Сестринский уход при бронхиальной астме диплом

Основные факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы. Особенность принципов формирования приступа удушья. Анализ течения обострения заболевания. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Комплекс лечения и профилактики болезни.

Подобные документы

  • Характеристика бронхиальной астмы: ее этиология, факторы, предрасполагающие к развитию заболевания, патогенез, клиническая картина, возможные осложнения и способы лечения. Принципы оказания первичной медицинской помощи при приступе бронхиальной астмы.

    курсовая работа, добавлен 11.03.2015

  • Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики заболевания, возможные осложнения. Принципы оказания первичной доврачебной помощи при бронхиальной астме. Принципы лечения и профилактики заболевания.

    курсовая работа, добавлен 12.03.2015

  • Эпидемиология, этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности клинического течения бронхиальной астмы. Методы лечения и профилактики данного заболевания. Анализ историй болезни пациентов с этим диагнозом. Сестринский процесс при бронхиальной астме.

    реферат, добавлен 01.06.2019

  • Этиология, эпидемиология и этапы развития бронхиальной астмы, основные предрасполагающие факторы. Клиническая картина заболевания, принципы лечения и профилактики. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.

    реферат, добавлен 14.12.2017

  • Исследование клинической картины и особенностей диагностики бронхиальной астмы. Основные принципы оказания первичной медицинской помощи при данной болезни. Характеристика лечения и профилактики хронического воспалительного заболевания дыхательных путей.

    курсовая работа, добавлен 10.03.2018

  • Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики. Оказание первичной медицинской помощи. Лечение и профилактика данного заболевания. Клинический пример. Основные положения сестринского процесса.

    курсовая работа, добавлен 24.12.2017

  • Исследование этиологии и предрасполагающих факторов бронхиальной астмы. Изучение принципов оказания первичной медицинской помощи при данном заболевании. Определение способов лечения (манипуляций, выполняемых медицинской сестрой) и профилактики болезни.

    курсовая работа, добавлен 08.06.2015

  • Этиология, патогенез и классификация бронхиальной астмы. Клиническая картина астматического приступа. Принципы диагностики бронхиальной астмы. План сестринского ухода за астматическим больным. Роль медицинской сестры в профилактике обострений у детей.

    курсовая работа, добавлен 11.06.2016

  • Формы аллергической бронхиальной астмы (БА). Этапы развития БА и факторы риска возникновения заболевания. Терапия бронхиальной астмы. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Оказание помощи при приступе. Диспансерное наблюдение и профилактика БА.

    реферат, добавлен 20.04.2011

  • Проведение аллергологического анамнеза пациента. Исследование системы органов дыхания, кровообращения и пищеварения. Характеристика приступа удушья при бронхиальной астме. Ухудшение состояния в виде затрудненного дыхания. Диагностика и лечение болезни.

    история болезни, добавлен 30.04.2016

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
ГЛАВА 1. АНАТОМО — ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ……………………………………………………….
1.1. Строение и функции органов дыхания……………………………
ГЛАВА 2. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА…………………………………….
2.1. Эпидемиология……………………………………………………
2.2. Факторы риска…………………………………………………….
2.3. Клиника и осложнения……………………………………………
2.4. Диагностика……………………………………………………….
2.5. Профилактика……………………………………………………..
ГЛАВА 3. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ..
3.1. Этапы сестринского ухода……………………………………….
3.2. Особенности сестринского ухода……………………………….
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………
4.1 Анализ и обработка статистических данных ……………………
4.2 Понятие и этапы сестринского процесса ………………………..
4.3 Обследование пациента с бронхиальной астмой……………….
4.4 Организация сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой……………………………………………………………………………..
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Заболевания дыхательной системы в структуре заболеваемости населения России занимают первое место. Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети — до 40 лет
Причины бронхиальной астмы
К ним относятся разнообразные аллергены, (домашняя пыль, перо подушек, книжная библиотечная пыль, пыльца деревьев, трав, шерсть животных, продукты — яйцо, цитрусовые, рыба; лекарства — антибиотики). Нередко сочетается два и более патогенных вариантов.
Усугубляющие (способствующие) факторы увеличивают вероятность развития бронхиальной астмы при воздействии индукторов:
-респираторные вирусные инфекции;
-активное и пассивное курение;
-загрязнение воздуха;
-низкий вес при рождении;
-паразитарные инфекции.
Факторами риска развития бронхиальной астмы
1. Наследственная предрасположенность
2. Ингаляционные аллергены домашней пыли. Доказано, что домашний клещ является наиболее распространенным бытовым аллергеном и составляет основную часть аллергенов домашней пыли. Он локализуется мягкой мебели, матрацах, коврах, дорожках.
3. Риск развития астмы существенно возрастает при контакте с домашними животными, птицами. В их перьях, шерсти содержится огромное количество аллергенов, кроме того аллергизирующими свойствами обладают их слюна, моча, калл.
4. Фактором риска развития бронхиальной астмы является высокая концентрация полютантом внешней среды — окислов азота, двуокиси серы, озона, окиси и двуокиси углерода.
Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни. Научиться жить с этим диагнозом помогут в школе бронхиальной астмы.
В соответствии с Правительством Российской Федерации от 30.07.94 №890 пациент с бронхиальной астмой имеет право на бесплатное получение лекарственных средств.
Правительства регионов России приняли на ближайшие годы региональную целевую программу по лечению и профилактике бронхиальной астмы. Целями этой программы является увеличение продолжительности, улучшение качества жизни больных, снижение инвалидизации и смертности населения от бронхиальной астмы и ее осложнений, организация системы профилактики бронхиальной астмы ее осложнений, обеспечение своевременного, эффективного лечения больных бронхиальной астмой. Большая роль в этом принадлежит медицинской сестре, что и обусловило актуальность нашей работы.
Исследовательская работа состоит из четырех глав, введения, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассмотрены анатомо-физиологические особенности органов дыхания.
Во — второй главе рассмотрены эпидемиология, факторы риска, клиника и осложнения, диагностика и профилактика.
В третьей главе перечислены этапы и особенности сестринского ухода.
В четвертой главе представлена практическая часть, включающая анализ и обработку статистических данных, библиографический список, приложение.
Цель исследования: изучить особенности сестринского ухода за пациентами при бронхиальной астме.
Задачи исследования:
1) изучить этиологию и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы;
2) изучить клиническую картину, осложнения, принципы лечения, диагностику и профилактику бронхиальной астмы;
3) изучить этапы и особенности сестринского ухода при данном заболевании;
4) провести исследование и обработать полученные результаты;
5) организовать сестринский уход за пациентами при бронхиальной астме.
Объект исследования: пациент.
Предмет исследования: сестринский процесс бронхиальной астме.
Методы исследования:
1) общие (теоретический анализ специальной литературы);
2) эмпирический (наблюдение, анкетирование);
3) психодиагностический (беседа);
4) статистический;
5) математический.
Практическая значимость: проведенные исследования позволят разработать особенности ухода за пациентом с бронхиальной астмой и повысить качество сестринской помощи.

ГЛАВА 1. АНАТОМО — ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

1.1. Строение и функции дыхательной системы

Органы дыхания включают воздухоносные пути и легкие. Нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы служат для проведения воздуха в альвеолы легких, где осуществляется газообмен (рис.1, прил.1).
Дыхательная система начинается полостью носа, которая образована костями лицевой части черепа и хрящами. Входом в полость носа служат ноздри, а выходом хоаны — отверстия, сообщающие его полость с носоглоткой. Стенки носовой полости образуют неровный рельеф, за счет чего увеличивается площадь контакта воздуха с наружным слоем клеток слизистой оболочки. Многие из них имеют реснички. Вдыхаемый воздух, проходя через носовую полость, согревается кровью, протекающей по многочисленным, пронизывающим оболочку сосудам, и, кроме того, соприкасаясь со слизистой, увлажняется и частично очищается от пыли, микробов и ряда других примесей. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, далее в ротовую часть глотки и затем в гортань (рис.1, прил.1).
Гортань имеет сложное строение, так как служит не только для проведения воздуха, но и для образования звуков. Гортань состоит из хрящей различной формы, соединенных связками и суставами, приводимыми в движение мускулатурой. Скелет гортани образован непарными (щитовидный, перстневидный и надгортанный) и парными (черпаловидные, рожковидные и клиновидные) хрящами.
Самый крупный — щитовидный хрящ — находится спереди. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой, образующей голосовые связки. Между свободными краями связок расположена в продольном направлении голосовая щель. Напряжение и расслабление голосовых связок регулируется специальными мышцами. В спокойном состоянии, когда человек молчит, голосовая щель открыта и имеет вид равнобедренного треугольника. Во время разговора или пения голосовые связки натягиваются, сближаются и при прохождении выдыхаемого воздуха вибрируют, производя звук. Однако окончательное формирование звука происходит в полостях рта, носа, глотки и зависит от положения языка, губ, нижней челюсти. Высота звука определяется длиной голосовых связок: чем длиннее связки, тем меньше частота их колебания и тем ниже голос. Вход в гортань прикрывает надгортанник, препятствующий попаданию пищи в дыхательные пути. Книзу гортань переходит в трахею (дыхательное горло) (рис.2, прил.2).
Трахея у взрослого человека имеет форму трубки длиной 10-13 см и служит для прохождения воздуха в легкие и обратно. Она образована 16-20 полукольцами из гиалинового хряща, которые придают жесткость и не дают спадаться трахее. Между собой хрящевые полукольца соединены плотной соединительной тканью. Сзади между концами полуколец находится соединительнотканная перепонка. Благодаря наличию эластичных волокон в соединительной ткани между полукольцами, трахея может удлиняться при движении гортани вверх и укорачивается при ее опускании. Полость трахеи выстлана мерцательным эпителием, реснички которого перемещают попадающие с воздухом частицы пыли вместе со слизью вверх в глотку, где они проглатываются. Нижний конец трахеи делится на две более тонкие трубки — бронхи (правый и левый). Место деления называется бифуркацией трахеи.
Бронхи постепенно разветвляются на более мелкие, доходя до тонких и тончайших веточек — бронхиол, диаметр которых не превышает долей миллиметра. В целом разветвление бронхов образует густую сеть — бронхиальное дерево. Крупные бронхи, как и трахея, состоят из хрящевых колец, связанных между собой соединительной тканью. В бронхиолах хрящевой скелет отсутствует, однако из стенки не спадается, так как состоят из гладкомышечных волокон. Бронхиолы — последние элементы воздухоносных путей (рис.3, прил.4).
Легкие (правое и левое) расположены в грудной клетке и тесно прилегают к ее стенкам. Легкие представляют собой парные губчатые органы конусовидной формы. Поверхность легких покрыта особой оболочкой — плеврой, состоящей из двух листков: наружный листок выстилает внутреннюю поверхность грудной клетки, а внутренний покрывает поверхность легкого. Между листками сохраняется герметически замкнутое щелевидное пространство, называемое плевральной полостью. В ней содержится небольшое количество жидкости, увлажняющей листки плевры и способствующей скольжению их относительно друг друга (рис.4, прил.4).
Ткань легкого образована бронхиолами и множеством крошечных легочных пузырьков — альвеол, которые имеют вид полушаровидных выпячиваний бронхиол. Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток, окруженных густой сетью кровеносных капилляров. Внутри альвеолы покрыты жидким поверхностно-активным веществом (сурфактантом), ослабляющим силы поверхностного натяжения и предупреждающим полное спадение альвеол во время выдоха. Благодаря такому строению кислород легко проникает из альвеолярного воздуха в кровь, а углекислый газ — из крови в альвеолы (рис.4, прил.5).
Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма. В зависимости от интенсивности обмена веществ человек выделяет через лёгкие в среднем около 5-18 литров углекислого газа, и 50 грамм воды в час. В процессе дыхания богатые химической энергией вещества, принадлежащие организму, окисляются до бедных энергией конечных продуктов (диоксида углерода и воды), используя для этого молекулярный кислород .
Газообмен происходит в легких и тканях. Во время вдоха атмосферный воздух поступает в легкие и в альвеолах смешивается с воздухом, оставшимся в них после выдоха, так как альвеолы даже при самом энергичном и глубоком выдохе полностью не спадаются. Поступившие в кровь молекулы кислорода взаимодействуют с гемоглобином эритроцитов и в виде образовавшегося вещества — оксигемоглобина — переносятся к тканям.
Дыхательной системе, как и другим физиологическим системам организма, присущи специализированные защитные механизмы, предназначенные для предупреждения возможных нарушений в процессе их функционирования. Например, защитные дыхательные рефлексы — чихание и кашель — способствуют удалению попавших в дыхательные пути инородных тел, излишков образующейся во время воспалительных заболеваний слизи и т.д. Несмотря на наличие защитных механизмов, органы дыхания чрезвычайно чувствительны к воздействию различных физических и химических факторов, которые присутствуют в загрязненном атмосферном воздухе (рис.1, прил.1).

ГЛАВА 2. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

2.1. Эпидемиология

Бронхиальная астма (от греч.

— «тяжёлое дыхание, одышка») — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов. Ключевым звеном является бронхиальная обструкция (сужение просвета бронхов ), обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия ) или неспецифическими механизмами, проявляющаяся повторяющимися эпизодами свистящих хрипов , одышки , чувства заложенности в груди и кашля . Бронхиальная обструкция обратима частично или полностью, спонтанно или под влиянием лечения (рис. 5, прил.6)
Распространённость в мире составляет от 4 до 10 %. Для лечения используются симптоматические препараты , предназначенные для купирования приступа, и препараты базисной терапии , воздействующие на патогенетический механизм заболевания. Грозное осложнение заболевания — астматический статус . Основополагающим документом является GINA — глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы.
С 1970-х годов распространенность бронхиальной астмы непрерывно увеличивается, в настоящее время ей страдает приблизительно 4-7 % людей во всем мире. Бронхиальной астмой больны приблизительно 12 % — 17 млн. человек в США; в период с 1982 по 1992 год распространенность бронхиальной астмы увеличилась с 34,7 до 49,4 на 1000 человек. Среди людей моложе 18 лет этот показатель выше (6,1 %), чем в возрастной группе 18-64 лет (4,1 %), и выше у лиц мужского пола до периода половой зрелости и у женщин после наступления половой зрелости. Бронхиальная астма также более часто встречается у городских жителей и среди представителей негроидной расы, а также некоторых групп латиноамериканского происхождения. Смертность от бронхиальной астмы также увеличилась, ежегодно в США регистрируется приблизительно 5000 смертельных случаев от бронхиальной астмы. Уровень смертности в 5 раз более высок у представителей негроидной расы, чем среди европеоидов. Бронхиальная астма является основной причиной госпитализации детей и самым частым хроническим заболеванием, приводящим к пропуску занятий в начальной школе. В 2002 году общие затраты на лечение бронхиальной астмы составили 14 млрд. долларов.
Заболеваемость бронхиальной астмой в мире составляет от 4 до 10 % населения. В России , по разным данным, распространённость среди взрослого населения колеблется от 2,2 до 5-7 %, а в детской популяции этот показатель составляет около 10 %. Заболевание может возникнуть в любом возрасте; примерно у половины больных бронхиальная астма развивается до 10 лет, ещё у трети — до 40 лет. Среди детей, больных бронхиальной астмой, мальчиков в два раза больше, чем девочек. К 30 годам соотношение полов выравнивается.
В исследованиях отмечаются относительно высокие показатели заболеваемости в Новой Зеландии , Великобритании , на Кубе . Это связывают с тем, что над островами повышается концентрация аллергенов как благодаря местной флоре, так и за счёт аллергенов, приносимых океаническими воздушными потоками.
С середины 1980-х годов отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой. Согласно проведённому анализу 34-х исследований заболеваемости в Европе , в Австрии с 1992 по 2002 годы заболеваемость среди детей увеличилась в 4 раза, в Италии с 1974 по 1998 — выросла с 7 до 13 %, во многих странах Европы (Великобритания , Финляндия , Швейцария ) — росла до середины 1990-х годов , а в последнее время несколько снизилась. Напротив, в Германии с 1992 по 2001 годы этот показатель остался на уровне 5 %. Рост заболеваемости связывают с загрязнением окружающей среды, малоактивным образом жизни, а снижение её в последние годы объясняют успехами базисной терапии. Так, внедрение профилактического лечения и обучения больных в Ирландии повлекло за собой снижение более чем в 5 раз заболеваемости школьников тяжёлой астмой за период с 1992 по 2002 годы .
Классификация
Бронхиальная астма классифицируется в зависимости от происхождения, тяжести заболевания, выделяются также особые формы бронхиальной астмы.
Этиологическая классификация
В зависимости от причин, вызывающих приступы, выделяют экзоге……..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев В.Г., Яковлев В.Н. Бронхиальная астма./ В.Г. Алексеев, В.Н. Яковлев // Для тех, кто лечит. — 2010. — № 2. — с.1 — 48.
2.Антонов Н.С. Хронические обструктивные заболевания легких: распространенность, диагностика, лечение и профилактика: автореф. дис.д-ра мед. наук. — М., 2009.- 48 с.
3. Бронхиальная астма. Глобальная стратегия // Пульмонология, приложение. — М., 2009. — С. 165.
4. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы», GINA, 2002.
5. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / под ред. А. Г. Чучалина. — М.:«Атмосфера», 2007. — С. 104.
6.Исаев Ю. Л., Мойсюк Л. Бронхиальная астма. Конвенциональные и неконвенциональные методы лечения. — М.: «КУДИЦ-ПРЕСС»,2008. — С. 168.
7. Лешенко И.В., Бельтюков Е.К. и др. Бронхиальная астма: длительная терапия и профилактика. — Екатеринбург, 2008.
8. Новиков Ю.К. Бронхообструктивный синдром./ Ю.К. Новиков // Для тех, кто лечит. — 2012. — № 4. — с. — 31.
9. Медицинская сестра — Научно — практический и публицистический журнал — Издательский дом «Русский врач» — №1-2010, №5-2010.
10. Медсестра — Научно-практический журнал — Медиздат — №2-2011.
11. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: — ГЭОТАР — Медиа 2009. — 512 с.
12. Сестринское дело в терапии — ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. — 544 с.
13.Солопов В. Н. Астма. Истинная причина болезни. — М.: «Европолиграфик», 2006. — С. 160.

14. Справочник врача общей практики / Н.П.Бочков, В.А.Насонова и др.// Под ред. Н.П. Палеева. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. Т.1.- 928 с.
15. Справочник по дифференциальной диагностике внутренних болезней / Г.П. Матвейков, Г.А. Вечерский, Л.С. Гиткина и др. — Беларусь, 2011. — 783 с.
16.Трифонова И.Ю. Медико-социальные и психологические аспекты заболеваемости населения хроническим бронхитом в современных условиях // Здравоохранение. — 2009. — №11.
17. Окороков А.Н. «Диагностика болезней внутренних органов», 2002.
18. Окороков А.Н. «Лечение болезней внутренних органов», М., 2002.
Фадеев П.А. Бронхиальная астма. — М.: Мир и Образование, Оникс, 2010.
19. Федеральная программа. Бронхиальная астма. — М., 2009.
20. Федеральная программа. Хронические обструктивные болезни легких. Министерство здравоохранения РФ; Всероссийское научное общество пульмонологов. — М., 2009.
21.Хижняк Ю.Ю. Особенности течения бронхиальной астмы в условиях муссонного климата Сахалина: автореф. дис. … канд. мед. наук. — Благовещенск, 2009.- 22 с.
22. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. — М., 2011.
23. Шапкин В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. Пасиешвили — Справочник по терапии с основами реабилитации — М.: — Феникс — 2009. — 275 с.
24.Шишкин А.Н. Внутренние болезни. Распознавание, семиотика, диагностика. — 2-е изд. стереотипное. Серия «Мир медицины». — СПб.: Издательство «Лань», 2009. — 384 с.
25. Методы формирования профессиональных компетенций[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: professionalnyh-kompetencii.
25. Профилактика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: wikipedia.
26. Связь образа жизни с профилактикой заболеваний[Электронный ресурс].- Режим доступа: http: referatwork.ru/obzh/section-4.html.

Источник