьянской чистой одежде», а в места, где были удобные пастбища, видные с тракта согнали скот с вышеупомянутых деревень «…дабы в проезде от поселений во всех частях лучший вид был представлен». Было также указано «… улицы в селении наметать травою с полевыми цветами, не густо присыпанными, но ельнику нигде не употреблять». При подъезде Императрицы к Христорождественскому храму «… священники в лучшем облачении со крестом выходили на улицу…».
В селе для Императрицы и ее окружения были «… оборудованы обеденные столы…». Сам обед , последующие отдых и осмотр садово-паркового комплекса с прудами, особо отмеченного Екатериной Алексеевной, заняли порядка трех часов. В память о посещении Императрицей имения и за радушный прием, его хозяину, Стрешневу Ивану Николаевичу, был оставлен императорский обеденный сервиз.
Императорский поезд отправляется в путь и сразу же новые испытания. Тракт, спускаясь по Нижней слободе Мокрого Коря, в тумане упирается в урочище Городище. Трудности при выезде из села те же, что и при въезде в него: мокро, сыро, скользко … И вновь попотели мужики, теперь уже мокринские…
Изрядно испорченное непогодой настроение Самодержицы Всероссийской, впрочем, не помешало ей испить чистейшей родниковой водицы из святого источника при выезде из села. Уехала Императрица, люди служивые вернулись ко своим местам. В округе вновь воцарились прежний, размеренный ход событий.
12 ноября 1802 года умирает последний из древнего и влиятельнейшего рода Стрешневых Иван Николаевич Стрешнев…
У села Мокрый Корь появляются новые хозяева — Елизавета Петровна Глебова, вдова генерал — аншефа Федора Ивановича Глебова (умер 29.11. 1799 году), урожденная Стрешнева. Она 19 апреля 1803 году выхлопотала у императора Александра I для себя и своих сыновей разрешение именоваться Глебовыми — Стрешневыми. Но и их род пресекся в 1864 году.
В 1864 году главной наследницей огромного состояния Глебовых — Стрешневых, в том числе и села Мокрый Корь с приходскими деревнями Климовское, Лиховидово, Синиченки, стала 23-х летняя Евгения Федоровна Шаховская ( в девичестве фон Бревен. Ее отец из земли Гессен, Германия, мать Наталья Петровна Глебова — Стрешнева), а так же ее муж князь Шаховской Михаил Валентинович. ( Умер в 1892 году в Аахене. Германия). В 1864 году высочайшим указом им был передан герб и присвоена фамилия Шаховские — Глебовы- Стрешневы. В российской истории повторная трансляция была редкостью для отечественной генеалогии. До этого было всего пять таких случаев, а именно: с графами Воронцовыми, Орловыми, Чернышевыми, Сумароковыми, князьями Долгоруковыми. Супруги Шаховские — Глебовы — Стрешневы не имели собственных детей. Являлись известными благотворителями. Они опекали сиротские приюты, летние детские полевые лагеря, содержали лазареты и убежища для престарелых воинов, театры…
В конце ноября 1918 года все имущество княгини Евгении Федоровны Шаховской — Глебовой — Стрешневой было национализировано… А сама она 29 октября 1919 года была арестована по политическим мотивам. Провела 2,5 года в заключении. Освобождена 9 февраля 1922 года. После чего выехала за границу. Жила в Париже на бульваре Курсель, 30.
«Русская газета» от 14 ноября 1924 года разместила извещение родственников об отпевании Евгении Федоровны Шаховской — Глебовой — Стрешневой… Есть основания полагать, что она похоронена в 17 округе Парижа на кладбище Батиньоль…
По одному из приданий село Мокрый Корь ранее имело название Вязово, от прилегавшей к нему с юго-восточной стороны вязовой рощи (вокруг оврага Ольховчик), веками являющейся его подлинным символом, местом особо почитаемым, как местными жителями, так и гостями села. (Ныне это новая территория села с пятью улицами). Однако в 18 веке вязовая роща была сведена окончательно, но еще долго сохраняла следы свои в виде огромнейших в диаметре пней или корней, один из которых сохранился, аж до конца ХIХ века. Якобы от этого-то исполинского корня, поражающего своею величиной или, точнее, объемом село и получило новое название Корь( сокращенно из Коренъ ). А ,так как между остатками векового леса существовали не осушаемые болота, то к названию Корь придано еще название Мокрый. Эту версию привел Малицкий П. И. в своем труде «Приходы и церкви Тульской Епархии», изданном в Туле в 1895 году, ссылаясь на предание, якобы услышанное им в этих местах.
Но это не верно. Название Мокрый Корь это изначальное название древнейшего места поселения людей и произошло оно от леса , который, наряду с болотами, примыкал к нему. Такой лес при болотах на древнерусском языке называется «корье» и означает кривоствольный, коряговый лес, коряжник. Часть этого леса и поныне примыкает к селу с южной стороны. Как и ранее наши предки, так и сейчас нынешние жители села называют его Корьком. (Помню, как в детстве бабушка говорила мне: «Пойди, внучек, в Корь за штакетником…»). Да, что говорить, все население села испокон веков городило заборы вокруг своих изб (домов) и огородов слегами ( здесь это длинные стволы лип) и штакетником ( на него, в основном, шли тонкие стволы кленов, черемухи… ) принесенными из корька… Так что все просто, название села Мокрый Корь с древнерусского языка переводится как «мокрый коряжистый лес». И это название села, а именно: Мокрый Корь, имело место быть еще за несколько веков до сведения знаменитой вязовой рощи, о которой упоминает Малицкий в своем труде.
Так же, от одного местного историка (по призванию) я слышал, что его предки упоминали название Вязовка. Было такое, но к названию села оно не имеет ни какого отношения. Так называлась река, которая протекала между селом Мокрый Корь и приходской деревней Климовское, в урочище Лупаково.Она была притоком реки Беспута. Ныне ее нет… Осталось лишь высохшее русло и обозначение реки Вязовка на старинных картах Тульской губернии…
Реквизиты для пожертвований
Источник