Школа бронхиальной астмы роль медсестры

Школа бронхиальной астмы роль медсестры thumbnail

Сестринский процесс — это определенный порядок, или последовательность действий по выявлению потребностей составления плана ухода за пациентом.

Наблюдение за пациентом, страдающим одышкой, предусматривает постоянный контроль частоты, ритма и глубины дыхания. У здорового человека частота дыхания колеблется от 16 до 20 в минуту, уменьшаясь, во время сна и увеличивается при физической нагрузке. Регулярно измерять температуру тела с ведением температурного листа. Следить за А/Д, наблюдать за нервной системой — сон (спокойный, поверхностный, прерывистый). Уход за полостью рта, подача судна и мочеприемника, своевременная смена нательного и пастельного белья. Уход за кожными покровами и профилактика пролежней.

Согласно статьи в журнале сестринское дело №1, 2002г, для успешного лечения бронхиальной астмы необходимо сочетание двух основных факторов: правильно и своевременно назначенного лечения и осознанного, активного отношения пациента к своей болезни. Грамотные и своевременные рекомендации по лечению не изменят течения заболевания, если пациент играет пассивную роль. Астма-школа научит медицински грамотно и активно участвовать в собственном лечении. Цель обучения — обеспечение больного астмой необходимой информацией, отработка навыков самоконтроля и способности регулировать свое лечение в соответствии с планом, разработанным врачом. Однако как показало ряд исследований, строгое соблюдение больным рекомендации врача наблюдается только в 30-40% случаев. Это происходит вследствие того, что врач на приеме дает пациенту информацию малодоступной для того форме, а неподготовленный больной не в состоянии правильно воспринять новые для него сведения. Кроме того, обычно не времени для проверки правильности использования пациентом пикфлоуметров, дозированных ингаляторов и других средств доставки лекарственных средств. Как правило, у пациента возникают психологические проблемы, что препятствует успешному лечению. Ориентация пациента на правильное лечение возможна только при контакте с грамотным медицинским работником. Осознание того, насколько важно активное участие самого пациента в процессе лечения, привело к созданию в течение последних лет различных образовательных программ для страдающих астмой. Как правило, эти программы охватывают основные проблемы самоконтроля и лечения астмы.

1. Больным необходимо объяснить, что бронхиальная астма — это хроническое воспаление, протекающее в слизистой оболочке бронхиального дерева, а возникновение заболевания обуславливается воздействием аллергенов и провоцирует возникновение гиперреактивности бронхов.

2. Пациенты должны знать правила противоаллергического режима, а также триггерные факторы, провоцирующие приступы и обострения астмы. Необходимо правильно научить больных избегать возможных раздражителей. Пациенты должны уметь лечится при вирусной инфекции, и знать о вреде курения.

3. Самое главное научить пациента разбираться в группах лекарственных препаратов, правильно их применять. Необходимо объяснять обязательность ежедневного использования противовоспалительных препаратов, преодолевать отрицательное отношение к ингаляционным глюкокортикоидам, что связано с общим негативным отношением к гормональной терапии. Часто встречается и отрицательное отношение к аэрозольным формам вообще, боязнь привыкания к ним.

4. Важно научить пациентов правильно пользоваться ингаляторами, спейсерами и другими устройствами для оптимизации доставки аэрозольных форм препаратов.

5. Большое значение придается плану самоконтроля при астме, составленному по принципу светофора. Зеленый, желтый и красный цвета обозначают соответственно хорошее самочувствие, начинающееся обострение и тяжелое обострение астмы. Каждой зоне соответствует определенные симптомы заболевания и показатели пикфлоуметрии.

6. Пациент должен уметь распознавать ранние симптомы обострения астмы и справляться сними в соответствии с индивидуальным планом лечения, разработанным врачом.

7. Необходимо научить пациента правилам дыхательной гимнастики, физическим упражнениям, полезным при астме, принципам диетотерапии, закаливания. Страдающий астмой должен правильно относиться к не медикаментозным методам лечения заболевания.

Сегодня разработано много различных методик обучения пациентов с астмой, печатная продукция, видеофильмы. Наиболее широкое распространение получили астма-школы, которые, могут быть амбулаторные и стационарными, врачебными и сестринскими. На протяжении определенного времени больные приходят на занятия в группе, где им читают лекции, посвященные бронхиальной астме.

Обучением больных и первичным контролем занимается непосредственно медицинская сестра, и для этого имеются следующие основания:

1. Обычно медицинские сестры легче налаживают общение с пациентами, чем врачи. Пациенты чувствуют себя значительно свободней, когда беседуют с медсестрой, доверяя ей свои тревоги и задавая «глупые» вопросы.

2. Медсестра может составить представление о том, как пациент относится к своему здоровью и что он думает о болезни, еще до начала обучения.

3. Для того чтобы образование пациентов было эффективным, им нужны регулярные контакты с медицинским персоналом. Нередко медсестрам легче наладить такие контакты, чем врачам, к тому же они располагают большим временем для этого.

При помощи врача медсестра, получившая специальное образование, может выполнять целый ряд работ по обучению и оказанию помощи больным астмой. Расширение сферы деятельности медицинской сестры зависит от многих факторов, в том числе от навыков, образования и знаний, от знаний работающего с ней врача, условий работы. Объем помощи может быть разнообразным — от измерения пиковой объемной скорости выдоха и контроль за выполнением пациентом ингаляций в амбулаторных условиях до организации и руководства Астма — центром. Национальный центр обучения по астме выделяет следующие возможные ступени деятельности медицинской сестры в Астма — центре. Минимальная роль:

— составление картотеки больных астмой;

— составление структурной формализованной истории болезни;

— пикфлоуметрия;

— обучение пациентов пользованию на дому и заполнению дневника показателей пикфлоуметрии;

— демонстрация, инструктаж и контроль техники проведения ингаляции.

Промежуточная роль:

— участие в обучении пациентов;

— раздача учебных пособий;

— проведение более сложных исследований (тестов на обратимость обструкции, тестов с физической нагрузкой).

Максимальная роль:

— составление структурного плана лечения в сотрудничестве с врачом и пациентом;

Читайте также:  Как вылечить бронх астму народными средствами

— подготовка назначений для их визирования врачом;

— советы пациенту по телефону;

— консультации по неотложной помощи пациентам с обострением астмы.

Источник

Ýôôåêòèâíîñòü äåÿòåëüíîñòè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû â øêîëå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ìåòîäèêà îðãàíèçàöèè çàíÿòèé. Òåõíèêà èçìåðåíèÿ ïèêîâîé ñêîðîñòè âûäîõà. Ïðèíöèïû ïîäáîðà èíãàëÿòîðà. Ïðîôèëàêòèêà áûòîâîé àëëåðãèè. Ïðàâèëà ïðîâåäåíèÿ áðîíõîëèòè÷åñêîãî òåñòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Äëÿ çàíÿòèé èìååòñÿ ó÷åáíûé êëàññ ãäå åñòü ñòîëû, ÷òîáû ïàöèåíòàì áûëî óäîáíåå ïðîèçâîäèòü çàïèñè, Ê êàæäîìó çàíÿòèþ ñåñòðèíñêèé ïåðñîíàë ãîòîâèò äåìîíñòðàöèîííûé ìàòåðèàë: ïëàêàòû, áóêëåòû, ëåêàðñòâà, âèäåîôèëüì è äð,

Öèêë çàíÿòèé îãðàíè÷åí 5 óðîêàìè ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ îêîëî 1,5 ÷àñîâ. Îáùàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü öèêëà ñîñòàâëÿåò íå áîëåå 7-10 äíåé, Çàíÿòèÿ ïðîâîäÿòñÿ åæåäíåâíî èëè, â êðàéíåì ñëó÷àå, ñ èíòåðâàëîì â 1-2 äíÿ.

Íà ïåðâîì çàíÿòèè ïðåäóïðåæäàþò áîëüíûõ, -òî îíè äîëæíû çàäàâàòü âîïðîñû ïî ìåðå èõ âîçíèêíîâåíèÿ, íå äîæèäàÿñü êîíöà çàíÿòèÿ, Òàêèì îáðàçîì, ìîíîëîã âðà÷à ïðåðûâàåòñÿ âîïðîñàìè è çàìå÷àíèÿìè áîëüíûõ, è çàíÿòèå èç ëåêöèè ïðåâðàùàåòñÿ â áåñåäó,

Îáðàçîâàòåëüíàÿ ïðîãðàììà Øêîëû çäîðîâüÿ äëÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé â Ãîðîäñêîé êëèíè÷åñêîé áîëüíèöå ¹1 âêëþ÷àåò ñëåäóþùèå òåìû:

×òî òàêîå áðîíõèàëüíàÿ àñòìà?

Ïî÷åìó âîçíèêàåò ïðèñòóï áðîíõèàëüíîé àñòìû? Àëëåðãèÿ è áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå è áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, Ìåõàíèçìû îáñòðóêöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå,

Íåàëëåðãè÷åñêèå ïðè÷èíû áðîíõèàëüíîé àñòìû,

Ïèêôëîóìåòðèÿ, Áðîíõîëèòè÷åñêèé òåñò, Ïðàâèëà ïîñòðîåíèÿ ãðàôèêîâ ïèêôëîóìåòðèè, Èíäèâèäóàëåíûå çîíû êîíòðîëÿ.

Èíãàëÿöèîííàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ñèíïòîíàòè÷åàñîå ëå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñãíû.

Ëå÷åíèå õðîíè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå.

Ãëîêîêîðòèêîñòåðîèäíàÿ òåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå.

Ëå÷åíèå îáîñòðåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû.

Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà âèðóñíîé è áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè

Îñíîâíûå öåëè îáó÷åíèÿ Øêîëû äëÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé â Ãîðîäñêîé êëèíè÷åñêîé áîëüíèöå ¹1 òàêèå:

Ðàñøèðèòü çíàíèÿ ïàöèåíòîâ î ïðè÷èíàõ, ñèìïòîìàõ îáîñòðåíèÿõ, ïðèñòóïàõ, òàêòèêå îêàçàíèÿ ïîìîùè):

Èçó÷èòü ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ôîðìèðîâàíèå çàáîëåâàíèÿ è îïðåäåëÿþùèå ðèñê ðàçâèòèÿ åãî îñëîæíåíèé;

Îáó÷èòü áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïðîâåäåíèþ ñàìîîöåíêè è ñàìîêîíòðîëÿ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ, âåäåíèþ äíåâíèêà ïàöèåíòà, à òàêæå ïðèìåíåíèþ ñðåäñòâ äîâðà÷åáíîé ñàìîïîìîùè ïðè ïîÿâëåíèè ñèìïòîìîâ.

Ïðèâèòü ïàöèåíòàì îñíîâû çäîðîâîãî ïèòàíèÿ, îñîáåííîñòè óïîòðåáëåíèÿ ïèùè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå:

Âîñïèòàòü íàâûêè ïî ñíèæåíèþ óðîâíÿ ñòðåññà, êîíòðîëÿ ñòðåññîâîãî ïîâåäåíèÿ è ôîðìèðîâàíèå ïðàâèëüíîãî îòíîøåíèå ê íåìó äëÿ óìåíüøåíèÿ íåãàòèâíîãî âëèÿíèÿ íà çäîðîâüå.

Óáåäèòü â íåîáõîäèìîñòè áðîñèòü êóðèòü:

Îáó÷èòü ïîëüçîâàòüñÿ ïèêôëóîìåòðîì äëÿ îöåíêè ñèìïòîìîâ áîëåçíè:

Ñôîðìèðîâàòü ñòîéêîå óáåæäåíèå èñïîëüçîâàòü âñ¸ âîçìîæíîå è çàâèñÿùåå îò ñàìîãî ïàöèåíòà, ÷òîáû ñîçíàòåëüíî ñîáëþäàòü ðåêîìåíäàöèè âðà÷à, ëå÷èòüñÿ è îçäîðàâëèâàòüñÿ.

Îáÿçàííîñòè ñòàðøåé ìåäèöèíñêîé ñåñòðû öåíòðà Ñòàðøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà öåíòðà ïîä÷èíÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííî çàâåäóþùåìó öåíòðà è ñòàðøåé ìåäèöèíñêîé ñåñòðå ïîëèêëèíèêè ¹ 1 ÃÊÁ ¹ 1. Ñòàðøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà öåíòðà îáÿçàíà:

ñâîåâðåìåííî äîâîäèòü äî ñâåäåíèÿ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì è ìëàäøåãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà ïðèêàçû, ðàñïîðÿæåíèÿ âûøåñòîÿùèõ îðãàíîâ çäðàâîîõðàíåíèÿ è îðãàíèçîâûâàòü èõ âûïîëíåíèå;

ñîñòàâëÿòü ãðàôèêè ðàáîò è òàáåëü ó÷åòà ðàáî÷åãî âðåìåíè íà ïåðñîíàë öåíòðà â óñòàíîâëåííîì Òðóäîâûì êîäåêñîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ïîðÿäêå;

ðàçðàáàòûâàòü è ïðîâîäèòü ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïîâûøåíèþ äåëîâîé êâàëèôèêàöèè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì, ìëàäøåãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà;

àíàëèçèðîâàòü îñíîâíûå ïîêàçàòåëè ðàáîòû ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì è ìëàäøåãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà öåíòðà è ðàçðàáàòûâàòü ìåðîïðèÿòèÿ ïî èõ óëó÷øåíèþ;

ïðîâîäèòü îöåíêó êà÷åñòâà ðàáîòû ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì è ìëàäøåãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà;

íåìåäëåííî äîâîäèòü äî ñâåäåíèÿ çàâåäóþùåãî öåíòðîì èíôîðìàöèþ îáî âñåõ ïðîèñøåñòâèÿõ, ñëó÷èâøèõñÿ â öåíòðå ñ ïîñåòèòåëÿìè èëè îáñëóæèâàþùèì ïåðñîíàëîì;

ïîâûøàòü ïðîôåññèîíàëüíóþ êâàëèôèêàöèþ íà êóðñàõ óñîâåðøåíñòâîâàíèÿ â ó÷ðåæäåíèÿõ ïîñëåäèïëîìíîãî îáðàçîâàíèÿ íå ìåíåå îäíîãî ðàçà â 5 ëåò â ñîîòâåòñòâèè ñ óñòàíîâëåííûì ïîðÿäêîì;

ïðîâîäèòü ìåðîïðèÿòèÿ ïî ðàöèîíàëüíîìó èñïîëüçîâàíèþ òðóäîâûõ, ôèíàíñîâûõ è ìàòåðèàëüíûõ ðåñóðñîâ ìåäèöèíñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ;

îðãàíèçîâûâàòü ðàáîòó ïî ðàöèîíàëüíîé ðàññòàíîâêå è èñïîëüçîâàíèþ êàäðîâ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì è ìëàäøåãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà;

ïðîâîäèòü ðàáîòó ïî âûïîëíåíèþ àíòèòåððîðèñòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé è ìåðîïðèÿòèé ïî îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè ìåäèöèíñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ â ÷ðåçâû÷àéíûõ óñëîâèÿõ;

îáåñïå÷èâàòü ëå÷åáíî-îõðàíèòåëüíûé, ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèé è ñàíèòàðíî-ýïèäåìè÷åñêèé ðåæèì ðàáîòû öåíòðà;

îñóùåñòâëÿòü êîíòðîëü çà ñâîåâðåìåííûì è êà÷åñòâåííûì âåäåíèåì ìåäèöèíñêîé äîêóìåíòàöèè ìåäèöèíñêèìè ñåñòðàìè öåíòðà;

îáåñïå÷èâàòü ñâîåâðåìåííóþ âûïèñêó, ïðàâèëüíûé ó÷åò, ðàñïðåäåëåíèå è èñïîëüçîâàíèå ìåäèöèíñêîãî èíñòðóìåíòàðèÿ, ìåäèêàìåíòîâ, îáåñïå÷èâàòü õðàíåíèå ìåäèêàìåíòîâ â óñòàíîâëåííîì ïîðÿäêå;

âåñòè ó÷åò âñåõ ìàòåðèàëüíûõ öåííîñòåé, íàõîäÿùèõñÿ íà åå îòâåòñòâåííîñòè, ïðîâîäèòü êîìèññèîííîå ñïèñàíèå íåèñïðàâíûõ, íå ïîäëåæàùèõ ðåìîíòó ïðèáîðîâ, àïïàðàòîâ è èíñòðóìåíòîâ;

îðãàíèçîâûâàòü ìåòðîëîãè÷åñêèé êîíòðîëü îáîðóäîâàíèÿ è ïîâåðêó ñðåäñòâ èçìåðåíèÿ, ñîñòîÿùèõ íà áàëàíñå öåíòðà â óñòàíîâëåííîì ïîðÿäêå;

îðãàíèçîâûâàòü è êîíòðîëèðîâàòü âûïîëíåíèå ðàáîòíèêàìè ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì è ìëàäøèì ìåäèöèíñêèì ïåðñîíàëîì öåíòðà ïðàâèë ïî îõðàíå òðóäà è òåõíèêå áåçîïàñíîñòè;

çíàòü è ñîáëþäàòü “Ýòè÷åñêèé êîäåêñ ìåäèöèíñêîé ñåñòðû”. Ðàáîòà øêîë çäîðîâüÿ C 2014 ã. â öåíòðå ÃÊÁ ¹ 1 îðãàíèçîâàíà ðàáîòà øêîë: · ïðåîäîëåíèÿ òàáà÷íîé çàâèñèìîñòè;

çäîðîâîãî ïèòàíèÿ è êîððåêöèè ìàññû òåëà;

àêòèâíîãî äîëãîëåòèÿ;

ÇÎÆ.

Çà 2014-2015 ãã. â øêîëàõ îáó÷åíî áîëåå 1500 ÷åë. Çàíÿòèÿ øêîë ïðîâîäÿòñÿ â ðåñóðñíîì öåíòðå îçäîðîâèòåëüíûõ òåõíîëîãèé ÃÊÁ ¹ 1. Öåëü òàêèõ øêîë — ïîâûøåíèå ìîòèâàöèè è óëó÷øåíèÿ âûïîëíåíèÿ ïàöèåíòàìè âðà÷åáíûõ ðåêîìåíäàöèé, ôîðìèðîâàíèå ïàðòíåðñêèõ îòíîøåíèé ñ âðà÷îì â ëå÷åíèè, ðåàáèëèòàöèè è ïðîôèëàêòèêå, èõ âçàèìîâûãîäíîå ñîòðóäíè÷åñòâî. Ïðè ïîñåùåíèè ýòèõ øêîë ó ïàöèåíòîâ ôîðìèðóåòñÿ îòâåòñòâåííîñòü çà ñîõðàíåíèå ñâîåãî çäîðîâüÿ, ðàöèîíàëüíîå è àêòèâíîå îòíîøåíèå ê çäîðîâüþ, ìîòèâàöèÿ ê îçäîðîâëåíèþ, ñîáëþäåíèþ ðåæèìà ëå÷åíèÿ. Ðàáîòó â øêîëàõ îðãàíèçóþò è ïðîâîäÿò âðà÷è öåíòðà â ñîîòâåòñòâèè ñ ïëàíàìè, ïîëîæåíèÿìè îá îðãàíèçàöèè øêîë è ðàçðàáîòàííûìè ïðîãðàììàìè. Òàêæå â íåé ïðèíèìàåò àêòèâíîå ó÷àñòèå ñåñòðèíñêèé ïåðñîíàë. Ìåäèöèíñêèå ñåñòðû îáó÷àþò ïàöèåíòîâ íåîáõîäèìûì íàâûêàì è óìåíèÿì, ïðèìåíÿÿ ìåòîäû íàãëÿäíîé ïðîïàãàíäû — ïëàêàòû, ðèñóíêè, ôîòîãðàôèè è âèäåîôèëüìû.  øêîëàõ äëÿ ãðàæäàí ïðîâîäÿòñÿ àíêåòèðîâàíèå, ëåêöèè, áåñåäû, êîíêóðñû, âèêòîðèíû. Øêîëà ïðåîäîëåíèÿ òàáà÷íîé çàâèñèìîñòè îðãàíèçîâàíà â ÃÊÁ ¹ 1 â ðàìêàõ ðåàëèçàöèè ðåñïóáëèêàíñêîé öåëåâîé ïðîãðàììû “Ïðîôèëàêòèêà ïîòðåáëåíèÿ òàáàêà è òàáà÷íûõ èçäåëèé â ×óâàøñêîé Ðåñïóáëèêå íà 2013-2015 ãîäû” ñíèæåíèÿ íåãàòèâíûõ ïîñëåäñòâèé ïîòðåáëåíèÿ òàáàêà è òàáà÷íûõ èçäåëèé íà çäîðîâüå íàñåëåíèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ íåãàòèâíîãî îòíîøåíèÿ ê ïîòðåáëåíèþ òàáàêà è òàáà÷íûõ èçäåëèé ñðåäè íàñåëåíèÿ. Øêîëà ñîçäàíà äëÿ æåëàþùèõ îòêàçàòüñÿ îò òàáàêîêóðåíèÿ. Îíà íàïðàâëåíà íà èíôîðìèðîâàíèå íàñåëåíèÿ î ïðè÷èíàõ è ïîñëåäñòâèÿõ òàáàêîêóðåíèÿ, èçìåíåíèå ïîâåäåíèÿ êóðÿùåãî è ïîääåðæêó íåêóðÿùèõ. Îáðàçîâàòåëüíàÿ ïðîãðàììà “Øêîëà çäîðîâîãî ïèòàíèÿ è êîððåêöèè ìàññû òåëà” âêëþ÷àåò 5 ëåêöèé. Çäîðîâîå ïèòàíèå — îäèí èç âàæíûõ ôàêòîðîâ, îêàçûâàþùèõ âëèÿíèå íà ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ. Ðåçóëüòàòû ïðîâåäåííîãî ëåòîì 2003 ã. ñîöèîëîãè÷åñêîãî îïðîñà ïîêàçàëè, ÷òî 28,7% æèòåëåé ã. ×åáîêñàðû ñ÷èòàþò: ÷òîáû áûòü çäîðîâûì, íóæíî ïðàâèëüíî ïèòàòüñÿ (ýòîò ôàêòîð íà ïåðâîì ìåñòå)… Îäíî èç âàæíûõ íàïðàâëåíèé ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòû — ýòî ñîñòàâëåíèå ïðàâèëüíîãî ïèùåâîãî ðàöèîíà êàæäîìó ïàöèåíòó â çàâèñèìîñòè îò èñõîäíîãî ñîñòîÿíèÿ åãî çäîðîâüÿ, õàðàêòåðà æèçíåäåÿòåëüíîñòè, âîçðàñòà, ïîëà, ïèùåâûõ ïðèâû÷åê. Âðà÷è öåíòðà îáó÷àþò îñíîâíûì ïðèíöèïàì ðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ:

Читайте также:  Что делать если начался приступ бронхиальной астмы

ýíåðãåòè÷åñêàÿ öåííîñòü ïèùåâîãî ðàöèîíà äîëæíà ñîîòâåòñòâîâàòü ýíåðãåòè÷åñêèì çàòðàòàì îðãàíèçìà;

íåîáõîäèìî ñîîòâåòñòâèå õèìè÷åñêîãî ñîñòàâà ïèùè, âêëþ÷àÿ âèòàìèíû è ìèíåðàëû, ôèçèîëîãè÷åñêèì ïîòðåáíîñòÿì îðãàíèçìà;

ïèùåâîé ðàöèîí äîëæåí áûòü ðàçíîîáðàçíûì;

ñîáëþäåíèå îïòèìàëüíîãî ðåæèìà ïèòàíèÿ — ðåãóëÿðíîñòü, êðàòíîñòü è ÷åðåäîâàíèå ïðèåìîâ ïèùè.

Îñíîâíûìè çàäà÷àìè “Øêîëû àêòèâíîãî äîëãîëåòèÿ” ÿâëÿåòñÿ âîâëå÷åíèå ãîðîæàí â ñîõðàíåíèå ñîáñòâåííîãî çäîðîâüÿ, ïðîôèëàêòèêà ïðåæäåâðåìåííîãî ñòàðåíèÿ è ôîðìèðîâàíèå ó íàñåëåíèÿ îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîå çäîðîâüå. Îáðàçîâàòåëüíàÿ ïðîãðàììà ýòîé øêîëû âêëþ÷àåò 6 ëåêöèé… Ñ öåëüþ ôîðìèðîâàíèÿ ìîòèâàöèè ê ÇÎÆ ó ãðàæäàí ïðè öåíòðå ôóíêöèîíèðóåò øêîëà ÇÎÆ. Îáó÷àþùàÿ ïðîãðàììà âêëþ÷àåò 5 çàíÿòèé… Çà 2015 ã. ðàñïå÷àòàíî è ðàñïðîñòðàíåíî áîëåå 30 òûñ. ëèñòîâ ïî âîïðîñàì ðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ, äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè, îòêàçà îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê è äð.

Îïûò ðàáîòû öåíòðà çäîðîâüÿ ÃÊÁ ¹ 1 ã. ×åáîêñàðû ñ ïîëíûì îñíîâàíèåì ìîæíî ñ÷èòàòü ïîëîæèòåëüíûì.

Âûâîäû è ïðåäëîæåíèÿ

Òàêèì îáðàçîì, ïðè çàáîëåâàíèè áðîíõèàëüíîé àñòìîé îñîáî àêòóàëüíûì ÿâëÿåòñÿ ïîñåùåíèå øêîëû áðîíõèàëüíîé àñòìû. Øêîëà áðîíõèàëüíîé àñòìû ðåêîìåíäóåòñÿ âñåì ïàöèåíòàì, êîòîðûå çàáîòÿòñÿ î ñâîåì çäîðîâüå è íàìåðåíû êà÷åñòâåííî óëó÷øèòü ñâîå ñîñòîÿíèå è îáåñïå÷èòü ñåáå àêòèâíîå äîëãîëåòèå.

Ïîñëå çàíÿòèé â øêîëå íàáëþäàåòñÿ óâåëè÷åíèå âíèìàíèÿ ïàöèåíòîâ ê ñîñòîÿíèþ ñâîåãî çäîðîâüÿ. Ñòåïåíü ïðèâåðæåííîñòè ïàöèåíòà ê ëå÷åíèþ âëèÿþò ñëåäóþùèå ôàêòîðû: ïîë, âîçðàñò, óðîâåíü îáðàçîâàíèÿ, ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ïàöèåíòà. Îïðåäåëåííîå çíà÷åíèå èìåþò ýôôåêòèâíîñòü ëå÷åíèÿ (äîñòèæåíèå öåëåâîãî óðîâíÿ ÀÄ), ñëîæíîñòü ðåæèìà òåðàïèè (êîëè÷åñòâî òàáëåòîê â äåíü, ÷àñòîòà ïðèåìà, ôèêñèðîâàííîå âðåìÿ ïðèåìà), ïîáî÷íîå äåéñòâèå, ñòîèìîñòü ïðåïàðàòîâ. Êðîìå òîãî, íåìàëîâàæíóþ ðîëü èãðàþò òàêæå õàðàêòåð çàáîëåâàíèÿ, «âðà÷åáíûé» ôàêòîð (êîìïåòåíòíîñòü è «äîáðîñîâåñòíîñòü» ìåäèöèíñêîé ñåñòðû, îðãàíèçóþùåé çàíÿòèÿ â øêîëå áðîíõèàëüíîé àñòìû.

Ïàöèåíòû, ïðîøåäøèå òàêèå øêîëû, îáðåòàþò ðåàëüíûå øàíñû çíà÷èòåëüíî ðàñøèðèòü àðåàë èìåþùèõñÿ æèçíåííûõ èíòåðåñîâ è ðåàëèçîâàòü ñâîè ñïîñîáíîñòè â ñôåðå îáùåñòâåííî-ïîëåçíîãî òðóäà.

Íåñîìíåííî, øèðîêîå âíåäðåíèå ðàçðàáîòàííûõ ïðîãðàìì è íàãëÿäíûõ ïîñîáèé â ìåäèöèíñêóþ ïðàêòèêó áóäåò ïîëåçíûì êàê äëÿ ïàöèåíòîâ, òàê è äëÿ âðà÷åé â èõ ïîâñåäíåâíîé ðàáîòå.

Íàìè áûëî ïðîâåäåíî èññëåäîâàíèå ïî âûÿâëåíèþ ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû â øêîëå áðîíõèàëüíîé àñòìû — áûë ïðîâåäåí îïðîñ ïî îïðåäåëåíèþ ðîëè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû â ðàáîòå øêîëû çäîðîâüÿ. Ïî äàííûì îïðîñà, áîëüøèíñòâî 90% ïàöèåíòîâ, ïîñåòèâøèì øêîëó áðîíõèàëüíîé àñòìû, îöåíèëè ðàáîòó ìåäèöèíñêîé ñåñòðû êàê íàèáîëåå âàæíóþ, îòâåòñòâåííóþ è íàïðàâëåííóþ íà ïîâûøåíèå ýôôåêòèâíîñòè ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ.

Èòàê, áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, â îñíîâå êîòîðîãî íàõîäèòñÿ âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïðèâîäÿùèé ê áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè ðàçëè÷íîé ñòåïåíè òÿæåñòè. Äàííàÿ áðîíõîîáñòðóêöèÿ âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà âíåøíèõ èëè âíóòðåííèõ ñòèìóëîâ, êóïèðóåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî èëè ïîä äåéñòâèåì ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, ïîëíîñòüþ èëè ÷àñòè÷íî.

Îñíîâíûå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ çàêëþ÷àþòñÿ â ñëåäóþùèõ ïðîÿâëåíèÿõ: çàòðóäíåííîå äûõàíèå, ïåðåõîäÿùåå â ïðèñòóï óäóøüÿ, ïîÿâëåíèå ñâèñòîâ èëè õðèïîâ â ãðóäè. Óñèëåíèå ñâèñòîâ ìîæåò íàáëþäàòüñÿ âî âðåìÿ ãëóáîêîãî äûõàíèÿ.  êà÷åñòâå äîñòàòî÷íî ÷àñòîãî ïðèçíàêà áðîíõèàëüíîé àñòìû âûñòóïàåò òàêæå ïðèñòóïîîáðàçíûé êàøåëü, â îñíîâíîì ïî õàðàêòåðó ïðîÿâëåíèÿ òàêîé êàøåëü ñóõîé, íî äîïóñêàåòñÿ òàêæå âîçìîæíîñòü îòõîæäåíèÿ îïðåäåëåííîãî êîëè÷åñòâà ìîêðîòû ñâåòëîãî öâåòà, ÷òî â ÷àñòíîñòè ïðîèñõîäèò ê çàâåðøåíèþ ïðèñòóïà.

Îñóùåñòâëÿÿ ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ, ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà äîëæíà áûòü êîììóíèêàáåëüíîé, ÷òîáû âûÿâëÿòü íàðóøåííûå ïîòðåáíîñòè è ïðîáëåìû ïàöèåíòà, óìåòü îöåíèòü ñïîñîáíîñòü ê ñàìîóõîäó. Íî ïàöèåíòû ñ îäèíàêîâûìè äèàãíîçàìè èìåþò ðàçëè÷íûå ïðèîðèòåòíûå ïðîáëåìû, ÷òî ïðîäåìîíñòðèðîâàíî â ïðàêòè÷åñêèõ íàáëþäåíèÿõ, ïîýòîìó êàæäûé èç íèõ íóæäàåòñÿ â èíäèâèäóàëüíîì ïîäõîäå.

Ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå ó ïàöèåíòîâ íåðåäêî âîçíèêàþò íåîòëîæíûå ñîñòîÿíèÿ, ïîýòîìó ìåäñåñòðà â äàííîé ñèòóàöèè äîëæíà äåéñòâîâàòü ïðîôåññèîíàëüíî, ÷åòêî è áûñòðî âûïîëíÿòü ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà, òàê êàê îò ýòîãî ïîðîé çàâèñèò íå òîëüêî çäîðîâüå, íî è æèçíü ïàöèåíòà.  ýòîì è çàêëþ÷àåòñÿ îñîáåííîñòü ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè ÁÀ.

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — çàáîëåâàíèå õðîíè÷åñêîå, òðåáóþùåå ïîñòîÿííîãî ìîíèòîðèíãà è êîððåêöèè òåðàïèè, ïàöèåíò äîëæåí ìíîãîå çíàòü è óìåòü ñàì.

Ñ ìîìåíòà óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà ìåäñåñòðå íåîáõîäèìî äàòü áîëüíîìó ïîäðîáíóþ èíôîðìàöèþ î ñóòè çàáîëåâàíèÿ, ïðè÷èíàõ îáîñòðåíèÿ, ìåõàíèçìàõ äåéñòâèÿ îñíîâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, ïîáî÷íûõ ýôôåêòàõ, ïðàâèëàõ ïîëüçîâàíèÿ ðàçëè÷íûìè ñðåäñòâàìè äîñòàâêè ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ (ÄÀÈ, ìóëüòèäèñê, ñïèíõàëåð, òóðáóõàëåð è ò. ä.), ìåòîäàõ ñàìîêîíòðîëÿ (ÏÔÌ), ÷òîáû ïðåäîòâðàùàòü ðàçâèòèå îáîñòðåíèé.

 ñâîåé ãèïîòåçå ìû ïðåäïîëîæèëè, ÷òî åñëè âíåäðèòü â ñîçíàíèå ïàöèåíòîâ ïîíÿòèå «Âû ñàìè îòâåòñòâåííû çà ñâîå çäîðîâüå, è Âû ïðîæèâåòå äîëüøå, åñëè ïîñëåäóåòå íàøèì ñîâåòàì», òî ýôôåêòèâíîñòü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé çíà÷èòåëüíî ïîâûñèòñÿ. Ïîêà íàøà ãèïîòåçà ïîäòâåðæäåíèÿ íå íàøëà, òàê êàê ïðåîáëàäàåò òðàäèöèîííûé ïîäõîä ê çäîðîâüþ, ò. å. öåëü — ýòî ëå÷åíèå áîëåçíè, ïîçèöèÿ ìåäðàáîòíèêà — «ìû ïîçàáîòèìñÿ î âàñ», ïðîôèëàêòèêà â îñíîâíîì òðåòè÷íàÿ, â öåíòðå âíèìàíèÿ çàáîëåâàíèå, òî åñòü áîëüøàÿ ÷àñòü íå òîëüêî ïàöèåíòîâ, íî è ìåäñåñòåð íå ãîòîâû ðàáîòàòü â íîâûõ óñëîâèÿõ.

Читайте также:  Спорт для детей с бронхиальной астмой

Ìû ïðåäëàãàåì âíåäðåíèå íîâûõ ïîäõîäîâ ê çäîðîâüþ.

Ðåàëèçàöèÿ íîâîãî ïîäõîäà ê çäîðîâüþ ïîäðàçóìåâàåò ðàñøèðåíèå äîëè ó÷àñòèÿ ìåäñåñòåð â ïðîôèëàêòè÷åñêèõ è îáðàçîâàòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèÿõ, ïîâûøåíèå ðîëè ìåäñåñòðèíñêîãî ïåðñîíàëà â óõîäå, óâåëè÷åíèå èíôîðìèðîâàííîñòè íàñåëåíèÿ î ìåðàõ ñíèæåíèÿ ðèñêà ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèé ïóòåì èçìåíåíèÿ ñòèëÿ æèçíè è êîíòðîëÿ çà çäîðîâüåì. Òåõíîëîãèÿ ðåàëèçàöèè äàííîé äåÿòåëüíîñòè — ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ.

Òàêèì îáðàçîì, ïðîâåäåíèå çàíÿòèé â øêîëàõ áðîíõèàëüíîé àñòìû, â ÷àñòíîñòè, ðàáîòà ìåäèöèíñêîé ñåñòðû äàííîé øêîëû ñïîñîáñòâóþò ïîëîæèòåëüíûì ñäâèãàì â îòíîøåíèè âûðàæåííîñòè çàáîëåâàíèÿ.

1. Áàëàáîëêèí È.È. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé. Ïîñîáèå äëÿ âðà÷åé / Â.Í. Ãðåáåíþê, Ñ.Í. Äåíèñîâà. -Ìîñêâà: 2016. — 145 ñ.

2. Ãèòóí Ò.Â. Ëå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Íîâåéøèå ìåäèöèíñêèå ìåòîäèêè. — Ì.: Ýêñìî, 2015. — 320 ñ.

3. Øàìîâ Á.À. Ñîâðåìåííûå îñîáåííîñòè àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà è áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé / Ñ.Í. Äåíèñîâà, Ò.Ã. Ìàëàíè÷åâà — Êàçàíü: 2010. — 327 ñ.

Ñòàòüè èç æóðíàëà:

4. Áàòàåâà Í.À. Ñàíàòîðíî- Êóðîðòíûå ôàêòîðû: êëàññèôèêàöèÿ, ìåõàíèçìû äåéñòâèÿ è ëå÷åíèå èìè áîëüíûõ // Ëå÷àùèé âðà÷. — 2010. — ¹ 2. — Ñ. 11 — 13.

5. Áèøàðîâà À.Ñ. Ñîâðåìåííûå ïîäõîäû ê áàçèñíîé òåðàïèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà / È.Í. Ñîðìîëîòîâà // Ëå÷àùèé âðà÷. -2011. -¹ 5. — Ñ. 63 — 65

6. Áîðîäèíà À.À. Õàðàêòåðèñòèêà òÿæåëîé áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé // Ëå÷àùèé âðà÷. — 2011. — ¹ 6. — Ñ. 36-37.

7. Êèðèëëîâ Þ.À. Ïîëèïîçíûé ðèíîñèíóñèò è áðîíõèàëüíàÿ àñòìà: âçàèìîñâÿçü è ëå÷åíèå// Ëå÷àùèé âðà÷. — 20011. — ¹4. — Ñ. 10.

8. Êèðèëëîâ Þ.À. Íåîòëîæíàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé//Ëå÷àùèé âðà÷. — 20011. — ¹4. — Ñ. 46-47.

9. Íîâèê Ã.À. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé // Ëå÷àùèé âðà÷. -2011ã. -¹4. — ñ. 5 — 7.

10. Ñàìèãóëèíà Í.Â. Ôîðìèðîâàíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé // Ëå÷àùèé âðà÷. — 2015. — ¹ 10. — ñ. 38 -40.

11. Ñêîðîõîäèíà Î.Â. Áðîíõîìîòîðíûå òåñòû â êëèíè÷åñêîé äèàãíîñòèêå áðîíõèàëüíîé àñòìû // Ëå÷àùèé âðà÷. — 2016. — ¹ 2 // òîì 5. — Ñ. 25 — 26.

Ïðèëîæåíèå 2

Àíêåòèðîâàíèå ïàöèåíòîâ íà ïðåäìåò êóðåíèÿ

1. Êóðÿò ëè â âàøåé ñåìüå?

À) Äà

Á) Íåò

2. Êàê âû îòíîñèòåñü ê êóðåíèþ?

À) Ïîëîæèòåëüíî

Á) Îòðèöàòåëüíî

Â) Íåéòðàëüíî

3. Êóðèòå ëè âû?

À) Äà

Á) Íåò

4. Åñëè âû êóðèòå, òî õîòèòå áðîñèòü?

À) Äà

Á) Íåò

Ñâîé âàðèàíò

5. Ñêîëüêî ñèãàðåò âû âûêóðèâàåòå â äåíü?

À) Íå êóðþ

Á) 1-3

Â) 4-8

Ã) 8 è áîëåå

6. Êàê äàâíî âû êóðèòå?

À) Ìåíüøå ãîäà

Á) 1-3

Â) 3 è áîëåå

7. Ñëîæíî ëè äëÿ âàñ âîçäåðæàòüñÿ îò êóðåíèÿ â òåõ ìåñòàõ, ãäå êóðåíèå çàïðåùåíî?

À) Äà

Á) Íåò

8. Çíàåòå ëè âû, ÷òî 19 íîÿáðÿ Ìåæäóíàðîäíûé äåíü îòêàçà îò êóðåíèÿ?

À) Äà

Á) Íåò

9. Çíàåòå ëè âû, êàêîé âðåä ïðèíîñèò êóðåíèå çäîðîâüþ?

À) Äà

Á) Íåò

10. Çíàåòå ëè âû êàêèå âåùåñòâà ñîäåðæàòñÿ â íèêîòèíå?

À) Äà

Á) Íåò

11. Âàø ïîë?

À) Æåíñêèé

Á) Ìóæñêîé

12. Âàø âîçðàñò?

À) 18 — 30

Á) 30 — 40

Â) 40 — 50

Ã) 50 — 60

 àíêåòèðîâàíèè ïðèíÿëî ó÷àñòèå 53 ÷åëîâåêà (îò 18 äî 60 ëåò), ïàöèåíòû ïóëüìîíîëîãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ ÁÓ «Ãîðîäñêàÿ êëèíè÷åñêàÿ áîëüíèöà ¹1» ÌÇ ×Ð.

Ïðîâåäåííûé îïðîñ âûÿâèë, ÷òî 40 (75%) ïàöèåíòîâ îòðèöàòåëüíî îòíîñÿòñÿ ê êóðåíèþ ( îò 18 — äî 40 ëåò — 18 ÷åëîâåê (45%), îò 40 — äî 60 ëåò — 12 ÷åëîâåê (30%)), 10 ÷åëîâåê (20%) íåéòðàëüíî îòíîñÿòñÿ ê êóðåíèþ, è âñåãî 3 ÷åëîâåêà (5%) îòíîñÿòñÿ ê ýòîìó ïîëîæèòåëüíî.

Ïðèëîæåíèå 3

ÏËÀÍ ÏÐÎÂÅÄÅÍÈß ÇÀÍßÒÈÉ ØÊÎËÛ «ÁÐÎÍÕÈÀËÜÍÀß ÀÑÒÌÀ»

¹ ï/ï

Òåìà

Òåìà çàíÿòèé

Âðåìÿ è ìåñòî ïðîâåäåíèÿ

1 çàíÿòèå

«×òî òàêîå áðîíõèàëüíàÿ àñòìà?»

— «×òî òàêîå áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Êàê óñòðîåíû äûõàòåëüíûå ïóòè» — «×òî òàêîå ïèêôëîóìåòð? Ìåòîäèêà ñàìîêîíòðîëÿ àñòìû»

14:00 êîíôåðåíö-çàë

2 çàíÿòèå

«Àëëåðãèÿ è áðîíõèàëüíàÿ àñòìà»

— «×òî òàêîå ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ? Êàê íàäî ïèòàòüñÿ ïðè àñòìå» -«Ïðåäîòâðàùåíèå àëëåðãèè ê àëëåðãåíàì îêðóæàþùåé ñðåäû. Àëëåðãîòåñòèðîâàíèå»

14:00 êîíôåðåíö-çàë

3 çàíÿòèå

«Íåàëëåðãè÷åñêèå ïðè÷èíû áðîíõèàëüíîé àñòìû»

— «×òî ìîæåò âûçâàòü ïðèñòóï óäóøüÿ êðîìå àëëåðãèè? Ñïîñîáû ëå÷åíèÿ ïðèñòóïîâ óäóøüÿ, âûçâàííûõ íåàëëåðãè÷åñêèìè ïðè÷èíàìè»

— «Àñïèðèí âûçûâàåò àñòìó? Àñòìà è îæèðåíèå. Àñòìà è êóðåíèå»

14:00 êîíôåðåíö-çàë

4 çàíÿòèå

«Èíãàëÿöèîííàÿ òåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

— «Ïðàâèëà ñïîëüçîâàíèÿ èíãàëÿòîðîâ. Îñíîâíûå ãðóïïû ïðåïàðàòîâ, èñïîëüçóþùèåñÿ â èíãàëÿòîðàõ è ìåõàíèçì èõ äåéñòâèÿ»

«Ïðèíöèïû ïîäáîðà èíãàëÿòîðà. Ñïåéñåðû»

14:00 êîíôåðåíö-çàë

5 çàíÿòèå

«Ãëþêîêîðòèêîcòåðîèäíàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû»

1 çàíÿòèå «Íåîáõîäèìîñòü è îáîñíîâàííîñòü ãîðìîíîâ ïðè àñòìå. Ïðèíöèï ïîäáîðà èíãàëÿòîðà »

2 çàíÿòèå «Íåáóëàéçåðû. Íóæíû ëè ãîðìîíû â/â èëè â òàáëåòêà?»

14:00 êîíôåðåíö-çàë

6 çàíÿòèå

«Êàê ëå÷èòü îáîñòðåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû?»

— «Ïðè÷èíû îáîñòðåíèÿ àñòìû. Ñèìïòîìû îáîñòðåíèÿ»

— «Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ. Êðèòåðèè îáðàùåíèÿ ê âðà÷ó»

14:00 êîíôåðåíö-çàë

7 çàíÿòèå

«Íî÷íàÿ àñòìà»

-«Ïðè÷èíû íî÷íûõ ïðèñòóïîâ óäóøüÿ. Êàê äîëæíà âûãëÿäåòü ñïàëüíÿ áîëüíîãî áðîíõèàëüíîé àñòìîé»

— «Ìåðû ïðîôèëàêòèêè è ëå÷åíèÿ íî÷íûõ ïðèñòóïîâ óäóøüÿ»

14:00 êîíôåðåíö-çàë

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ur

Источник