Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой план

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой план thumbnail

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой

Занятие № 1. Что такое бронхиальная астма?

Что надо знать о бронхиальной астме?

Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание с преимущественным поражением бронхов, которое проявляется выраженным нарушением проходимости воздуха по бронхам за счет их спастического сокращения, а также увеличением и изменением качества секрета бронхов.
Заболевание протекает с развитием приступов удушья и светлыми промежутками между ними. Бронхиальная астма может возникать под воздействием целого ряда внешних и внутренних причин. Бронхиальная астма – очень распространенное заболевание. В мире насчитывается порядка 300 млн. больных бронхиальной астмой. Астма может начаться в любом возрасте. У подавляющего большинства больных можно выявить наследственную предрасположенность к астме.
Это хроническое заболевание, а потому требует долговременного лечения. При правильно подобранной терапии страдающие астмой люди могут вести нормальный активный образ жизни, работать и заниматься спортом, а женщины – рожать.
Для лечения заболевания используют лекарства в виде ингаляторов, а во время обострения – специальный прибор под названием небулайзер.
Все больные бронхиальной астмой должны иметь собственный прибор пиклофлоуметр, который позволяет оценить состояние бронхиальной проходимости и помочь пациенту соотнести свое самочувствие с результатами пикфлоуметрии.
Для адекватного контроля бронхиальной астмы необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии.

Как устроены дыхательные пути?

В норме бронхи свободно проходимы, и воздух легко проходит в легкие и обратно. При бронхиальной астме стенки бронхов утолщены и отечны. Может легко начаться астматический приступ. Во время приступа астмы стенки бронхов отекают еще сильнее, происходит спазм мышц бронхиальной стенки, бронхи сужаются, выделяется секрет, который также затрудняет прохождение воздуха через бронхи. Во время приступа в легкие попадает и выходит меньше воздуха. Человек кашляет и задыхается, чувствует стеснение в груди, отмечает появление свистящих хрипов.

Каковы причины возникновения бронхиальной астмы?

Имеются три группы причин:

  • первая группа — это факторы, предрасполагающие к развитию заболевания, — определенная наследственность и факторы окружающей среды;
  • вторая группа — это аллергены, являющиеся причиной аллергического воспаления в бронхах, они же поддерживают это воспаление;
  • третья группа — это факторы, способные вызвать приступ удушья или обострение астмы, — они носят название триггеров.

Течение бронхиальной астмы, клинические проявления.

У больного бронхиальной астмой – защитная реакция развивается при попадании тех частиц, которыми мы дышим в обычных условиях каждый день. Со временем начинает прогрессировать воспалительный процесс. Симптомы заболевания возникают чаще, протекают тяжелее и практически не поддаются лечению бронхорасширяющими препаратами. Виновниками являются клетки – эозинофилы и другие, которые находятся в стенке бронхов. Основными факторами, провоцирующими приступы являются:

  • шерсть животных (в т.ч. кошек и собак);
  • пыль в матрасах и подушках;
  • пыль при подметании;
  • пыльца деревьев и цветов;
  • пищевые продукты (в т.ч. мандарины, шоколад и т.д.);
  • сильные запахи (в т.ч. запахи духов, распыляющихся лаков);
  • сигаретный дым;
  • переохлаждение и простуда;

Группы риска, наиболее подверженные бронхиальной астме:

  • детский, юношеский возраст;
  • лица, часто страдающие ОРВИ (заболевают в 18 раз чаще);
  • больные хроническим бронхитом, хроническим насморком, полипами носа;
  • лица, работающие во вредных условиях (пыль растительная, животная) с антибиотиками, пластмассой, стиральным порошком;
  • страдающие диатезом, поллинозом;
  • люди, имеющие наследственную предрасположенность заболевания.

Как протекает приступ бронхиальной астмы?

Типичный приступ бронхиальной астмы заключается в быстром возникновении затрудненного дыхания, при котором сильно затруднен выдох, или по-другому это называется удушье, могут быть, слышны свистящие хрипы. Приступ может сопровождаться чувством испуга, потливостью, слабостью. Очень плохо сказывается на состоянии больного в этот момент «дыхательная паника»: попытки человека дышать, как можно интенсивнее еще больше затрудняют прохождение воздуха по бронхам.
Полноценное обследование больного, особенно при первичном обращении, включает общие клинические анализы (в том числе мокроты), рентгенографию грудной клетки, определение возможных аллергенов (для этого может понадобиться консультация аллерголога или иммунолога), проведение суточной пикфлоуметрии.
Принципа лечения бронхиальной астмы:

  • Своевременное и правильное лечение инфекционных процессов (ОРВИ), протекающих с поражением дыхательных путей.
  • Одна из важных первоочередных мер во время приступа бронхиальной астмы – устранение «дыхательной паники».
  • В случае развития приступа удушья или перед предполагаемой физической нагрузкой – необходимы ингаляции из дозирующего баллончика быстродействующих бронхорасширяющих средств, назначаемых врачом.
  • В случае развития тяжелого приступа бронхиальной астмы, который не снимают ингаляции быстродействующего бронхорасширяющего средства, необходимо не откладывая, обратиться за медицинской помощью.
  • Такой приступ может перерасти в угрожающее жизни состояние – астматический статус.

Виды ингаляций, которые используются при бронхиальной астме:

  • Дозирующие баллончики для ингаляций, в которых действующее вещество представлено в виде аэрозоля.
  • Нужным и эффективным следует признать применение спейсеров для осуществления ингаляции жидких препаратов из дозирующих баллончиков.
  • Для использования растворов используют небулайзеры (аппараты компрессорного типа, подающие струю воздуха и ультразвуковые ингаляторы), которые создают мельчайшие (меньше чем при использовании баллончиков) частички лекарств (в виде пара), благодаря чему лекарство доставляется в более мелкие бронхи.
  • Существуют порошкообразные средства для лечения бронхиальной астмы, порошковые частички тоже очень маленькие и обеспечивают хорошую доставку лекарства до мелких бронхов.

Последствия аллергического воспаления в бронхах.

Длительное воспаление в бронхах ведет к изменению их нормальной структуры. Мышечная оболочка утолщается (гипертрофируется); эпителий бронхов страдает от постоянного воспаления, и его клетки погибают. Так как воздух не может спокойно выходить из альвеол, последние расширяются, что ведет к повышению воздушности легочной ткани — эмфиземе.
Признаки обострения астмы:

  • усиление кашля, тяжесть в грудной клетке, свистящее дыхание или затруднение дыхания, особенно ночью;
  • необходимо большее количество противоастматических медикаментов, чем обычно; или лекарства не помогают как обычно;
  • показатели пиковой скорости выдоха ниже Ваших лучших значений, несмотря на увеличение противоастматической терапии.

План действий при приступе бронхиальной астмы.

1. Придать больному сидячее положение. Посадить больного на стул, в кресло, на кровать, проветрить помещение. Положение сидя способствует улучшению дыхательной функции легких за счет включения вспомогательной дыхательной мускулатуры и лучшему отхождению мокроты.
2. Дать бронхорасширяющие лекарственные средства в виде ингаляций. Если есть ручной ингалятор, необходимо сделать 2-4 вдоха. В последующем при улучшении делать 1-2 вдоха каждые 5-10 мин до снятия приступа бронхиальной астмы.
3. Вызвать врача При тяжелом приступе вызвать «скорую помощь», так как затянувшийся приступ может вызвать острую дыхательную недостаточность с тяжелыми последствиями.

Меры предосторожности:
1.Если приступ бронхиальной астмы не прекращается в течение 30-40 мин больного надо срочно доставить в больницу.
2. Нередко приступ бронхиальной астмы развивается на фоне сердечно-сосудистых заболеваний. При этом надо иметь в виду, что приступ бронхиальной астмы чаще развивается у молодых, а сердечной астмы — у людей более пожилого возраста. Поэтому нельзя затягивать с обращением к врачу лиц пожилого возраста.

Показать занятие № 1 полностью.

Занятие № 2. Аллергия и астма. Пикфлоуметрия.

Аллергия.

Термин «аллергия» («аллос» — другой, «эргос» — действие) родился в 1906 году — его предложил австрийский педиатр Клеманс Перке.
Аллергия — это повышенная чувствительность к различным веществам, проявляющаяся необычными реакциями при контакте с ними. У здорового человека эти вещества не вызывают аллергии.
У человека, чувствительного к каким-либо аллергенам, происходит синтез специфических антител (например, к пыльце, домашнему клещу, перхоти животных и т.д.). Молекулы этих антител проникают из крови в ткани, где они связываются с поверхностью так называемых тучных клеток. До 500000 молекул антител могут связываться с поверхностью одной тучной клетки, таким образом, каждая тучная клетка может распознавать множество самых разных аллергенов.

Аллергические реакции и аллергические воспаления.

Аллергическое воспаление начинается с каскада реакций, который начинается с высвобождения химических медиаторов из активированных тучных клеток. Эти медиаторы привлекают в зону контакта с аллергеном из крови другие воспалительные клетки. Вновь прибывшие клетки вместе с резидентными клетками ткани синтезируют новые медиаторы, что приводит к развитию воспаления.

Предотвращение аллергии.

Уже давно известно, что астма и другие аллергии относятся к семейным заболеваниям. Поэтому мероприятия, имеющие своей целью предотвращение развития заболевания, направлены именно на детей, чьи родители имеют астму или другие аллергические заболевания. И хотя развитие астмы и аллергических заболеваний невозможно полностью предотвратить, последние исследования говорят о том, что существуют некоторые мероприятия, которые могут быть предприняты в семьях, имеющих историю аллергических заболеваний, с целью отсрочить или смягчить болезнь у потомства.
Предотвращение пищевой аллергии:

  • Пищевая аллергия у детей может приводить к различным аллергическим реакциям от сыпи до тяжелой системной реакции (анафилаксии).
  • Грудное вскармливание, если это возможно, должно продолжаться по меньшей мере 4 — 6 месяцев, т.к. материнское молоко укрепляет иммунную систему ребенка и с наименьшей вероятностью может вызвать аллергическую реакцию.
  • Не следует давать младенцам твердый прикорм до 6 месяцев. В возрасте 6 — 12 месяцев в диету можно вводить овощи, рис, мясо и фрукты.
  • Каждый новый продукт должен вводиться отдельно от других (т.е. не одновременно) так, чтобы родители могли точно установить и удалить его из рациона в случае возникновения аллергической реакции.

Предотвращение аллергии к аллергенам окружающей среды. Предотвращение астмы.
Развитие у детей аллергии к животным связано с присутствием «пушистых» животных: собак, кошек, кроликов и т.д. в доме ребенка в период новорожденности. Причиной аллергии к животным являются белки слюны, мочи и перхоть. По этой причине дети, чьи родители имеют аллергические заболевания, не должны контактировать с домашними животными в первые годы жизни.
Так как аллергены могут провоцировать астму, нет ничего удивительного в том, что у детей, меньше контактировавших с клещом домашней пыли в период младенчества, реже развивается астма. Таким образом, соблюдение мер, описанных выше и направленных на устранение контакта ребенка с аллергеном клеща домашней пыли, должно снизить риск развития астмы, равно как и аллергии верхних дыхательных путей. Точно так же, т.к. контакт с животными в период младенчества может повысить риск развития астмы, дети не должны контактировать с домашними животными в первые годы жизни.

Что такое аллерготестирование?

Если вы аллергик, то вы реагируете на какое-то конкретное вещество. Любое вещество, способное провоцировать аллергическую реакцию, называется аллергеном. Чтобы определить, какое конкретное вещество провоцирует вашу аллергию, аллерголог проводит аллерготестирование либо на коже, либо иногда по крови, используя небольшие количества наиболее клинически значимых аллергенов (чаще всего вызывающих аллергию).
Аллерготестирование проводится на:

  • продукты жизнидеятельности клещей домашней пыли (мелких жучков, которых видно только в микроскоп), которые живут в вашем доме;
  • белки домашних животных, которые находятся в их перхоти, слюне или моче;
  • плесень либо внутри дома, либо снаружи;
  • пыльца трав, деревьев, сорняков и/или
  • испражнения тараканов.

Более опасные аллергические реакции могут быть вызваны:

  • ядом жалящих насекомых;
  • пищей;
  • изделиями из натурального латекса, такими как перчатки или воздушные шарики, и лекарствами, такими как пенициллин.

Типа аллерготестирования:

  • Скарификационные (царапины) или прик-(уколы) тесты.
  • Внутрикожные тесты — эти тесты похожи на скарификационные и прик-тесты, но отличаются большей чувствительностью (примечание переводчиков: но при этом меньшей специфичностью).
  • Исследование крови (РАСТ или ИФА) — иногда доктор может предпочесть провести исследование крови, так называемый РАСТ-тест (радиоаллергосорбентный тест).
  • Провокационные тесты — эти тесты выполняются лишь в том случае, когда все описанные выше тесты невозможны, но при этом пациент нуждается в продукте или лекарственном препарате, к которым он может иметь аллергию.

Взрослые и дети любого возраста могут пройти обследование на аллергию. Поскольку разные люди чувствительны к разным аллергенам, ваш аллерголог сначала опросит вас, чтобы определить, какие исследования для вас нужнее.
Аллергопробы дают конкретную информацию. И коль скоро вы знаете конкретный аллерген, вызывающий ваши симптомы, вы может попробовать:
1) избегать контакта с аллергеном;
2) получать специфическое лечение
3) и при необходимости специфическую иммунотерапию аллергенами (СИТ).

Что такое пикфлоуметр?

Пикфлоуметр — простое, портативное, недорогое устройство, которое определяет пиковую скорость выдоха. Некоторые несколько похожи на дудочки. Пациенты с астмой выдыхают в это устройство сильно и быстро, и получаемое таким образом значение пиковой скорости выдоха показывает, насколько открыты дыхательные пути и насколько трудно/легко дышать.
Как пользоваться прибором:

  • убедитесь, что стрелка прибора указывает на «0» или установлена в самом начале шкалы;
  • встаньте (если вы способны);
  • сделайте как можно более глубокий вдох;
  • поместите мундштук пикфлоуметра в рот и обхватите его губами;
  • выдохните так сильно и быстро, как только возможно (за 1 или 2 секунды);
  • не кашляйте и не закрывайте языком мундштук;
  • запишите полученное значение;
  • повторите указанные выше шаги еще два раза и запишите самый высокий показатель из полученных трех в ваш дневник.

Запомните! Как любой нормальный человек, который раз в полгода посещает стоматолога, любой здравомыслящий астматик не реже 1 раза в 3 месяца посещает своего врача — АЛЛЕРГОЛОГА или ПУЛЬМОНОЛОГА. Когда вы направляетесь к врачу, сформулируйте ваши вопросы или опасения. Вы будете подготовлены к беседе. Это крайне важно для успешного лечения.

Показать занятие № 2 полностью.

Занятие № 3. Терапия и питание при бронхиальной астме.

Терапия при бронхиальной астме.

Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с причинно – значимым аллергеном, т.е. аллергеном или группой аллергенов, вызывающих приступ бронхиальной астмы.
Разгрузочно-диетическая терапия (РДТ) – лечебное голодание.
Механизм лечебного действия РДТ:

  • подавление аллергического воспаления в бронхах;
  • стимуляция глюкокортикоидной функции надпочечников;
  • дезинтоксикация;
  • улучшение бронхиальной проходимости;
  • подавление иммунопатологического компонента.

Влияние питания на здоровье.

Влияние питания является определяющим в обеспечении оптимального роста и развития человеческого организма, его трудоспособности, адаптации к воздействию различных агентов внешней среды. Фактор питания оказывает определяющее влияние на длительность жизни и активную деятельность человека.
Ожирение – заболевание, характеризующиеся избытком жиров ткани в организме, приводящее к увеличению массы тела.
Типы ожирения:

  • экзогенно-конституциональное ожирение, вследствие несоответствия между поступлением и расходом энергии при наличии конституциональной предрасположенности;
  • церебральное ожирение, связанное с заболеванием головного мозга (травма, опухоли);
  • эндокринное ожирение, возникающее при патологии эндокринной системы (заболевание гипофиза, надпочечников, щитовидной железы).

Осложнения ожирения:

  • сахарный инсулинозависимый диабет;
  • атеросклероз;
  • гипертоническая болезнь;
  • нарушение холестеринового обмена;
  • рост онкологических заболеваний.

Основные принципы питания при ожирении:

  • назначение диеты с низкой энергетической ценностью;
  • ограничение употребления углеводов, особенно легко усваивающихся, являющихся основными поставщиками энергии и легко превращающихся в организме в жир;
  • ограничение количества жиров, при этом нужно учесть, что 50% общего количества жира должны составлять растительные жиры;
  • создание чувства сытости путем назначения малокалорийной, но значительной по объему пищи (сырые овощи, фрукты);
  • многократное питание (до 5-6 раз в сутки) малыми порциями, исключение продуктов, возбуждающих аппетит (острые закуски, пряности);
  • ограничение соли;
  • обязательное ежедневное употребление грубо волокнистой клетчатки;
  • использование разгрузочных дней.

Рекомендации по питанию при бронхиальной астме. Лечебное питание при аллергических реакциях.

Бронхиальная астма имеет в основном инфекционно-аллергическое течение или аллергическое происхождение. Если нет указаний на непереносимость отдельных пищевых продуктов, рекомендуется физиологически полноценное питание, но с ограничением крепких мясных, рыбных и грибных бульонов и соусов, поваренной соли, острых и соленых продуктов, меда, шоколадных изделий.
Диетотерапия при заболеваниях, имеющих инфекционно-аллергическое происхождение. Аллергические реакции могут возникать на пыльцу цветущих растений, лекарства, бытовые и производственные химические вещества, а также отдельные продукты питания (пищевая аллергия). При этих состояниях диета должна быть физиологически полноценной, но не избыточной по энергоценности, содержанию белков, жиров и углеводов. В рационе ограничиваются сахар и содержащие его продукты (конфеты, варенье, пирожные, шоколад и др.), а также мед. При пищевой аллергии исключают из диеты продукты, вызывающие аллергические реакции, и изделия, содержащие эти продукты даже в малом количестве. Например, при непереносимости яиц исключают сдобные мучные изделия, кремы, майонез, запеканки и другие блюда, включающие по рецепту яйца. Диета с исключением продукта-аллергена называется элиминационной.

Показать занятие № 3 полностью.

Читать далее >>>

Источник