Сестринский уход при бронхиальной астме заключение
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Владивостокский базовый медицинский колледж»
Рассмотрено и согласовано
на заседании предметно-
цикловой комиссии
Протокол № ________
«___» ___________20 ___ г.
Председатель ПЦК
клинических
дисциплин
Радченко Т.В.________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
для обучающегося
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Раздел 1. Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.
Тема 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля
Тема 1.7 Сестринский уход при бронхиальной астме
2016 г
Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело.
Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра, — это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля.
Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Содержание
- Методический блок:
1.1.Обращение к обучающимся
1.2. Мотивация изучения темы
1.3. Цели обучения
2. Информационный блок:
2.1. Структура теоретической части:
2.2.1.Определение, факторы риска, клиника.
2.2.2.Методы обследования
2.2.3.Лечение, принципы ухода
3. Обобщение и систематизация изложенного материала
4. Список литературы
1.Методический блок
Уважаемый студент!
1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста.
1.2. Мотивация изучения данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности.
Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей.
Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах.
В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%.
Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения.
Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов.
Бронхиальная астма – заболевание хроническое.
«Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя.
У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов.
Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно.
Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне.
Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.
1.3. Цели обучения:
учебные:
-добиться прочного усвоения знаний
-логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях
— применять теоретические знания на практике;
развивающие:
-совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности
— развивать культуру речи, память;
воспитательные:
— формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека;
— развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),
выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3);
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05);
— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);
знать
факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях.
Формируемые компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
- Информационный блок.
Теоретическая часть.
Сестринский уход при бронхиальной астме
Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха.
По статистике бронхиальной астмой страдают от 3 до 10% населения.
Современная этиологическая классификация
бронхиальной астмы.
- Экзогенная (атопическая) бронхиальная астма, вызванная экзогенными этиологическими факторами (неинфекционными):
- бытовые аллергены (домашняя пыль, плесневые и дрожжевые грибы;
- пыльцевые аллергены (сорных злаков – тимофеевки, овсяницы; сорняков — полыни, лебеды, амброзии; деревьев – берёзы, ольхи, тополя);
- лекарственные аллергены (антибиотики, ферменты, иммуноглобулины, сыворотки, вакцины);
- пищевые аллергены (имеющие природный и синтетический краситель тартразин, а так же продукты, содержащие в свободном виде серотонин – чай, кофе, старый сыр, ананасы, бананы);
- профессиональные аллергены (пыль муки, кофейных зёрен, чешуйки телец и крыльев бабочек в шёлковой промышленности, соли платины в металлообрабатывающей промышленности, эпидермальные аллергены в животноводстве и т.д.)
- Эндогенная (неатопическая) бронхиальная астма, не имеющая в своей основе аллергической сенсибилизации, и не связанная с воздействием аллергена. В качестве этиологического фактора могут выступать:
- нарушения метаболизма арахидоновой кислоты («аспириновая астма»);
- эндокринные нарушения;
- нервно-психические нарушения;
- нарушения рецепторного и электролитного баланса дыхательных путей;
- физическая нагрузка.
3. Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной форм.
ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.
Выделяют 3 стадии.
- Иммунологическая – т.е. при первичном попадании аллергена в организм начинается активизация иммуноглобулинов, которые, соединяясь с аллергенами, образуют антитела.
- Патохимическая – заключается в том, что при повторном попадании аллергена в организм образуется комплекс АГ+АТ, который оседает на мембране тучной клетки шокового органа (слизистая оболочка бронхов). Тучная клетка открывается и выбрасывает медиаторы воспаления: ацетилхолин, серотонин, гистамин, брадикинин, лейкотриены, воспалительные простоглаидины, фактор, активизирующий тромбоциты.
- Патофизиологическая – развивается симптомокомплекс брохиальной астмы; приступ удушья, который возникает вследствие бронхоспазма, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции.
Клиническая картина:
Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.
Приступ удушья – это:
- одышка на фоне резкого ограничения подвижности грудной клетки;
- свистящие дистанционные хрипы, меняющие свою интенсивность и локализацию после кашля;
- свистящие и жужжащие хрипы в лёгком при аускультации;
- кожные покровы бледные, сухие;
- в дыхании участвуют вспомогательные мышцы;
- приступ удушья всегда сопровождается тахикардией, глухостью тонов, загрудинными болями;
- больной принимает вынужденное положение (сидя, опёршись руками на край того, на чём сидит с наклоном вперёд);
- кашель чаще всего сухой, реже с вязкой, стекловидной мокротой.
Лечение приступа удушья:
- Больной принимает вынужденное положение: сидя, наклон вперед, опершись руками о край того, на чем сидит. И в таком положении, его необходимо транспортировать в отделение.
- Успокоить больного
- Обеспечить доступ свежего воздуха.
- Расстегнуть (по возможности снять) стесняющую одежду, горчичник на область бифуркации трахеи спереди, банки на межлопаточную область сзади, горячие ножные ванны.
- Обильное, теплое (горячее) питье, по возможности щелочное (горячее молоко, подогретая минеральная вода, раствор 2% соды, отхаркивающие травы).
- Увлажненный кислород
- Вибромассаж грудной клетки
- Сальбутамол (вентолин) под строгим контролем, прием препарата не более 4-5 раз в сутки, из-за опасности полной блокады β-рецепторов бронхиальной стенки.
- Преднизолон 5 мг на 1 килограмм веса (в 0,9%-200,0-400,0 мл раствора натрия хлорида внутривенно, капельно)
- Серетид (2 дозы) ингаляционный препарат, содержащий глюкокортикостероид (флутиказон пропионат) и бронходилятатор короткого действия (сальметерол), препарат подействует, если бронхи еще проходимы
- Если приступ не купируется, Преднизолон 30 мг порошком (независимо от времени суток, запить 0,5 литра молока) доза в 30 мг (6 таблеток) принимается в последующие дни до достижения терапевтического эффекта, затем, по схеме снижения глюкокортикоидов уменьшается на нет, а больной продолжает лечение ингаляционными глюкокортикоидами
Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние, которое возникает вследствие блокады В2- рецепторов бронхиальной стенки.
ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.
Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:
- Клинические признаки, характеризующие частоту, выраженность, время возникновения в течение суток эпизодов усиления симптомов, в т.ч. приступов удушья
- Результаты исследования пиковой скорости выдоха (ПСВ), измеряемой с помощью индивидуального пик-флоуметра
Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха.
(ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%.
Атопическая бронхиальная астма.
ЭТИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ:
- Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с аллергеном. Изоляция больного от окружающих его аллергенов (постоянная или временная перемена места жительства, работы).
- Безаллергенные палаты применяются в институте иммунологии ( Москва) с 1981 года в лечении больных с ингаляционной аллергией. Эти палаты снабжены тонкой системой очистки воздуха 5 раз в сутки. Воздух очищается от всех примесей и поступает в палату.
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
- Воздействие на иммунологическую фазу
Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.
- Специфическая гипосенсибилизация (иммунотерапия).
Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида:
# водно-солевые
# очищенные аллергены
# активные фракции аллергенов
# химические модифицированные аллергены
# обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами
# пролонгированные аллергены
Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают.
- Неспецифическая десенсибилизация
– это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам.
# разгрузочная диетотерапия;
# лечение гистоглобулином, аллергоглобулином по схеме;
# лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:
- экстракт элеутерококка 30 капель x 3 раза в сутки
- сапарал (аралия маньчжурская) 0,05 г x 3 раза в сутки
- настойка китайского лимонника 30 капель x 3 раза в сутки
- настойка женьшеня 30 капель x 3 раза в сутки
- настойка радиолы розовой 30 капель x 3раза в сутки
- пантокрин 30 капель x 3 раза в сутки
- Воздействие на патохимическую фазу.
- Мембраностабилизирующие препараты, предупреждающие дегрануляцию тучных клеток:
- хромогликат натрия (интал, ифирал, кромолин, назалкром, оптикром)
- недокромил натрия (тайлед)
- кетотифен (задитен, позитан)
- Лечение глюкокортикоидами.
Механизм действия глюкокортикоидов:
- стабилизируют тучные клетки, предупреждая их дегрануляцию и выход медиаторов воспаления;
- увеличивают количество и чувствительность В2 адренорецепторов бронхов к бронхорасширящим воздейсвиям адреномиметиков и симпатолитиков;
- уменьшают отёк слизистой бронха.
Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2х вариантах:
I вариант – лечение ингаляционными формами
(выделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов)
1е поколение:
Беклометазона дипропионат (бекломет, бекотид, беклокорт, альдецин)
(терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении)
2е поколение:
будесонид (горакорт, пульмикорт)
ингакорт (флунизолид)
фликсотид (флютиказона пропионат)
терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки
Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида.
Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:
- развитие фарингита, дисфонии, вследствие атрофии мышц гортани; кандидомикоза полости рта;
- системные побочные эффекты – кушингоидный синдром, угнетение гипофизарно-надпочечниковой системы, развитие остеопороза.
II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально
(системная глюкокортикоидная терапия).
Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:
- очень тяжёлое течение бронхиальной астмы при отсутствии эффекта от других методов лечения;
- кортикозависимая бронхиальная астма;
- астматический статус.
Используют три группы глюкокортикоидов:
1я группа – группа преднизолона:
- преднизолон (по 0,005 г таблетки, ампулы в 1 мл – 30 мг)
- метилпреднизолон (метипред, урбазон — таблетки 40 мг)
2я группа – группа триамцинолона:
- триамцинолон, кенакорт, полькортолон, беликорт (таблетки 40мг)
- кеналог (триамцинолон продлённого действия) 1 мл- 40мг
3я группа – группа дексаметазона:
- дексаметазон, дексон, дексазон (таблетки 0,005 г, ампулы 1-2 мл 0,4% — 4 и 8 мг)
Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона.
Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:
- ожирение (с перераспределением жира, преимущественно в области груди, живота, шейного отдела позвоночника, появление лунообразного лица)
- психозы, эмоциональная лабильность
- истончение, сухость кожи
- атрофия мышц
- остеопороз
- гипергликемия (стероидный сахарный диабет)
- артериальная гипертензия
- задержка натрия и отёки
- угнетение функции надпочечников
- Препараты, блокирующие действие медиаторов аллергии, воспаления, бронхоспазма
Антигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)
- терфенафин (терфен, трилудан, телдан) по 0,06 г 2 раза в сутки
- астелизол (гисманал) 10 мг 1 раз в сутки (могут вызывать нарушения сердечного ритма, поэтому не принимаются при сопутствующих заболеваниях ССС)
- лератидин (кларитин) 0,01 г 2 раза в сутки
- акривастин (семпрекс) 1 капсула 2 раза в сутки
- цетиризин (зиртек) 10 мг 1 раз вечером
- Воздействие на патофизиологическую стадию.
- Бронходилятаторы
Селективные β2 адренорецепторы короткого действия:
- сальбутамол (вентолин) 100 мкг – 1-2раз в сутки
- вентодикс – 200-400 мкг – 2-4 раза в сутки
- сальмефамол – 200 мг — 2-4 раза в сутки
- тербутилин (бриканил) 250 мкг — 2-4 раза в сутки
- ипрадол – 200 мкг 2-4 раза в сутки
- Метилксантины
оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений.
Пролонгированные теофиллины.
- нифил
- дилатрон
- эуфилонг
- филоконтин
Частота приёма – 1 раз в сутки
- Отхаркивающие средства и фитотерапия.
- Листья мать-и-мачехи, Трава душицы, Багульник, Березовые почки, Зверобой, Ромашка, Солодка (корни), Валериана (корни), Пустырник, Мята перечная
- Физиолечение.
- Электросон
- Электрофорез
- Ультразвук
- УФО грудной клетки
- Аэрофитотерапия
- Дыхательная гимнастика
- Барокамера
- Ультрафиолетовое облучение крови (УФОК)
- Лечение лазером (внутривенное)
- Ингаляции
- Массаж грудной клетки
- спелеокамера
Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)
Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;
Литература
- 1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 105-113
- Лекции
Источник
Îñíîâíûå ôàêòîðû, ïðåäðàñïîëàãàþùèå ê ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îñîáåííîñòü ïðèíöèïîâ ôîðìèðîâàíèÿ ïðèñòóïà óäóøüÿ. Àíàëèç òå÷åíèÿ îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïðèíöèïû îêàçàíèÿ ïåðâè÷íîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Êîìïëåêñ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áîëåçíè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
3. Óòî÷íèòü íàëè÷èå àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè íà ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî.
4. Âûìûòü è îñóøèòü ðóêè.
5. Ïðèãîòîâèòü îñíàùåíèå.
6. Ïðîâåðèòü íàçâàíèå, ñðîê ãîäíîñòè ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà.
7. Èçâëå÷ü ñòåðèëüíûå ëîòêè, ïèíöåò èç óïàêîâêè.
8. Ñîáðàòü îäíîðàçîâûé øïðèö.
9. Ïðèãîòîâèòü 4 âàòíûõ øàðèêà (ñàëôåòêè), ñìî÷èòü èõ êîæíûì àíòèñåïòèêîì â ëîòêå.
10. Íàäïèëèòü àìïóëó ñ ëåêàðñòâåííûì ñðåäñòâîì, ñïåöèàëüíîé ïèëî÷êîé.
11. Îäíèì âàòíûì øàðèêîì ïðîòåðåòü àìïóëó è âñêðûòü å¸.
12. Ñáðîñèòü èñïîëüçîâàííûé âàòíûé øàðèê ñ êîíöîì àìïóëû â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.
13. Íàáðàòü â øïðèö ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî èç àìïóëû, ñìåíèòü èãëó.
14. Ïîëîæèòü øïðèö â ëîòîê è òðàíñïîðòèðîâàòü â ïàëàòó.
15. Ïîìî÷ü ïàöèåíòó çàíÿòü óäîáíîå äëÿ äàííîé èíúåêöèè ïîëîæåíèå (íà æèâîòå èëè íà áîêó).
Âûïîëíåíèå ïðîöåäóðû
1.Îïðåäåëèòü ìåñòî èíúåêöèè.
2.Íàäåòü ïåð÷àòêè.
3.Îáðàáîòàòü âàòíûì øàðèêîì (ñàëôåòêîé), ñìî÷åííûì êîæíûì àíòèñåïòèêîì, êîæó â ìåñòå èíúåêöèè äâàæäû (âíà÷àëå áîëüøóþ çîíó, çàòåì íåïîñðåäñòâåííî ìåñòî èíúåêöèè).
4.Âûòåñíèòü âîçäóõ èç øïðèöà, íå ñíèìàÿ êîëïà÷îê, ñíÿòü êîëïà÷îê ñ èãëû.
5.Ââåñòè èãëó â ìûøöó ïîä óãëîì 90°, îñòàâèâ 2 — 3 ìì èãëû íàä êîæåé.
6.Ïåðåíåñòè ëåâóþ ðóêó íà ïîðøåíü è ââåñòè ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî.
7.Èçâëå÷ü èãëó, ïðèæàâ âàòíûé øàðèê (ñàëôåòêó).
8.Ïîëîæèòü èñïîëüçîâàííûé øïðèö â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.
Îêîí÷àíèå ïðîöåäóðû.
1. Ñäåëàòü ëåãêèé ìàññàæ ìåñòà èíúåêöèè, íå îòíèìàÿ âàòû (ñàëôåòêè) îò êîæè.
2. Ïîìåñòèòü âàòíûé øàðèê (ñàëôåòêó) â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.
3. Ïîìî÷ü ïàöèåíòó çàíÿòü óäîáíîå äëÿ íåãî ïîëîæåíèå.
4. Óòî÷íèòü ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà.
5. Ïðîâåñòè äåçèíôåêöèþ èñïîëüçîâàííîãî îáîðóäîâàíèÿ â îòäåëüíûõ ¸ìêîñòÿõ íà âðåìÿ ýêñïîçèöèè.
6. Ñíÿòü ïåð÷àòêè, çàìî÷èòü èõ â ðàñòâîðå äåçñðåäñòâà íà âðåìÿ ýêñïîçèöèè.
7. Âûìûòü è îñóøèòü ðóêè.
Àëãîðèòì ïðèìåíåíèå êàðìàííîãî èíãàëÿòîðà
Ïîäãîòîâêà ê ïðîöåäóðå:
1. Óòî÷íèòü ó ïàöèåíòà èíôîðìèðîâàííîñòü î ëåêàðñòâåííîì ñðåäñòâå, õîäå ïðîöåäóðû è ñîãëàñèå.
2. Ïðî÷èòàòü íàçâàíèå ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà.
3. Âûìûòü ðóêè.
4. Äàòü ïàöèåíòó áàëëîí÷èê ñ ëåêàðñòâåííûì ïðåïàðàòîì.
Çàïîìíèòå! Íå ðàñïûëÿéòå ëåêàðñòâåííûé ïðåïàðàò â âîçäóõ! Ýòî îïàñíî äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ.
5. Ïðåäëîæèòü ïàöèåíòó ñåñòü (åñëè åãî ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò, ëó÷øå âûïîëíÿòü ïðîöåäóðó ñòîÿ, òàê êàê äûõàòåëüíàÿ ýêñêóðñèÿ ëåãêèõ ïðè ýòîì ýôôåêòèâíåå, íî ìîæíî ïðîâîäèòü èíãàëÿöèþ ñèäÿ):
à)ñíÿòü ñ èíãàëÿòîðà çàùèòíûé êîëïà÷îê;
á)ïåðåâåðíóòü áàëëîí÷èê ñ àýðîçîëåì ââåðõ äíîì è âñòðÿõíóòü åãî;
â)ñäåëàòü ãëóáîêèé âûäîõ;
ã)âçÿòü â ðîò ìóíäøòóê èíãàëÿòîðà, ïëîòíî îáõâàòèâ åãî ãóáàìè; ãîëîâó ïðè ýòîì ñëåãêà çàïðîêèíóòü íàçàä;
ä)ñäåëàòü ãëóáîêèé âäîõ ÷åðåç ðîò è îäíîâðåìåííî íàæàòü íà äíî áàëëîí÷èêà;
å)èçâëå÷ü ìóíäøòóê èíãàëÿòîðà èçî ðòà, çàäåðæàòü äûõàíèå íà 5-10 ñ (àêöåíòèðîâàòü íà ýòîì âíèìàíèå ïàöèåíòà!);
æ)ñäåëàòü ñïîêîéíûé âûäîõ.
Èíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà: ïîñëå êàæäîé èíãàëÿöèè ìóíäøòóê ïðîìûòü âîäîé ñ ìûëîì è âûòåðåòü íàñóõî
Çàïîìíèòå! Êîëè÷åñòâî èíãàëÿöèé è âðåìåííîé ïðîìåæóòîê ìåæäó íèìè îïðåäåëÿåò âðà÷.
Çàâåðøåíèå ïðîöåäóðû
1.Çàêðûòü çàùèòíûì êîëïà÷êîì èíãàëÿòîð ïîñëå ïðîìûâàíèÿ è óáðàòü åãî.
2.Âûìûòü ðóêè
3.Ñäåëàòü çàïèñü î ðåçóëüòàòàõ îáó÷åíèÿ, âûïîëíåííîé ïðîöåäóðå è ðåàêöèè íà íåå ïàöèåíòà â «Ìåäèöèíñêîé êàðòå».
13. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
Ïåðåä ñåñòðèíñêèìè âìåøàòåëüñòâàìè íåîáõîäèìî ïðîâåñòè îïðîñ ïàöèåíòà èëè åãî ðîäñòâåííèêîâ, ïðîâåñòè îáúåêòèâíîå èññëåäîâàíèå — ýòî ïîçâîëèò ìåäèöèíñêîé ñåñòðå îöåíèòü ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà, à òàê æå ñâîåâðåìåííî âûÿâèòü åãî íàñòîÿùèå è ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû, óäîâëåòâîðÿòü íàðóøåííûå æèçíåííî âàæíûå ïîòðåáíîñòè ïàöèåíòà, îêàçûâàòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü åìó è ðîäèòåëÿì. Ñôîðìèðîâàòü ïëàí óõîäà.
Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà:
-íàðóøåíèå äûõàíèÿ èç — çà îòåêà ñëèçèñòîé, áðîíõîñïàçìà, ãèïåðñåêðåöèè ñëèçè, ãèïîêñèè;
-äåôèöèò æèäêîñòè èç — çà ãèïåðâåíòèëÿöèè ëåãêèõ è íåäîñòàòî÷íîãî åå ïîòðåáëåíèÿ;
-íàðóøåíèå àïïåòèòà;
-íàðóøåíèå ñíà;
-äèñêîìôîðò, ñâÿçàííûé ñ íåîáõîäèìîñòüþ äëèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ, íåæåëàíèå ïðèíèìàòü ïðåïàðàòû;
-áåñïîêîéñòâî, ÷óâñòâî òðåâîãè, ñòðàõ ïåðåä ïðèñòóïîì;
-ñíèæåíèå ïåðåíîñèìîñòè íàãðóçîê âñëåäñòâèå íåñîîòâåòñòâèÿ ïîñòóïëåíèÿ êèñëîðîäà â îðãàíèçì åãî ïîòðåáíîñòÿì;
-äåôèöèò ñàìîóõîäà;
-ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, âûçâàííàÿ âûíóæäåííûì äëèòåëüíûì ïðåáûâàíèåì äîìà èëè ãîñïèòàëèçàöèåé;
-îãðàíè÷åíèå â âûáîðå ïðîôåññèè;
-ïðèñîåäèíåíèå òÿæåëûõ îñëîæíåíèé.
Öåëüþ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ ïîäãîòîâêà áîëüíîãî ê äîïîëíèòåëüíûì ìåòîäàì èññëåäîâàíèÿ, çàáîðà áèîëîãè÷åñêîãî ìàòåðèàëà (êðîâü, ìîêðîòà) äëÿ ëàáîðàòîðíîãî èññëåäîâàíèÿ, âûïîëíåíèå âðà÷åáíûõ íàçíà÷åíèé ëå÷åíèÿ áîëüíîãî, îêàçàíèÿ äîâðà÷åáíîé íåîòëîæíîé ïîìîùè, ïîäãîòîâêè áîëüíîãî äëÿ êîíñóëüòàöèè äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ.
14. Ôîðìèðîâàíèå çíàíèé ó ðîäèòåëåé è ïàöèåíòîâ
Îäíèì èç âàæíåéøèõ ìîìåíòîâ ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå ïëàíà ïèñüìåííûõ èíñòðóêöèé ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà è åãî ðîäèòåëåé âî âðåìÿ ïðèñòóïà áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïèñüìåííûå èíñòðóêöèè áîëüíîìó è åãî ðîäèòåëÿì äàåò íåïîñðåäñòâåííî ëå÷àùèé âðà÷. Äëÿ ëó÷øåãî âçàèìîäåéñòâèÿ è âçàèìîïîíèìàíèÿ íåîáõîäèìî ïîâûøåíèå çíàíèé ïàöèåíòîâ è ðîäèòåëåé î áðîíõèàëüíîé àñòìå. Âàæíî, ÷òîáû áîëüíîé ïðåäñòàâëÿë ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ïðèñòóïà, åãî âîçìîæíûå ïðè÷èíû, ñèìïòîìû — ïðåäâåñòíèêè ïðèñòóïà, óìåë ïðîâîäèòü ïèêôëîóìåòðèþ, è îöåíèâàòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, áûë îáó÷åí ïîëüçîâàíèþ èíãàëÿòîðîì, íåáóëàéçåðîì, çíàë ëåêàðñòâà, êîòîðûå íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ òåðàïèè. Âñå ýòè çíàíèÿ ìîæíî ïîëó÷èòü çàíèìàÿñü â «Àñòìà-øêîëå» èëè â èíäèâèäóàëüíîé áåñåäå ñ âðà÷îì.
15. Ïðîôèëàêòèêà ïðèñòóïíîãî ïåðèîäà
Ôàðìàêîëîãè÷åñêàÿ òåðàïèÿ.Ýôôåêòèâíîñòü ìåäèêàìåíòîçíîé ïðîôèëàêòèêè îñíîâàíà íà ïðåäîòâðàùåíèè ïåðåõîäà àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé â áðîíõèàëüíóþ àñòìó. Èñïîëüçîâàíèå ñîâðåìåííûõ ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêèõ ñðåäñòâ, â ÷àñòíîñòè, öåòèðèçèíà, ñíèæàåò íà 20% ÷àñòîòó ôîðìèðîâàíèÿ àñòìû ó äåòåé, èìåþùèõ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê öâåòî÷íîé ïûëüöå, äîìàøíèì àëëåðãåíàì è øåðñòè æèâîòíûõ.
Ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè. Âàæíåéøåé ìåðîé ÿâëÿåòñÿ ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå äî 6 ìåñÿöåâ. Õàðàêòåðíî, ÷òî êîðìëåíèå ðåáåíêà èñêóññòâåííîé ìîëî÷íîé ñìåñüþ â ïåðâûå äíè æèçíè ôîðìèðóåò ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê ïèùåâîé àëëåðãèè è óìåíüøàåò áëàãîòâîðíîå âîçäåéñòâèå ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ. Ïðè ýòîì è ñìåñè íà îñíîâå êîðîâüåãî ìîëîêà, è íà îñíîâå ñîè îäèíàêîâî àëëåðãåííû. Íåîáõîäèìî ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå, îáåñïå÷èâàòü óìåíüøåíèå âëàæíîñòè è óñòðàíåíèå èç ïîìåùåíèÿ èñòî÷íèêîâ îòêðûòîãî îãíÿ. Òàêæå âàæíà è âàêóóìíàÿ ÷èñòêà (îáåñïûëèâàíèå), ïðîãðåâ è ïðîìîðàæèâàíèå ïîñòåëüíûõ ïðèíàäëåæíîñòåé, èñïîëüçîâàíèå èîíèçàòîðîâ è âîçäóøíûõ ôèëüòðîâ. Äàííûå ìåðîïðèÿòèÿ ñëåäóåò ïðîâîäèòü íå òîëüêî ïîñëå ðîäîâ, íî è âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè.
Åñëè æåíùèíà êóðèò âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, ó íîâîðîæäåííîãî óìåíüøàåòñÿ ëåãî÷íàÿ ôóíêöèÿ, ÷èñëî äûõàòåëüíûõ èíôåêöèé óâåëè÷èâàåòñÿ — è ýòî ïðèâîäèò ê ðèñêó ðàííåãî âîçíèêíîâåíèÿ àñòìû. Åñëè æå ðåáåíîê è ïîñëå ðîæäåíèÿ íàõîäèòñÿ â ïðîêóðåííîì ïîìåùåíèè, ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ àëëåðãèÿ, à òÿæåñòü è ÷àñòîòà ñèìïòîìîâ àñòìû óâåëè÷èâàåòñÿ. Ìåíåå çíà÷èìîé, îäíàêî äîêàçàííîé ñ÷èòàåòñÿ ðîëü ëåòó÷èõ õèìè÷åñêèõ ðåàãåíòîâ, îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé è ãàçîâ (ïîëëþòàíòîâ).
Òåðàïèÿ èììóííîé ñèñòåìû.Àëëåðãåí-ñïåöèôè÷åñêàÿ èììóíîòåðàïèÿ (ÀÑÈÒ) ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåòîäîâ ïðåäîòâðàùåíèÿ àñòìû, ñíèæàÿ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà ðåáåíêà íà àëëåðãåíû. Èììóíèòåò ïðèó÷àþò ïðàâèëüíî ðåàãèðîâàòü íà ðàçäðàæèòåëè, âíîñÿ èõ â ìàëîé êîíöåíòðàöèè. Îäíàêî ïðèìåíÿòü ýòó ìåòîäèêó ìîæíî ïîñëå äîñòèæåíèÿ ðåáåíêîì ÷åòûðåõëåòíåãî âîçðàñòà.
Àíòèàëëåðãåííûå ìåðû. Íàøè äåòè â òå÷åíèå ïåðâûõ ëåò ñâîåé æèçíè ïðîâîäÿò â ïîìåùåíèè 95% âðåìåíè. Øåðñòü êîøåê ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñèëüíûì èç âñåõ äîìàøíèõ àëëåðãåíîâ, à îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, âûçûâàþò àëëåðãèþ åùå ðàíüøå, ÷åì ïûëüöà ðàñòåíèé. Ïîýòîìó ñëåäóåò êàê ìîæíî òùàòåëüíåå îáåñïûëèâàòü ïîìåùåíèÿ, â êîòîðûõ ñîäåðæàòñÿ äåòè. Ýòî îäíîçíà÷íî ñíèæàåò ðèñê çàáîëåâàíèÿ àñòìîé âïîñëåäñòâèè.
À òàê æå ñì.ïðèëîæåíèå 1.
Çàêëþ÷åíèå
Òðóä ìåäèêà èìååò ñâîè îñîáåííîñòè. Ïðåæäå âñåãî, îí ïðåäïîëàãàåò ïðîöåññ âçàèìîäåéñòâèÿ ëþäåé. Çäåñü ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäû ïåðåïëåòàþòñÿ ñ ëè÷íîñòíûìè îòíîøåíèÿìè. Âûïîëíÿÿ ëþáóþ èíâàçèâíóþ ïðîöåäóðó, ñëåäóåò ïîìíèòü çàïîâåäü Ãèïïîêðàòà «Íå íàâðåäè» è ñäåëàòü âñå, ÷òîáû åå âûïîëíèòü.  óñëîâèÿõ òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà â ìåäèöèíå è âñå áîëüøåãî îñíàùåíèÿ áîëüíèö è ïîëèêëèíèê íîâûìè èçäåëèÿìè ìåäèöèíñêîé òåõíèêè. Ðîëü èíâàçèâíûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ áóäåò âîçðàñòàòü. Ýòî îáÿçûâàåò ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð ñêðóïóëåçíî èçó÷àòü èìåþùèåñÿ è âíîâü ïîñòóïàþùèå òåõíè÷åñêèå ñðåäñòâà, îñâàèâàòü èííîâàöèîííûå ìåòîäèêè èõ ïðèìåíåíèÿ, à òàê æå ñîáëþäàòü äåîíòîëîãè÷åñêèå ïðèíöèïû ðàáîòû ñ ïàöèåíòàìè íà ðàçíûõ ýòàïàõ ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêîãî ïðîöåññà.
Îñîáåííîñòüþ òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ÿâëÿåòñÿ ïðåîáëàäàíèå îáñòðóêòèâíîãî ñèíäðîìà, íàñëîåíèå àëëåðãè÷åñêîãî êîìïîíåíòà, íàêëîííîñòü ê çàòÿæíîìó è ðåöèäèâèðóþùåìó òå÷åíèþ, ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò è îìîëîæåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû, òåíäåíöèÿ ê ðàçâèòèþ òÿæåëûõ ôîðì. Ðàñòåò êîëè÷åñòâî äåòåé ñ ñî÷åòàííîé ïîëèîðãàííîé ïàòîëîãèåé, ÷òî ìîæíî îáúÿñíèòü íàëè÷èåì äèñáàëàíñà èììóííîé ñèñòåìû âñëåäñòâèè ìàññèâíîãî íåáëàãîïðèÿòíîãî ýêîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ. Óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî äåòåé óñòîé÷èâûõ ê òðàäèöèîííîé òåðàïèè.
Èç îáùåãî ÷èñëà äåòåé íàõîäÿùèõñÿ íà äèñïàíñåðíîì ó÷åòå â ïîëèêëèíèêàõ, áîëüíûõ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ôàêòè÷åñêè èìååòñÿ â 2,2-2,8 ðàçà áîëüøå, ÷åì ðåãèñòðèðóåòñÿ, ÷òî âåäåò ê íåäîñòàòî÷íîìó ëå÷åíèþ ýòîé êàòåãîðèè äåòåé. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü áðîíõèàëüíîé àñòìû 12,7%.
Ïðèìåíåíèå êîìïëåêñíîé öåëåíàïðàâëåííîé òåðàïèè ñ èñïîëüçîâàíèåì èììóíîêîððèãèþùèõ ñðåäñòâ è ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé (îðãàíèçàöèÿ ðåæèìà äíÿ è ïèòàíèÿ, ñàíàöèÿ ñîïóòñòâóþùèõ î÷àãîâ èíôåêöèè, ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ, çàêàëèâàíèå) íà ýòàïàõ äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ (ðåàáèëèòàöèîííûå ïàëàòû, ñàíàòîðèé, ïîëèêëèíèêà) ÿâëÿåòñÿ áîëåå ýôôåêòèâíûì ïî ñðàâíåíèþ ñ îáùåïðèíÿòîé òåðàïèåé, áûñòðåå óëó÷øàåò êëèíèêî-ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè, ñîêðàùàåò ÷àñòîòó îáîñòðåíèé áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé â 2,8-3 ðàçà.
Ðàçðàáîòàííàÿ îáó÷àþùàÿ ïðîãðàììà (êîòîðàÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ âíåäðÿåòñÿ â ïðàêòèêó) äëÿ ðîäèòåëåé äåòåé ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé,, ïîçâîëÿåò ñíèçèòü îáùåå ÷èñëî ãîñïèòàëèçàöèé â 2,2 ðàçà, ÷èñëî îáîñòðåíèé çàáîëåâàíèÿ â 2 ðàçà. Ñîçäàíèå Àñòìà-øêîëû áóäåò ñïîñîáñòâîâàòü ïîâûøåíèþ ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åíèÿ äåòåé, óëó÷øåíèþ äîëãîâðåìåííîãî ïðîãíîçà, à â êîíå÷íîì èòîãå è êà÷åñòâà æèçíè äåòåé.
Ðàáîòà íàä ýòîé äèïëîìíîé ðàáîòîé ïîìîãëà ìíå ãëóáæå ïîíÿòü ìàòåðèàë è ñòàëà î÷åðåäíûì ýòàïîì ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ìîèõ íàâûêîâ è çíàíèé. Íåñìîòðÿ íà òðóäíîñòè â ðàáîòå è íåäîñòàòî÷íûé îïûò, ÿ ñòàðàþñü ïðèìåíÿòü ñâîè çíàíèÿ è óìåíèÿ íà ïðàêòèêå, à òàêæå èñïîëüçîâàòü ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ðàáîòå ñ ïàöèåíòàìè è èõ ðîäèòåëÿìè
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
ïî òåìå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà»
1.Ìóõèíà Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ê ïðåäìåòó «Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà»; 2-å èçäàíèå èñï. äîï. Ì.: — ÃÝÎÒÀÐ — Ìåäèà 2009. — 512 ñ.
2.Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè — ÎÎÎ «Ìåäèöèíñêîå èíôîðìàöèîííîå àãåíñòâî», 2008. — 544 ñ.
3.Øàïêèí Â.Å., Çàçäðàâíîâ À.À., Áîáðî Ë.Í. Ïàñèåøâèëè — Ñïðàâî÷íèê ïî òåðàïèè ñ îñíîâàìè ðåàáèëèòàöèè — Ì.: — Ôåíèêñ — 2007. — 275 ñ.
4.Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà — Íàó÷íî — ïðàêòè÷åñêèé è ïóáëèöèñòè÷åñêèé æóðíàë — Èçäàòåëüñêèé äîì «Ðóññêèé âðà÷» — ¹1-2010, ¹5-2010.
5.Ìåäñåñòðà — Íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêèé æóðíàë — Ìåäèçäàò — ¹2-2011.
6.Áàëàáîëêèí È. È — Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ïåäèàòðèè: Ñá. íàó÷íûõ òðóäîâ / Êàçàíñêèé ìåä. èí-ò. — Êàçàíü, 1996. — Ñ 16-22.
7. Áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé. Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé / Ñ.Â. Ðà÷èíñêèé, Â.Ê. Òàòî÷åíêî, Ð.Ã. Àðòàìîíîâ è äð. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1987. — 496
8. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé: äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà. Íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêàÿ ïðîãðàììà — Ì.; 2004.
9. Íàöèîíàëüíàÿ ïðîãðàììà Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé. Ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêà. — Ìîñêâà, 1997, — 90 ñ.
10. Öîé À.Í., Àðõèïîâ Â.Â. Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû: ïåðñïåêòèâû ãèáêîãî äîçèðîâàíèÿ ïðåïàðàòà / Consilium-Medicum, Òîì 06, ¹ 10, 2004.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник