Сестринский уход при бронхиальной астме заключение

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский базовый медицинский колледж»

Рассмотрено  и согласовано

                                                             на заседании  предметно-

цикловой комиссии

                                                             Протокол № ________

                                                                                               «___» ___________20 ___ г.

Председатель ПЦК

        клинических

                                                                                               дисциплин

Радченко Т.В.________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

для обучающегося

Специальность 34.02.01.   Сестринское дело

 ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1.    Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.

Тема 1.      Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

Тема 1.7  Сестринский уход при бронхиальной астме

 2016 г

Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело.

       Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра,  — это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля.

Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент:

Содержание

  1. Методический блок:                                                                    

1.1.Обращение к обучающимся

1.2. Мотивация изучения темы

1.3. Цели обучения

2. Информационный блок:

    2.1. Структура теоретической части:

     2.2.1.Определение, факторы риска, клиника.

     2.2.2.Методы обследования

     2.2.3.Лечение, принципы ухода

3. Обобщение и систематизация изложенного материала

4.  Список литературы

1.Методический блок

                                  Уважаемый студент!

       1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы  Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста.

       1.2. Мотивация изучения  данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности.

Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей.

Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах.

В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%.

Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения.

Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое.

 «Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя.

У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов.

Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно.

Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне.

     Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

    1.3. Цели обучения:

учебные:

-добиться прочного усвоения знаний

-логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях

— применять теоретические знания на практике;

развивающие:

-совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности

— развивать культуру речи, память;

воспитательные:

— формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека;

—   развивать   коммуникативные навыки и умение работать в команде.

    После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),

выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3);

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05);

— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);

знать

факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

  1. Информационный блок.

Теоретическая часть.

Сестринский уход при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным  бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха.

        По статистике бронхиальной астмой страдают от  3 до 10% населения.

Современная этиологическая классификация

бронхиальной астмы.

  1. Экзогенная (атопическая) бронхиальная астма, вызванная экзогенными этиологическими факторами (неинфекционными):
  • бытовые аллергены (домашняя пыль, плесневые и дрожжевые грибы;
  • пыльцевые аллергены (сорных злаков – тимофеевки, овсяницы; сорняков — полыни, лебеды, амброзии; деревьев – берёзы, ольхи, тополя);
  • лекарственные аллергены (антибиотики, ферменты, иммуноглобулины, сыворотки, вакцины);
  • пищевые аллергены (имеющие природный и синтетический краситель тартразин, а так же продукты, содержащие в свободном виде серотонин – чай, кофе, старый сыр, ананасы, бананы);
  • профессиональные аллергены (пыль муки, кофейных зёрен, чешуйки телец и крыльев бабочек  в шёлковой промышленности, соли платины в металлообрабатывающей промышленности, эпидермальные аллергены в животноводстве и т.д.)
  1. Эндогенная (неатопическая) бронхиальная астма, не имеющая в своей основе аллергической сенсибилизации, и не связанная с воздействием аллергена. В качестве этиологического фактора могут выступать:
  • нарушения метаболизма арахидоновой кислоты («аспириновая астма»);
  • эндокринные нарушения;
  • нервно-психические нарушения;
  • нарушения рецепторного и электролитного баланса дыхательных путей;
  • физическая нагрузка.

       3. Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной       форм.

ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.

Выделяют 3 стадии.

  1. Иммунологическая – т.е. при первичном попадании аллергена в организм начинается активизация иммуноглобулинов, которые, соединяясь с аллергенами, образуют антитела.
  2. Патохимическая – заключается в том, что при повторном попадании аллергена в организм образуется комплекс АГ+АТ, который оседает на мембране тучной клетки шокового органа (слизистая оболочка бронхов). Тучная клетка открывается и выбрасывает медиаторы воспаления: ацетилхолин, серотонин, гистамин, брадикинин, лейкотриены, воспалительные простоглаидины, фактор, активизирующий тромбоциты.
  3. Патофизиологическая – развивается симптомокомплекс брохиальной астмы; приступ удушья, который возникает вследствие бронхоспазма, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции.

Клиническая картина:

         Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.

        Приступ удушья – это:

  1. одышка на фоне резкого ограничения подвижности грудной клетки;
  2. свистящие дистанционные хрипы, меняющие свою интенсивность и локализацию после кашля;
  3. свистящие и жужжащие хрипы в лёгком при аускультации;
  4. кожные покровы бледные, сухие;
  5. в дыхании участвуют вспомогательные мышцы;
  6. приступ удушья всегда сопровождается тахикардией, глухостью тонов, загрудинными болями;
  7. больной принимает вынужденное положение (сидя, опёршись руками на край того, на чём сидит с наклоном вперёд);
  8. кашель чаще всего сухой, реже с вязкой, стекловидной мокротой.

Лечение приступа удушья:

  • Больной принимает вынужденное положение: сидя, наклон вперед, опершись руками о край того, на чем сидит. И в таком положении, его необходимо транспортировать в отделение.
  • Успокоить больного
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.
  • Расстегнуть (по возможности снять) стесняющую одежду, горчичник на область бифуркации трахеи спереди, банки на межлопаточную область сзади, горячие ножные ванны.
  • Обильное, теплое (горячее) питье, по возможности щелочное (горячее молоко, подогретая минеральная вода, раствор 2% соды, отхаркивающие травы).
  • Увлажненный кислород
  • Вибромассаж грудной клетки
  • Сальбутамол (вентолин) под строгим контролем, прием препарата не более 4-5 раз в сутки, из-за опасности полной блокады β-рецепторов бронхиальной стенки.
  • Преднизолон  5 мг на 1 килограмм веса (в 0,9%-200,0-400,0 мл раствора натрия хлорида внутривенно, капельно)  
  • Серетид (2 дозы) ингаляционный препарат, содержащий глюкокортикостероид  (флутиказон пропионат) и бронходилятатор короткого действия (сальметерол), препарат подействует, если бронхи еще проходимы
  • Если приступ не купируется, Преднизолон 30 мг порошком (независимо от времени суток, запить 0,5 литра молока) доза в 30 мг (6 таблеток) принимается в последующие дни до достижения терапевтического эффекта, затем, по схеме снижения глюкокортикоидов уменьшается на нет, а больной продолжает лечение ингаляционными глюкокортикоидами

Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние, которое возникает вследствие блокады В2- рецепторов бронхиальной стенки.

ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.

            Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:

  1. Клинические признаки, характеризующие частоту, выраженность, время возникновения в течение суток эпизодов усиления симптомов, в т.ч. приступов удушья
  2. Результаты исследования пиковой скорости выдоха (ПСВ), измеряемой с помощью индивидуального пик-флоуметра

        Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха.

(ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%.

Атопическая бронхиальная астма.

ЭТИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ:

  • Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с аллергеном. Изоляция больного от окружающих его аллергенов (постоянная или временная перемена места жительства, работы).
  • Безаллергенные палаты применяются в институте иммунологии ( Москва) с 1981 года в лечении больных с ингаляционной аллергией. Эти палаты снабжены тонкой системой очистки воздуха 5 раз в сутки. Воздух очищается от всех примесей и поступает в палату.

 ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

  1.   Воздействие на иммунологическую фазу

Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.

  • Специфическая гипосенсибилизация (иммунотерапия).

 Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида:

# водно-солевые

# очищенные аллергены

# активные фракции аллергенов

# химические модифицированные аллергены

# обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами

# пролонгированные аллергены

Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают.

  • Неспецифическая десенсибилизация 

– это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам.

        # разгрузочная диетотерапия;

        # лечение гистоглобулином,  аллергоглобулином по схеме;

        # лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:

  • экстракт элеутерококка 30 капель x 3 раза в сутки
  • сапарал (аралия маньчжурская) 0,05 г x 3 раза в сутки
  • настойка китайского лимонника 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка женьшеня 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка радиолы розовой 30 капель x 3раза в сутки
  • пантокрин 30 капель x 3 раза в сутки
  1.      Воздействие на патохимическую фазу.
  • Мембраностабилизирующие препараты, предупреждающие дегрануляцию тучных клеток:
  • хромогликат натрия (интал, ифирал, кромолин, назалкром, оптикром)
  • недокромил натрия (тайлед)
  • кетотифен (задитен, позитан)
  • Лечение глюкокортикоидами.

Механизм действия глюкокортикоидов:

  • стабилизируют тучные клетки, предупреждая их дегрануляцию и выход медиаторов воспаления;
  • увеличивают количество и чувствительность В2 адренорецепторов бронхов к бронхорасширящим воздейсвиям адреномиметиков и симпатолитиков;
  • уменьшают отёк слизистой бронха.

Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2х вариантах:

I вариант – лечение ингаляционными формами

(выделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов)

1е поколение:

                Беклометазона дипропионат (бекломет,  бекотид, беклокорт, альдецин)

 (терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении)

2е поколение:

                будесонид (горакорт, пульмикорт)

                ингакорт (флунизолид)

                фликсотид (флютиказона пропионат)

терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки

Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида.

Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:

  • развитие фарингита, дисфонии, вследствие атрофии мышц гортани; кандидомикоза полости рта;
  • системные побочные эффекты – кушингоидный синдром, угнетение гипофизарно-надпочечниковой системы, развитие остеопороза.

II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально

(системная глюкокортикоидная терапия).

Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:

  • очень тяжёлое течение бронхиальной астмы при отсутствии эффекта от других методов лечения;
  • кортикозависимая бронхиальная астма;
  • астматический статус.

Используют три группы глюкокортикоидов:

1я группа – группа преднизолона:

  • преднизолон (по 0,005 г таблетки, ампулы в 1 мл – 30 мг)
  • метилпреднизолон (метипред, урбазон — таблетки 40 мг)

2я группа – группа триамцинолона:

  • триамцинолон, кенакорт, полькортолон, беликорт (таблетки 40мг)
  • кеналог (триамцинолон продлённого действия) 1 мл- 40мг

3я группа – группа дексаметазона:

  • дексаметазон, дексон, дексазон (таблетки  0,005 г, ампулы 1-2 мл 0,4% — 4 и 8 мг)

Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона.

Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:

  • ожирение (с перераспределением жира, преимущественно в области груди, живота, шейного отдела позвоночника, появление лунообразного лица)
  • психозы, эмоциональная лабильность
  • истончение, сухость кожи
  • атрофия мышц
  • остеопороз
  • гипергликемия (стероидный сахарный диабет)
  • артериальная гипертензия
  • задержка натрия и отёки
  • угнетение функции надпочечников
  • Препараты, блокирующие действие медиаторов аллергии, воспаления, бронхоспазма

 Антигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)

  • терфенафин (терфен, трилудан, телдан) по 0,06 г  2 раза в сутки
  • астелизол (гисманал) 10 мг  1 раз в сутки (могут вызывать нарушения сердечного ритма, поэтому не принимаются при сопутствующих заболеваниях ССС)
  • лератидин (кларитин) 0,01 г  2 раза в сутки
  • акривастин (семпрекс) 1 капсула 2 раза в сутки
  • цетиризин (зиртек) 10 мг 1 раз вечером
  1.      Воздействие на патофизиологическую стадию.
  • Бронходилятаторы

Селективные β2 адренорецепторы короткого действия:

  • сальбутамол (вентолин) 100 мкг – 1-2раз в сутки
  • вентодикс – 200-400 мкг – 2-4 раза в сутки
  • сальмефамол – 200 мг — 2-4 раза в сутки
  • тербутилин (бриканил) 250 мкг — 2-4 раза в сутки
  • ипрадол – 200 мкг  2-4 раза в сутки
  • Метилксантины

оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений.

Пролонгированные теофиллины.

  • нифил
  • дилатрон
  • эуфилонг
  • филоконтин

Частота приёма – 1 раз в сутки

  • Отхаркивающие средства и фитотерапия.
  • Листья мать-и-мачехи, Трава душицы, Багульник, Березовые почки, Зверобой, Ромашка, Солодка (корни), Валериана (корни), Пустырник, Мята перечная
  • Физиолечение.
  • Электросон
  • Электрофорез
  • Ультразвук
  • УФО грудной клетки
  • Аэрофитотерапия
  • Дыхательная гимнастика
  • Барокамера
  • Ультрафиолетовое облучение крови (УФОК)
  • Лечение лазером (внутривенное)
  • Ингаляции
  • Массаж грудной клетки
  • спелеокамера

Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)

Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;

Литература

  1. 1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 105-113
  2. Лекции

Источник

Îñíîâíûå ôàêòîðû, ïðåäðàñïîëàãàþùèå ê ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îñîáåííîñòü ïðèíöèïîâ ôîðìèðîâàíèÿ ïðèñòóïà óäóøüÿ. Àíàëèç òå÷åíèÿ îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïðèíöèïû îêàçàíèÿ ïåðâè÷íîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Êîìïëåêñ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áîëåçíè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

3. Óòî÷íèòü íàëè÷èå àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè íà ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî.

4. Âûìûòü è îñóøèòü ðóêè.

5. Ïðèãîòîâèòü îñíàùåíèå.

6. Ïðîâåðèòü íàçâàíèå, ñðîê ãîäíîñòè ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà.

7. Èçâëå÷ü ñòåðèëüíûå ëîòêè, ïèíöåò èç óïàêîâêè.

8. Ñîáðàòü îäíîðàçîâûé øïðèö.

9. Ïðèãîòîâèòü 4 âàòíûõ øàðèêà (ñàëôåòêè), ñìî÷èòü èõ êîæíûì àíòèñåïòèêîì â ëîòêå.

10. Íàäïèëèòü àìïóëó ñ ëåêàðñòâåííûì ñðåäñòâîì, ñïåöèàëüíîé ïèëî÷êîé.

11. Îäíèì âàòíûì øàðèêîì ïðîòåðåòü àìïóëó è âñêðûòü å¸.

12. Ñáðîñèòü èñïîëüçîâàííûé âàòíûé øàðèê ñ êîíöîì àìïóëû â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.

13. Íàáðàòü â øïðèö ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî èç àìïóëû, ñìåíèòü èãëó.

14. Ïîëîæèòü øïðèö â ëîòîê è òðàíñïîðòèðîâàòü â ïàëàòó.

15. Ïîìî÷ü ïàöèåíòó çàíÿòü óäîáíîå äëÿ äàííîé èíúåêöèè ïîëîæåíèå (íà æèâîòå èëè íà áîêó).

Âûïîëíåíèå ïðîöåäóðû

1.Îïðåäåëèòü ìåñòî èíúåêöèè.

2.Íàäåòü ïåð÷àòêè.

3.Îáðàáîòàòü âàòíûì øàðèêîì (ñàëôåòêîé), ñìî÷åííûì êîæíûì àíòèñåïòèêîì, êîæó â ìåñòå èíúåêöèè äâàæäû (âíà÷àëå áîëüøóþ çîíó, çàòåì íåïîñðåäñòâåííî ìåñòî èíúåêöèè).

4.Âûòåñíèòü âîçäóõ èç øïðèöà, íå ñíèìàÿ êîëïà÷îê, ñíÿòü êîëïà÷îê ñ èãëû.

5.Ââåñòè èãëó â ìûøöó ïîä óãëîì 90°, îñòàâèâ 2 — 3 ìì èãëû íàä êîæåé.

6.Ïåðåíåñòè ëåâóþ ðóêó íà ïîðøåíü è ââåñòè ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî.

7.Èçâëå÷ü èãëó, ïðèæàâ âàòíûé øàðèê (ñàëôåòêó).

8.Ïîëîæèòü èñïîëüçîâàííûé øïðèö â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.

Îêîí÷àíèå ïðîöåäóðû.

1. Ñäåëàòü ëåãêèé ìàññàæ ìåñòà èíúåêöèè, íå îòíèìàÿ âàòû (ñàëôåòêè) îò êîæè.

2. Ïîìåñòèòü âàòíûé øàðèê (ñàëôåòêó) â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.

3. Ïîìî÷ü ïàöèåíòó çàíÿòü óäîáíîå äëÿ íåãî ïîëîæåíèå.

4. Óòî÷íèòü ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà.

5. Ïðîâåñòè äåçèíôåêöèþ èñïîëüçîâàííîãî îáîðóäîâàíèÿ â îòäåëüíûõ ¸ìêîñòÿõ íà âðåìÿ ýêñïîçèöèè.

6. Ñíÿòü ïåð÷àòêè, çàìî÷èòü èõ â ðàñòâîðå äåçñðåäñòâà íà âðåìÿ ýêñïîçèöèè.

7. Âûìûòü è îñóøèòü ðóêè.

Àëãîðèòì ïðèìåíåíèå êàðìàííîãî èíãàëÿòîðà

Ïîäãîòîâêà ê ïðîöåäóðå:

1. Óòî÷íèòü ó ïàöèåíòà èíôîðìèðîâàííîñòü î ëåêàðñòâåííîì ñðåäñòâå, õîäå ïðîöåäóðû è ñîãëàñèå.

2. Ïðî÷èòàòü íàçâàíèå ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà.

3. Âûìûòü ðóêè.

4. Äàòü ïàöèåíòó áàëëîí÷èê ñ ëåêàðñòâåííûì ïðåïàðàòîì.

Çàïîìíèòå! Íå ðàñïûëÿéòå ëåêàðñòâåííûé ïðåïàðàò â âîçäóõ! Ýòî îïàñíî äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ.

5. Ïðåäëîæèòü ïàöèåíòó ñåñòü (åñëè åãî ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò, ëó÷øå âûïîëíÿòü ïðîöåäóðó ñòîÿ, òàê êàê äûõàòåëüíàÿ ýêñêóðñèÿ ëåãêèõ ïðè ýòîì ýôôåêòèâíåå, íî ìîæíî ïðîâîäèòü èíãàëÿöèþ ñèäÿ):

à)ñíÿòü ñ èíãàëÿòîðà çàùèòíûé êîëïà÷îê;

á)ïåðåâåðíóòü áàëëîí÷èê ñ àýðîçîëåì ââåðõ äíîì è âñòðÿõíóòü åãî;

â)ñäåëàòü ãëóáîêèé âûäîõ;

ã)âçÿòü â ðîò ìóíäøòóê èíãàëÿòîðà, ïëîòíî îáõâàòèâ åãî ãóáàìè; ãîëîâó ïðè ýòîì ñëåãêà çàïðîêèíóòü íàçàä;

ä)ñäåëàòü ãëóáîêèé âäîõ ÷åðåç ðîò è îäíîâðåìåííî íàæàòü íà äíî áàëëîí÷èêà;

å)èçâëå÷ü ìóíäøòóê èíãàëÿòîðà èçî ðòà, çàäåðæàòü äûõàíèå íà 5-10 ñ (àêöåíòèðîâàòü íà ýòîì âíèìàíèå ïàöèåíòà!);

æ)ñäåëàòü ñïîêîéíûé âûäîõ.

Èíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà: ïîñëå êàæäîé èíãàëÿöèè ìóíäøòóê ïðîìûòü âîäîé ñ ìûëîì è âûòåðåòü íàñóõî

Çàïîìíèòå! Êîëè÷åñòâî èíãàëÿöèé è âðåìåííîé ïðîìåæóòîê ìåæäó íèìè îïðåäåëÿåò âðà÷.

Çàâåðøåíèå ïðîöåäóðû

1.Çàêðûòü çàùèòíûì êîëïà÷êîì èíãàëÿòîð ïîñëå ïðîìûâàíèÿ è óáðàòü åãî.

2.Âûìûòü ðóêè

3.Ñäåëàòü çàïèñü î ðåçóëüòàòàõ îáó÷åíèÿ, âûïîëíåííîé ïðîöåäóðå è ðåàêöèè íà íåå ïàöèåíòà â «Ìåäèöèíñêîé êàðòå».

13. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Ïåðåä ñåñòðèíñêèìè âìåøàòåëüñòâàìè íåîáõîäèìî ïðîâåñòè îïðîñ ïàöèåíòà èëè åãî ðîäñòâåííèêîâ, ïðîâåñòè îáúåêòèâíîå èññëåäîâàíèå — ýòî ïîçâîëèò ìåäèöèíñêîé ñåñòðå îöåíèòü ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà, à òàê æå ñâîåâðåìåííî âûÿâèòü åãî íàñòîÿùèå è ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû, óäîâëåòâîðÿòü íàðóøåííûå æèçíåííî âàæíûå ïîòðåáíîñòè ïàöèåíòà, îêàçûâàòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü åìó è ðîäèòåëÿì. Ñôîðìèðîâàòü ïëàí óõîäà.

Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà:

-íàðóøåíèå äûõàíèÿ èç — çà îòåêà ñëèçèñòîé, áðîíõîñïàçìà, ãèïåðñåêðåöèè ñëèçè, ãèïîêñèè;

-äåôèöèò æèäêîñòè èç — çà ãèïåðâåíòèëÿöèè ëåãêèõ è íåäîñòàòî÷íîãî åå ïîòðåáëåíèÿ;

-íàðóøåíèå àïïåòèòà;

-íàðóøåíèå ñíà;

-äèñêîìôîðò, ñâÿçàííûé ñ íåîáõîäèìîñòüþ äëèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ, íåæåëàíèå ïðèíèìàòü ïðåïàðàòû;

-áåñïîêîéñòâî, ÷óâñòâî òðåâîãè, ñòðàõ ïåðåä ïðèñòóïîì;

-ñíèæåíèå ïåðåíîñèìîñòè íàãðóçîê âñëåäñòâèå íåñîîòâåòñòâèÿ ïîñòóïëåíèÿ êèñëîðîäà â îðãàíèçì åãî ïîòðåáíîñòÿì;

-äåôèöèò ñàìîóõîäà;

-ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, âûçâàííàÿ âûíóæäåííûì äëèòåëüíûì ïðåáûâàíèåì äîìà èëè ãîñïèòàëèçàöèåé;

-îãðàíè÷åíèå â âûáîðå ïðîôåññèè;

-ïðèñîåäèíåíèå òÿæåëûõ îñëîæíåíèé.

Öåëüþ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ ïîäãîòîâêà áîëüíîãî ê äîïîëíèòåëüíûì ìåòîäàì èññëåäîâàíèÿ, çàáîðà áèîëîãè÷åñêîãî ìàòåðèàëà (êðîâü, ìîêðîòà) äëÿ ëàáîðàòîðíîãî èññëåäîâàíèÿ, âûïîëíåíèå âðà÷åáíûõ íàçíà÷åíèé ëå÷åíèÿ áîëüíîãî, îêàçàíèÿ äîâðà÷åáíîé íåîòëîæíîé ïîìîùè, ïîäãîòîâêè áîëüíîãî äëÿ êîíñóëüòàöèè äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ.

14. Ôîðìèðîâàíèå çíàíèé ó ðîäèòåëåé è ïàöèåíòîâ

Îäíèì èç âàæíåéøèõ ìîìåíòîâ ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå ïëàíà ïèñüìåííûõ èíñòðóêöèé ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà è åãî ðîäèòåëåé âî âðåìÿ ïðèñòóïà áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïèñüìåííûå èíñòðóêöèè áîëüíîìó è åãî ðîäèòåëÿì äàåò íåïîñðåäñòâåííî ëå÷àùèé âðà÷. Äëÿ ëó÷øåãî âçàèìîäåéñòâèÿ è âçàèìîïîíèìàíèÿ íåîáõîäèìî ïîâûøåíèå çíàíèé ïàöèåíòîâ è ðîäèòåëåé î áðîíõèàëüíîé àñòìå. Âàæíî, ÷òîáû áîëüíîé ïðåäñòàâëÿë ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ïðèñòóïà, åãî âîçìîæíûå ïðè÷èíû, ñèìïòîìû — ïðåäâåñòíèêè ïðèñòóïà, óìåë ïðîâîäèòü ïèêôëîóìåòðèþ, è îöåíèâàòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, áûë îáó÷åí ïîëüçîâàíèþ èíãàëÿòîðîì, íåáóëàéçåðîì, çíàë ëåêàðñòâà, êîòîðûå íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ òåðàïèè. Âñå ýòè çíàíèÿ ìîæíî ïîëó÷èòü çàíèìàÿñü â «Àñòìà-øêîëå» èëè â èíäèâèäóàëüíîé áåñåäå ñ âðà÷îì.

15. Ïðîôèëàêòèêà ïðèñòóïíîãî ïåðèîäà

Ôàðìàêîëîãè÷åñêàÿ òåðàïèÿ.Ýôôåêòèâíîñòü ìåäèêàìåíòîçíîé ïðîôèëàêòèêè îñíîâàíà íà ïðåäîòâðàùåíèè ïåðåõîäà àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé â áðîíõèàëüíóþ àñòìó. Èñïîëüçîâàíèå ñîâðåìåííûõ ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêèõ ñðåäñòâ, â ÷àñòíîñòè, öåòèðèçèíà, ñíèæàåò íà 20% ÷àñòîòó ôîðìèðîâàíèÿ àñòìû ó äåòåé, èìåþùèõ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê öâåòî÷íîé ïûëüöå, äîìàøíèì àëëåðãåíàì è øåðñòè æèâîòíûõ.

Ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè. Âàæíåéøåé ìåðîé ÿâëÿåòñÿ ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå äî 6 ìåñÿöåâ. Õàðàêòåðíî, ÷òî êîðìëåíèå ðåáåíêà èñêóññòâåííîé ìîëî÷íîé ñìåñüþ â ïåðâûå äíè æèçíè ôîðìèðóåò ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê ïèùåâîé àëëåðãèè è óìåíüøàåò áëàãîòâîðíîå âîçäåéñòâèå ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ. Ïðè ýòîì è ñìåñè íà îñíîâå êîðîâüåãî ìîëîêà, è íà îñíîâå ñîè îäèíàêîâî àëëåðãåííû. Íåîáõîäèìî ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå, îáåñïå÷èâàòü óìåíüøåíèå âëàæíîñòè è óñòðàíåíèå èç ïîìåùåíèÿ èñòî÷íèêîâ îòêðûòîãî îãíÿ. Òàêæå âàæíà è âàêóóìíàÿ ÷èñòêà (îáåñïûëèâàíèå), ïðîãðåâ è ïðîìîðàæèâàíèå ïîñòåëüíûõ ïðèíàäëåæíîñòåé, èñïîëüçîâàíèå èîíèçàòîðîâ è âîçäóøíûõ ôèëüòðîâ. Äàííûå ìåðîïðèÿòèÿ ñëåäóåò ïðîâîäèòü íå òîëüêî ïîñëå ðîäîâ, íî è âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè.

Åñëè æåíùèíà êóðèò âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, ó íîâîðîæäåííîãî óìåíüøàåòñÿ ëåãî÷íàÿ ôóíêöèÿ, ÷èñëî äûõàòåëüíûõ èíôåêöèé óâåëè÷èâàåòñÿ — è ýòî ïðèâîäèò ê ðèñêó ðàííåãî âîçíèêíîâåíèÿ àñòìû. Åñëè æå ðåáåíîê è ïîñëå ðîæäåíèÿ íàõîäèòñÿ â ïðîêóðåííîì ïîìåùåíèè, ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ àëëåðãèÿ, à òÿæåñòü è ÷àñòîòà ñèìïòîìîâ àñòìû óâåëè÷èâàåòñÿ. Ìåíåå çíà÷èìîé, îäíàêî äîêàçàííîé ñ÷èòàåòñÿ ðîëü ëåòó÷èõ õèìè÷åñêèõ ðåàãåíòîâ, îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé è ãàçîâ (ïîëëþòàíòîâ).

Òåðàïèÿ èììóííîé ñèñòåìû.Àëëåðãåí-ñïåöèôè÷åñêàÿ èììóíîòåðàïèÿ (ÀÑÈÒ) ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåòîäîâ ïðåäîòâðàùåíèÿ àñòìû, ñíèæàÿ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà ðåáåíêà íà àëëåðãåíû. Èììóíèòåò ïðèó÷àþò ïðàâèëüíî ðåàãèðîâàòü íà ðàçäðàæèòåëè, âíîñÿ èõ â ìàëîé êîíöåíòðàöèè. Îäíàêî ïðèìåíÿòü ýòó ìåòîäèêó ìîæíî ïîñëå äîñòèæåíèÿ ðåáåíêîì ÷åòûðåõëåòíåãî âîçðàñòà.

Àíòèàëëåðãåííûå ìåðû. Íàøè äåòè â òå÷åíèå ïåðâûõ ëåò ñâîåé æèçíè ïðîâîäÿò â ïîìåùåíèè 95% âðåìåíè. Øåðñòü êîøåê ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñèëüíûì èç âñåõ äîìàøíèõ àëëåðãåíîâ, à îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, âûçûâàþò àëëåðãèþ åùå ðàíüøå, ÷åì ïûëüöà ðàñòåíèé. Ïîýòîìó ñëåäóåò êàê ìîæíî òùàòåëüíåå îáåñïûëèâàòü ïîìåùåíèÿ, â êîòîðûõ ñîäåðæàòñÿ äåòè. Ýòî îäíîçíà÷íî ñíèæàåò ðèñê çàáîëåâàíèÿ àñòìîé âïîñëåäñòâèè.

À òàê æå ñì.ïðèëîæåíèå 1.

Çàêëþ÷åíèå

Òðóä ìåäèêà èìååò ñâîè îñîáåííîñòè. Ïðåæäå âñåãî, îí ïðåäïîëàãàåò ïðîöåññ âçàèìîäåéñòâèÿ ëþäåé. Çäåñü ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäû ïåðåïëåòàþòñÿ ñ ëè÷íîñòíûìè îòíîøåíèÿìè. Âûïîëíÿÿ ëþáóþ èíâàçèâíóþ ïðîöåäóðó, ñëåäóåò ïîìíèòü çàïîâåäü Ãèïïîêðàòà «Íå íàâðåäè» è ñäåëàòü âñå, ÷òîáû åå âûïîëíèòü.  óñëîâèÿõ òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà â ìåäèöèíå è âñå áîëüøåãî îñíàùåíèÿ áîëüíèö è ïîëèêëèíèê íîâûìè èçäåëèÿìè ìåäèöèíñêîé òåõíèêè. Ðîëü èíâàçèâíûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ áóäåò âîçðàñòàòü. Ýòî îáÿçûâàåò ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð ñêðóïóëåçíî èçó÷àòü èìåþùèåñÿ è âíîâü ïîñòóïàþùèå òåõíè÷åñêèå ñðåäñòâà, îñâàèâàòü èííîâàöèîííûå ìåòîäèêè èõ ïðèìåíåíèÿ, à òàê æå ñîáëþäàòü äåîíòîëîãè÷åñêèå ïðèíöèïû ðàáîòû ñ ïàöèåíòàìè íà ðàçíûõ ýòàïàõ ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêîãî ïðîöåññà.

Îñîáåííîñòüþ òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ÿâëÿåòñÿ ïðåîáëàäàíèå îáñòðóêòèâíîãî ñèíäðîìà, íàñëîåíèå àëëåðãè÷åñêîãî êîìïîíåíòà, íàêëîííîñòü ê çàòÿæíîìó è ðåöèäèâèðóþùåìó òå÷åíèþ, ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò è îìîëîæåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû, òåíäåíöèÿ ê ðàçâèòèþ òÿæåëûõ ôîðì. Ðàñòåò êîëè÷åñòâî äåòåé ñ ñî÷åòàííîé ïîëèîðãàííîé ïàòîëîãèåé, ÷òî ìîæíî îáúÿñíèòü íàëè÷èåì äèñáàëàíñà èììóííîé ñèñòåìû âñëåäñòâèè ìàññèâíîãî íåáëàãîïðèÿòíîãî ýêîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ. Óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî äåòåé óñòîé÷èâûõ ê òðàäèöèîííîé òåðàïèè.

Èç îáùåãî ÷èñëà äåòåé íàõîäÿùèõñÿ íà äèñïàíñåðíîì ó÷åòå â ïîëèêëèíèêàõ, áîëüíûõ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ôàêòè÷åñêè èìååòñÿ â 2,2-2,8 ðàçà áîëüøå, ÷åì ðåãèñòðèðóåòñÿ, ÷òî âåäåò ê íåäîñòàòî÷íîìó ëå÷åíèþ ýòîé êàòåãîðèè äåòåé. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü áðîíõèàëüíîé àñòìû 12,7%.

Ïðèìåíåíèå êîìïëåêñíîé öåëåíàïðàâëåííîé òåðàïèè ñ èñïîëüçîâàíèåì èììóíîêîððèãèþùèõ ñðåäñòâ è ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé (îðãàíèçàöèÿ ðåæèìà äíÿ è ïèòàíèÿ, ñàíàöèÿ ñîïóòñòâóþùèõ î÷àãîâ èíôåêöèè, ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ, çàêàëèâàíèå) íà ýòàïàõ äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ (ðåàáèëèòàöèîííûå ïàëàòû, ñàíàòîðèé, ïîëèêëèíèêà) ÿâëÿåòñÿ áîëåå ýôôåêòèâíûì ïî ñðàâíåíèþ ñ îáùåïðèíÿòîé òåðàïèåé, áûñòðåå óëó÷øàåò êëèíèêî-ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè, ñîêðàùàåò ÷àñòîòó îáîñòðåíèé áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé â 2,8-3 ðàçà.

Ðàçðàáîòàííàÿ îáó÷àþùàÿ ïðîãðàììà (êîòîðàÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ âíåäðÿåòñÿ â ïðàêòèêó) äëÿ ðîäèòåëåé äåòåé ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé,, ïîçâîëÿåò ñíèçèòü îáùåå ÷èñëî ãîñïèòàëèçàöèé â 2,2 ðàçà, ÷èñëî îáîñòðåíèé çàáîëåâàíèÿ â 2 ðàçà. Ñîçäàíèå Àñòìà-øêîëû áóäåò ñïîñîáñòâîâàòü ïîâûøåíèþ ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åíèÿ äåòåé, óëó÷øåíèþ äîëãîâðåìåííîãî ïðîãíîçà, à â êîíå÷íîì èòîãå è êà÷åñòâà æèçíè äåòåé.

Ðàáîòà íàä ýòîé äèïëîìíîé ðàáîòîé ïîìîãëà ìíå ãëóáæå ïîíÿòü ìàòåðèàë è ñòàëà î÷åðåäíûì ýòàïîì ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ìîèõ íàâûêîâ è çíàíèé. Íåñìîòðÿ íà òðóäíîñòè â ðàáîòå è íåäîñòàòî÷íûé îïûò, ÿ ñòàðàþñü ïðèìåíÿòü ñâîè çíàíèÿ è óìåíèÿ íà ïðàêòèêå, à òàêæå èñïîëüçîâàòü ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ðàáîòå ñ ïàöèåíòàìè è èõ ðîäèòåëÿìè

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

ïî òåìå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà»

1.Ìóõèíà Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ê ïðåäìåòó «Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà»; 2-å èçäàíèå èñï. äîï. Ì.: — ÃÝÎÒÀÐ — Ìåäèà 2009. — 512 ñ.

2.Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè — ÎÎÎ «Ìåäèöèíñêîå èíôîðìàöèîííîå àãåíñòâî», 2008. — 544 ñ.

3.Øàïêèí Â.Å., Çàçäðàâíîâ À.À., Áîáðî Ë.Í. Ïàñèåøâèëè — Ñïðàâî÷íèê ïî òåðàïèè ñ îñíîâàìè ðåàáèëèòàöèè — Ì.: — Ôåíèêñ — 2007. — 275 ñ.

4.Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà — Íàó÷íî — ïðàêòè÷åñêèé è ïóáëèöèñòè÷åñêèé æóðíàë — Èçäàòåëüñêèé äîì «Ðóññêèé âðà÷» — ¹1-2010, ¹5-2010.

5.Ìåäñåñòðà — Íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêèé æóðíàë — Ìåäèçäàò — ¹2-2011.

6.Áàëàáîëêèí È. È — Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ïåäèàòðèè: Ñá. íàó÷íûõ òðóäîâ / Êàçàíñêèé ìåä. èí-ò. — Êàçàíü, 1996. — Ñ 16-22.

7. Áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé. Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé / Ñ.Â. Ðà÷èíñêèé, Â.Ê. Òàòî÷åíêî, Ð.Ã. Àðòàìîíîâ è äð. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1987. — 496

8. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé: äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà. Íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêàÿ ïðîãðàììà — Ì.; 2004.

9. Íàöèîíàëüíàÿ ïðîãðàììà “Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé. Ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêà”. — Ìîñêâà, 1997, — 90 ñ.

10. Öîé À.Í., Àðõèïîâ Â.Â. Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû: ïåðñïåêòèâû ãèáêîãî äîçèðîâàíèÿ ïðåïàðàòà / Consilium-Medicum, Òîì 06, ¹ 10, 2004.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник