Школа бронхиальной астмы положение
Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Что такое астма-школа
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Кто может посещать занятия
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Основные цели и задачи школы
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Программа занятий
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.
Где их организуют и как
Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.
Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.
Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.
Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.
Основные направления в обучении
Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.
Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.
Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.
В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.
Особенности работы астма-школ
Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
- Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
- В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
- Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
- Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
- За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.
В заключение
В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.
Источник
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГУЗ «УОКЦПП»
____________П.Г. Фомин
«__23__»___марта____2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
1. Общие положения.
1.1. Школа здоровья для больных бронхиальной астмой (далее — Школа) создается как
структурное подразделение на базе амбулаторно- поликлинического учреждения.
1.2. Руководитель школы – врач – пульмонолог осуществляет руководство
работой Школы, проводит занятия для больных.
1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности
руководителю ЛПУ. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет ГУЗ «УОКЦПП».
2. Основные задачи Школы.
2.1. Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения
бронхиальной астмы сегодня.
2.2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность
противоастматического лечения.
2.3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении
астмы, предотвращать его.
2.4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.
2.5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и
пикфлоуметр.
2.6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от
этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.
3. Основные цели обучения в Школах для больных бронхиальной астмой.
3.1. Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,
тактике оказания помощи.
3.2. Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих
риск развития его осложнений.
3.3 Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в
домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.
3.4 Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при
бронхиальной астме.
3.5. Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и
формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния
на здоровье.
3.6. Убедить в необходимости бросить курить.
3.7. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.
3.8. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.
4. Основная деятельность Школы.
4.1. Обучение больных с бронхиальной астмой по основным программам.
4.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с бронхиальной
астмой, обучающихся в Школе.
4.3. Анализ эффективности обучения больных с бронхиальной астмой.
4.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ, обмен опытом работы с целью ее
совершенствования.
5. Стандарт оснащения Школы.
5.1. Стулья – 12 шт.
5.2. Столы без тумбочек — 5 шт.
5.3. Кресло для обучающего специалиста – 1 шт.
5.4. Доска маркерная – 1 шт.
5.5. Тумбочки – 2 шт.
5.6. Шкаф платяной – 1 шт.
5.7. Шкаф для размещения наглядных пособий – 1 шт.
5.8. Пикфлоуметр – 12 шт.
5.9. Ростомер – 1 шт.
5.10. Весы напольные – 1 шт.
5.11. Сантиметровая лента – 1 шт.
5.12. Комплекты структурированных программ обучения по темам – 3 шт.
5.13. Демонстрационное оборудование – 1 шт.
5.14. Копировальный аппарат – 1 шт.
5.15. Компьютер с принтером – 1 шт.
5.16. Комплект систем ингаляционной доставки лекарств – 2 шт.
5.17. Комплект оборудования для длительной кислородотерапии на дому – 1 шт.
5.18. Пульсоксиметр – 1 шт.
5.19. Прибор для измерения окиси углерода выдыхаемого воздуха – 1 шт.
5.20. Прибор для измерения окиси азота выдыхаемого воздуха. – 1 шт.
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГУЗ «УОКЦПП»
____________П.Г. Фомин
«_23___»___марта____2015 г.
ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
Программа обучения состоит из цикла занятий, продолжительностью по 60 минут каждое.
Численность пациентов в каждой группе 8-10 человек. Каждое занятие включает
информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений
и практических навыков у пациентов.
Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов,
имеющих близкие уровни дыхательной недостаточности, уровень риска.
Программа включает обязательные темы и при интересе пациентов и возможности
организации включение дополнительных тем.
Цели:
1. Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,
тактике оказания помощи при бронхиальной астме.
2. Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих
риск развития его осложнений.
3. Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в
домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.
4. Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при
бронхиальной астме.
5. Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и
формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния
на здоровье.
6. Убедить в необходимости бросить курить.
7. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.
8. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.
Задачи:
1. Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения
бронхиальной астмы сегодня.
2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность
противоастматического лечения.
3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении
астмы, предотвращать его.
4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.
5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и
пикфлоуметр.
6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от
этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГУЗ «УОКЦПП»
____________П.Г. Фомин
«__23__»__марта_____2015 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ
ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
№ | Тема | Дата проведения | Ответственный |
1. | Что надо знать о бронхиальной астме? | Первый и третий понедельник месяца | Демина О.В. |
2. | Аллергия и астма. Пикфлоуметрия. | Первый и третий вторник месяца | Демина О.В. |
3. | Терапия и питание при БА. | Первая и третья среда месяца | Демина О.В. |
4. | Физическая активность при БА. | Первая и третья пятница месяца | Демина О.В. |
5. | Ингаляционная терапия БА. | Второй и четвертый понедельник месяца | Демина О.В. |
6. | Профилактика и лечение БА. | Второй и четвертый вторник месяца | Демина О.В. |
7. | Ночная астма. Пищевая аллергия. | Вторая и четвертая среда месяца | Демина О.В. |
Источник