Школа бронхиальной астмы презентация
1.
Школа здоровья
бронхиальной астмы
<<Я здоров!>>
2.
Астма-школа – это оздоровительная школа,
которая помогает людям узнать как можно
больше о таком хроническом заболевании, как
бронхиальная астма. Большинство больных
этим недугом практически не обладают
какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае
начинающегося приступа, сами
пациенты и их ближайшие
родственники должны знать все об органах дыхания и о том,
какие деструктивные изменения в них могут протекать при
поражении бронхиальной астмой.
3. Роль школы:
• Информировать пациента о заболевании;
• Обучить навыкам самоконтроля;
• Научить пациента распознавать ранние симптомы
заболевания;
Обучить пикфлоруметрии и её оценке;
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как
развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в
повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того,
очень важно научиться принимать экстренные меры в случае
возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
4. Кто может посещать занятия:
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова
принять каждого человека с данным заболеванием вне
зависимости от пола и
возрастной категории. При
этом неважно, в какой
форме протекает болезнь
и сколько она длится.
В расчет принимается лишь
тяжесть заболевания. Для людей
с астмой в тяжелых формах
организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
5. Основные цели и задачи школы
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам
достичь следующих целей:
избежать прогрессирования заболевания;
получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо
помощи;
ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
изучить способы профилактики обострений;
получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы
заболевания;
ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
научиться применять всевозможные приспособления – врач
продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и
спейсера;
получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание
заболевания;
выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск
возникновения обострений.
6.
Главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
• обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
• понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
• научить практическим приемам;
• убедить пациентов в необходимости
ведения здорового образа жизни и
соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут
следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно
улучшится.
7. Программа занятий
Занятия проводятся в онлайн трансляции от ведущих специалистов
в области лечения бронхиальной астмы, а также видео, фото
материалы и статьи.
В программе лекций рассказывают о следующем:
• Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
• Правила использования медпрепаратов, в частности
кортикостероидов.
• Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
• Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются
всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий
является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами.
8.
Занятие №
Тема для обсуждения
1
Что надо знать о бронхиальной астме? Причины
возникновения недуга.
Факторы риска появления БА.
2
Алгоритм действий во время удушья.
Аллергия и астма. Пикфлоуметрия.
Ингаляционная терапия.
3
Терапия и питание при БА.
4
Физическая активность при БА.
5
Профилактические меры для предупреждения приступа.
6
Ночная астма. Пищевая аллергия.
7
Методика массажа и закаливания. Дыхательная и звуковая
гимнастика. ЛФК.
9. Обратная связь
Вы можете оставить вою оценку или отзыв:
Итоговая оценка
Насколько было обучение
Насколько хорошо были
организованы занятия
Соответствие программы занятий
заявленным целям
Оцените насколько повлияла данная
программа на вашу жизнь
Источник
1.
Казахский национальный медицинский университет имени
С.Д. Асфендииярова
Тема: Астма школа в условиях
поликлиники
Выполнила: Мухамеджан А.Н
Курс: 6
Группа: 026-2к
Проверила: Караева Е.Р
2.
I. Введение
II. Основная часть:
Эпидемиология БА
Школа бронхиальной астмы
Образовательная программа для больных бронхиальной
астмы
III. Заключение
IV. Литература
3. Бронхиальная астма: вчера, сегодня, завтра…
Вчера: распространенность БА в 60-х не
превышала 2-4%, однако с середины 60-х
начинает резко увеличиваться;
Сегодня: БА – одно из самых
распространенных заболеваний человека (300
млн больных БА в мире);
Завтра: к 2025г. БА разовьется еще у 100-150
млн человек;
к 2030г. – 50% жителей планеты будут
аллергиками
4.
Социальное бремя
Бронхиальная астма (БА) и ХОБЛ
– наиболее распространенные и
тяжелые заболевания,
сопровождающиеся развитием
бронхообструктивного синдрома.
Ежегодно в мире от БА погибает до
150 000 человек!
5.
Несколько фактов
Впервые астма была описана в конце II
века н.э.
Сегодня астмой страдают более 300 млн
человек
Во всем мире Астмой болен каждый пятый
шотландец, каждый десятый американец и
каждый пятнадцатый француз
По смертности от астмы лидируют Китай,
Россия, Узбекистан и Албания
Ежегодно от астмы умирает 2 миллиона
человек
6. Эпидемиология астмы
Распространенность астмы среди детей
и взрослых составляет 10-15% и 5-10%
соответственно
Несмотря на оптимизацию подходов к
ведению больных астмой, смертность от
этого заболевания не снижается
Причины повсеместного возрастания
болезненности/смертности остаются не
установленными
7.
Требует от больного длительного, иногда непрерывного
тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого
режима жизни, целого ряда ограничений.
Сложность болезни, повторяемость симптомов, угрожающих
жизни, создает условия эмоционального напряжения,
психологического надлома, истощающих силы больных и их
родственников.
Для адекватного контроля данного заболевания необходима
осведомленность пациента о своей болезни и возможностях
современной медикаментозной терапий.
8.
Одной из лучших и эффективных форм
обучения являются систематические
занятия. Для этого в лечебнопрофилактических учреждениях
организованы школы для больных
бронхиальной астмой.
9.
Основные цели обучения в Школах для
больных бронхиальной астмой:
Расширить знания пациентов о причинах, симптомах
обострениях, приступах, тактике оказания помощи;
Изучить факторы, способствующие формированию
заболевания и определяющие риск развития его
осложнений;
Обучить больных проведению самооценки и самоконтролья
в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также
применению средств доврачебной самопомощи при
появлении симптомов;
10.
Привить пациентам основы здорового питания,
особенности употребления пищи при астме;
Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля
стрессового поведениия и формирование правильного
отношение к нему для уменьшения негативного влияния на
здоровье;
Убедить в необходимости бросить курить;
Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки
симтомов болезни;
11.
Школы проводятся:
Для амбулаторных и стационарных больных;
Как врачами, так и специально обученным средним
медицинским персоналом;
В группу входят больные разные по возрасту и с
разнымистажем заболевания;
Для больных с тяжелой формой астмы
необходимодополнять групповые занятия индивидуальным
обучением.
12.
Набор больных осуществляется:
1. В стационаре:о начале работы Школы здоровья
оповещаются все врачи, которые составляют список
пациентов, нуждающимся в обучении, и направляют их
на занятия;
2. На амбулаторном приеме: участковые врачи сообщают
больным предполагемую дату начала занятий, затем по
контактному телефонкпациенты оповещаются о начале
занятия.
13.
Школа здоровья организуется руководителя
медицинского учереждения.
В пиказе утверждаются:
ответственные лица за выполнение этого вида
медицинских услуг;
инструкции, порядок и формы направления пациентов на
обучение в Школе;
статические формы регистрации и учета;
план и график работы;
Закрепление помещения для проведения занятий,
перечень оборудования.
14.
1. Количество больных в группе не должно быть более 8-10
человек. Предпочтительно обучение пациентов совместно с
их членами семьи, имеющих возможность определять образ
жизни пациента;
2. Цикл занятии может быть ограничен 5 уроками
продолжительностью не болле 1,5 часов. Общая
продолжительность цикла должна составлять не более 7-10
дней. Занятия желательно проводить ежедневно или, в
крайнем случае, с интервалами в 1-2 дня.
3. В течение года обычно проводится 7-9 циклов занятий, в
зависимости от потребности их может быть и больше. В
летние время обучение не проводится.
15.
Полный цикл состоит из 8 занятий, разработанных с учетом
вопросов, которые наиболее часто задают врачу пациенты с
брохиальной астмой.
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Что надо знать о бронхиальной астме?
Аллергия и астма. Пикфлоуметрия;
Терапия и питание при БА;
Физическая активность при БА;
Ингаляционная терапия при БА ;
Профилактика и лечения при БА;
Ночная астма. Пищевая аллергия;
Методика массажа и закаливание.
16.
Снижение
приступов
Снижение
повторных
госпитализаций
Восстановление
прежней
физической
активности
Отсутствие
ночных
симптомов
Улучшение
качества жизни
17.
18.
БЛАГОДАРЮ ЗА
ВНИМАНИЕ!
Источник
1
Астма-школа последнее время достаточно популярна во многих странах. В различных медицинских учреждениях принцип работы ее программ отличается друг от друга. Однако цели и задачи у всех одни
2
Для людей, страдающих бронхиальной астмой, создаются различные программы помощи: Специальная медицинская помощь взрослым и детям, живущим с диагнозом бронхиальная астма;; Профилактическая работа с населением, разъясняющая как избежать у себя и своих родственников этого заболевания; Специальные лекции и занятия для больных астмой, показывающие причины заболевания, его развитие;
3
Лекции, курсы повышения квалификации и различные конференции для врачей- аллергологов; Улучшение обеспечения аппаратами диагностики и лечения аллергологических отделений; Обеспечение больных наиболее эффективными лекарственными средствами профилактики и лечения астмы; Различные оздоровительные мероприятия (путевки в специализированные санатории).
4
Больные в таких школах учатся самопомощи и взаимопомощи. Родителям показывают, как помочь своим больным детям в случае приступа. Астматики учатся жить активно и полноценно со своим заболеванием.
5
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Лекарства для лечения астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции. Астматический статус. Затяжное обострение астмы. Глюкокортикоидная терапия БА.
6
ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ АСТМЫ Препараты, которые используются для лечения астмы, принято разделять на две основные группы: Первая группа — симптоматические препараты, действие которых направлено на восстановление бронхиальной проходимости и снятие бронхоспазма, — это бронхолитики, или бронходилататоры. К этим средствам относятся и т.н. препараты «скорой помощи» для быстрого снятия приступа удушья. Их используют по потребности. Вторая группа — препараты базисной противовоспалительной терапии, действие которых направлено на подавление аллергического воспаления в бронхах, — это глюкокортикоидные гормоны, кремоны и антилейкотриеновые препараты. В отличие от препаратов «скорой помощи» препараты базисной терапии назначаются для длительной профилактики обострений астмы; они не оказывают быстрого, сиюминутного действия.
7
ГОРМОНЫ В ЛЕЧЕНИИ АСТМЫ Среди всех препаратов для длительного лечения и контроля бронхиальной астмы наибольшую эффективность показывают гормональные средства. Из всех многочисленных гормонов, вырабатываемых в организме человека, для лечения астмы используется только одна группа — глюкокортикостероиды. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются ингаляционные глюкокортикостероиды (ингаляционные гормоны); они рассматриваются как средства первой линии в лечении среднетяжелой и тяжелой бронхиальной астмы.
8
ДРУГИЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ АСТМЫ Менее мощными противовоспалительными средствами являются кремоны — препараты интала (кромогликат натрия) и тайлед (недокромил натрия). Интал входит в комплексные препараты: дитек и интал плюс. Интал и тайлед отличаются очень высокой безопасностью, но при достаточно тяжелой астме могут оказаться неэффективными; их применяют при легких и среднетяжелых вариантах астмы.
9
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Основной путь — это уменьшение процессов воспаления в дыхательных путях. Другой путь — это повышение неспецифической резистентности организма детей, который может быть достигнут как использованием иммуностимулирующей терапии, так и немедикаментозными методами.
10
АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС Астматический статус (status asthmaticus) — это опасное для жизни состояние, обусловленное тяжелым затяжным приступом удушья, который не купируется в течение нескольких часов обычными противоастматическими средствами, в том числе повторными инъекциями адреналина и эуфиллина. Данное состояние развивается из-за выраженной обструкции бронхов.
11
АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС Причины развития астматического статуса. Присоединившаяся инфекция: пневмония; острый бронхит бактериальной, вирусной или микотической этиологии; инфекция придаточных пазух носа; острая респираторная инфекция, в том числе и грипп; туберкулез легких.
12
АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС Причины развития астматического статуса. Контакт с аллергенами: массивный контакт с бытовыми аллергенами, например в случае ремонта в квартире; массивный контакт с эпидермальными аллергенами (аллергенами животных), например в гостях; массивный контакт с пыльцой у больных пыльцевой бронхиальной астмой; употребление непереносимой пищи в случае пищевой аллергии; астматическое состояние развивается на фоне крапивницы, отека Квинке, болей в животе; прием непереносимых лекарственных препаратов, в т.ч. НПВП при астматической триаде («аспириновая астма»); удаления перепончатокрылыми насекомыми в случае инсектной аллергии; специфическая иммунотерапия при несоблюдении методики ее проведения или нарушении определенного режима пациентом.
13
ОСТРЫЙ ПРИСТУП УДУШЬЯ (ПАМЯТКА) Он имеет яркую картину, и его невозможно с чем-либо спутать. Внезапно, в течение нескольких секунд, возникает одышка, появляются слышимые на расстоянии хрипы и свисты в легких, чувство распирания в грудной клетке, сухой приступообразный кашель. Что делать: ведите себя, по возможности, спокойно; попытайтесь нормализовать дыхание; откройте окно или форточку, если вы в помещении; сядьте и примите удобное для вас положение; далее следует дважды воспользоваться препаратом «скорой помощи», соблюдая все правила ингаляций. В вашем индивидуальном плане лечения могут быть указаны дополнительные препараты, которые вы должны принять в подобной ситуации; если состояние не улучшилось в течение минут, нужно повторить прием бронхорасширяющего средства; если дышать также тяжело — вызывайте скорую помощь.
14
ЗАТЯЖНОЕ ОБОСТРЕНИЕ АСТМЫ Признаки затяжного обострения астмы включают: снижение показателей пикфлуометрии (ПСВ) БОЛЕЕ ЧЕМ НА 20% ОТ ВАШИХ ЛУЧШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ, особенно постепенное прогрессирующее снижение значений ПСВ. Прогрессирующее увеличение потребности в препаратах «скорой помощи» или снижение их эффективности — отсутствие прироста ПСВ на % после ингаляции (измерение ПСВ проводят до и через 15 минут после ингаляции препарата); учащение приступов удушья, длительное затрудненное дыхание, нарастающее чувство заложенности в груди, появление ночных симптомов астмы, усиливающийся кашель; прогрессирующее снижение переносимости физической нагрузки.
15
БРОНХОДИЛАТАТОРЫ И ПРОФИЛАКТИКА ПРИСТУПА АСТМЫ Препараты «скорой помощи» применяются не только для экстренного снятия приступа удушья. Их используют перед неизбежным воздействием любого провоцирующего удушье фактора (перед физической нагрузкой, возможной стрессовой ситуацией, перед неизбежным контактом с аллергенами и т.д.), т.е. для профилактики возможного приступа удушья. Ингаляционные и таблетированные бронходилататоры длительного действия применяются с той же целью — для предупреждения развития приступов удушья, т.е. они созданы и применяются для профилактики и контроля астмы. Например, аксис или серевент применяют длительно по 1 ингаляции 2 раза в день, утром и вечером, что дает возможность избежать приступов удушья или значительно снизить риск развития очередного приступа астмы.
16
ГЛЮКОКОРТИКОИДНАЯ ТЕРАПИЯ Что делают стероиды? Стероиды снижают воспаление воздухоносных путей, что приводит к следующим желаемым эффектам у астматиков: снижают отек стенок бронхов; снижают продукцию слизи клетками, выстилающими бронхи; снижают гиперактивность воздухоносных путей; способствуют действию других препаратов на гладкие мышцы бронхов; предотвращают сокращение мускулатуры бронхов; стабилизируют легочную функцию.
17
ГЛЮКОКОРТИКОИДНАЯ ТЕРАПИЯ Эффекты длительного употребления. Длительное употребление стероидов, особенно перорально (через рот), не рекомендуется. Специалисты прописывают пероральные стероиды на длительный период времени только тогда, когда другое лечение неспособно восстановить нормальную дыхательную функцию или когда риск от неконтролируемой астмы выше, чем побочные эффекты стероидов. Исследования показали, что длительное применение пероральных стероидов может привести к серьезным побочным эффектам, таким как язва, набор веса, катаракта, сниженный рост у детей, высокое кровяное давление, увеличение глюкозы (сахара) крови, истончение костей и кожи.
18
ГЛЮКОКОРТИКОИДНАЯ ТЕРАПИЯ Ингаляционные стероиды. Стероидные аэрозоли рекомендуются пациентам с ежедневными среднетяжелыми или тяжелыми симптомами астмы. Хотя около 5% пациентов, принимающих ингаляционные стероиды, испытывают незначительные побочные эффекты в виде охриплости голоса, эти эффекты могут быть значительно снижены путем полоскания горла после ингаляции и при использовании спейсеров, что снижает количество препарата, оседающего во рту и горле. Тогда как использование ингаляционных стероидов имеет мало серьезных побочных эффектов, резкое прекращение использования таблетированных стероидов приводит у некоторых пациентов к неприятным эффектам, таким как утомляемость, плохой аппетит, боли в суставах и мышцах
19
СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРИСТУПОВ УДУШЬЯ, ВЫЗВАННЫХ НЕАЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ Астма физической нагрузки. Физические упражнения, как и любая физическая нагрузка, могут быть причиной приступа удушья. Большинство астматиков испытывают приступы затрудненного дыхания во время или после физической нагрузки.
20
СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРИСТУПОВ УДУШЬЯ, ВЫЗВАННЫХ НЕАЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ Ухудшить проявления болезни может следующее: вдыхание холодного воздуха низкой влажности (приводит к охлаждению и высыханию дыхательных путей); затрудненное носовое дыхание или его отсутствие (воздух, не проходя через нос, не увлажняется и не становится теплым); загрязнители воздуха, такие как диоксид серы (SO2), высокая концентрация пыльцы, вирусные заболевания дыхательных путей и горячий, душный воздух;. Факторы, чаще всего вызывающие астму физической нагрузки (в порядке значимости): бег (наиболее вероятная причина); спортивная ходьба; велоспорт.
21
СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРИСТУПОВ УДУШЬЯ, ВЫЗВАННЫХ НЕАЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ Необходимо тщательно подобрать тип физической нагрузки. Спортсмены должны ограничить физическую нагрузку во время вирусных заболеваний, когда холодно, также когда концентрация пыльцы растений или уровень загрязнения воздуха велики. Очень важно делать разминку и наращивать темп упражнений медленно. Это позволяет постепенно увеличить частоту дыхания и избежать ощущения тяжести в груди.
Источник