Школа здоровья школа пациента с бронхиальной астмой

На консультациях у врача, да и в стационаре, где лежат больные с астмой, сложно получить всю информацию о бронхиальной астме. О центрах, в которых пациенты, больные астмой, могут узнать ответы на все свои вопросы и взглянуть на болезнь изнутри, понять, как жить дальше, как организовать свой быт стали говорить еще в прошлом веке. В наше время такие центры появились и стали называться «школами бронхиальной астмы» или «школами здоровья по бронхиальной астме»
В 80-х годах были учреждены программы обучения по бронхиальной астме в скандинавских странах и в США. На основании этого опыта, а, в первую очередь, на основании передачи знаний относительно ориентированных программ в конце 80-х годов была учреждена программа обучения по астме в Германии. Сначала некоторые центры разработали программы, а затем произошло быстрое распространение и координация этих проектов. Первично эти программы были направлены на то, чтобы улучшить «соблюдение режима терапии» пациентами и их семьями. Только что упомянутый классический термин «соблюдение режима терапии» определял то, в какой степени поведение пациента соответствует рекомендациям и советам врача. Это, в свою очередь, породило термин «несоблюдение режима терапии», указывающий на отрицательный признак личности пациента («трудный пациент»). Следовательно, это считалось бы препятствием для реализации врачами целесообразной и направленной терапии. Данный классический термин «соблюдение режима терапии» считается на сегодняшний день устаревшим: вместо него используют термин «обеспечение реальных возможностей и условий». Этот термин включает в себя партнерские и подразумевающие сотрудничество отношения между врачом и пациентом, при которых оба партнера несут равную ответственность за то, чтобы пациент и его родные справлялись с задачами, возникающими в связи с хроническим заболеванием, в повседневной жизни.
Школы здоровья по бронхиальной астмe
Школы здоровья по бронхиальной астме сейчас очень распространены во всем мире. Здесь даются рекомендации, как жить с астмой, какой распорядок дня должен быть, как соблюдать правильный режим и составлять полноценный рацион питания.
В этом контексте цель обучения в таких школах состоит в повышении навыков пациента и его семьи, связанных с более обширным использованием имеющихся в наличии ресурсов для обеспечения приемлемых методов самовосприятия, чтобы пациент сам как можно раньше мог обнаружить начинающееся ухудшение состояния, обострение, распознать возникшую проблему со здоровьем и соответственно отреагировать. Безусловно, обучение пациентов включает в себя практические знания и понимание взаимосвязи заболевания, триггера и лечения.
Однако при этом ключевыми факторами являются аспекты распознавания ранних и предупредительных симптомов, умение справляться с психосоциальными нагрузками последствий и принятие заболевания пациентом и его родными. Посредством ролевых игр отрабатываются стратегии поведения, которые могут быть реализованы в повседневных ситуациях. Так как при этом определенную роль играют также эмоциональные аспекты (опасения относительно влияния болезни, побочных эффектов от приема лекарственных препаратов, планирование жизни, выбор профессии, чувство вины относительно возникновения хронического заболевания и т. д.), следует учитывать эти аспекты и их влияние на само заболевание, а также на пациентов или их семьи.
Участие семьи в работе школы здоровья для больных астмой
Под девизом «Никто не одинок в своей болезни» в рамках программ обучения для детей и подростков регулярно задействуют в обучение родителей или постоянно ухаживающих за больными лиц. Это рекомендуется, прежде всего, потому, что дети и подростки рассматривают своих родителей в качестве основных консультантов по вопросам, связанным со здоровьем.
Дальнейший аспект возникает на основании того, что в случае критических ситуаций (например, начало атопического нейродерматита, тяжелый приступ астмы, анафилаксия) пациент и его семья в острой ситуации зачастую сами должны действовать грамотно, прежде чем им предоставит помощь какой-либо врач или служба скорой и неотложной помощи. При определенных обстоятельствах для этого должна быть в наличии совокупность социальных стратегий реализации (например, подросток должен быть в состоянии использовать свой экстренный пульверизатор во время урока физкультуры, ребенок также должен быть в состоянии в некоторых случаях использовать ручку с дозой адреналина, если вследствие укуса осы ему угрожает анафилаксия).
В общем, обучение пациентов является образовательным и психологическим посредничеством, при котором им передают знания медицинского характера и обучают их применению. Цель состоит в том, чтобы посодействовать максимально возможной самостоятельности пациентов и их родных, несмотря на хроническое заболевание и ввиду его наличия, их максимально возможной осведомленности и, таким образом, в целом, повышению качества их жизни.
Программа обучения по астме в школах здоровья в Германии
Программа обучения по аллергическим заболеваниям действуют для бронхиальной астмы с конца 80-х годов.В 1991 году представители всех обучающих на то время центров в немецкоговорящих странах собрались на первой совместной конференции. На базе этих ежегодных научных конференций образовалось междисциплинарное Общественное объединение по обучению в вопросах астмы в детском и подростковом возрасте (AGAS). AGAS свело воедино все существующие на то время обучающие модели и разработало единые стандарты для проведения обучения. Была разработана программа AGAS, которая в настоящее время осуществляется по всей стране с участием более чем 3300 инструкторов (как в амбулаторных условиях, так и в экстренной стационарной области и области реабилитации). Эта программа совмещает современный подход к успешному лечению, обучению, контролю и профилактике бронхиальной астмы.
Цели обучения пациентов, страдающих астмой
- Знания об астме, а также медикаментозном и немедикаментозном длительном/неотложном лечении.
- Распознавание триггеров и способов их предотвращения.
- Распознавание ранних симптомов, физической самооценки и раннего вмешательства.
- Ослабление тревог, связанных с заболеванием/эмоциональная помощь пациентам и особенно родителям.
- Принятие астмы в качестве хронического заболевания.
- Улучшение обращения родных с больным, страдающим хроническим заболеванием.
- Снижение психосоциального воздействия хронического заболевания.
- Поощрение личной ответственности.
Возможности школ здоровья по бронхиальной астме
Мониторинг за заболеванием и полученный опыт в школе здоровья дают возможность пациентам рационально и адекватно оценить свои действия в тяжелой ситуации.
Во время обучения пациент сможет узнать о том, как принимать препараты и какое воздействие они оказывают. Он научится использовать препараты в соответствии с возникшими симптомами.
Кроме того, ему покажут, какие вспомогательные средства и техники можно использовать для облегчения жизни с болезнью. К тому же, в школе здоровья часто проводятся тренировки по их применению.
К таким техникам и вспомогательным средствам относятся:
- техника правильной ингаляции;
- использование дозированного аэрозольного ингалятора со спейсером;
- ведение дневника по астме;
- использование пневмотахометра;
- поведение в неотложных ситуациях;
- и много чего другого.
Пациенты могут много раз принимать участие в таких обучениях и посещать школу здоровья. Взрослым рекомендуется через 2 года освежить свои знания. Дети и подростки должны это делать через 6-12 месяцев.
Источник
10.10.2015
Бронхиальная астма – хроническое аллергическое воспалительное заболевание дыхательных путей. Сопровождается высокой чувствительностью к внутренним и внешним раздражающим факторам. Часто проявляется в приступах кашля и удушья.
У большей части больных обнаруживается наследственная предрасположенность к астме.
Симптомы бронхиальной астмы:
- Одышка с затрудненным выдыханием
- Удушье (приступы)
- Сухой кашель (приступообразный). Часто сопровождается свистящим хрипом в груди, возможно отделение мокроты по окончании приступа
- Чувство нехватки воздуха, заложенности в груди
- Свист в груди
Данные симптомы бронхиальной астмы могут возникнуть в любое время суток при контакте с раздражающими факторами:
— аллергенами (цитрусовые, лекарства-антибиотики, пыль, шерсть и пыльца),
— холодным воздухом,
— бытовой химией (особенно порошки и некоторая парфюмерия),
— после ОРЗ (острое респираторное заболевание),
— после физических нагрузок (поднятие тяжестей, бег).
Бронхиальная астма у детей может сопровождается также кожной сыпью или поллинозом. Это происходит из-за того, что аллергические реакции у детей более выражены, чем у взрослых.
Лечение бронхиальной астмы
Терапия бронхиальной астмы делится на медикаментозную и немедикаментозную. И если о первой вам обязательно расскажет врач, то о второй вы можете позаботиться самостоятельно. Например, исключить из рациона пищевые аллергены и свести на «нет» контакт с непищевыми. Также необходимо ежедневно проводить влажную уборку в помещении, где чаще всего находится больной. Физическая нагрузка должна быть посильной и обязательно включать в себя дыхательную гимнастику.
Крайне важно, чтобы больной имел адекватное представление о своей проблеме, владел необходимыми навыками самоконтроля, мог купировать приступы. Научиться этому можно на занятиях школы здоровья «Бронхиальная астма». Также, рекомендуем вам записаться на консультацию к аллергологу.
Школа здоровья
Среди важных планов Медицинского центра «Международная академия ДВ» — открытие Школы здоровья для больных бронхиальной астмой. Это бесплатные тематические занятия со всеми, кто хочет знать, как жить с хроническим заболеванием, каких правил придерживаться и на что обращать особое внимание.
Подобный формат образовательной работы с пациентами очень популярен во всем мире. И это неудивительно – такие занятия очень насыщенны и доступны для понимания широкого круга людей. Врач отвечает на самые распространенные вопросы пациентов, а также говорит о тех аспектах болезни, о которых никто не подозревает.
Примерные темы занятий:
- Физиология и анатомия дыхательных органов
- Что такое БА и ПСВ (пиковая скорость выдоха)
- Причины развития и симптомы бронхиальной астмы
- Правила пользования ингаляторами
- Бронхиальная астма у детей
- Приступы БА – основные способы купирования
- Острый и хронический бронхит, в чем их сходство с БА и отличие от нее.
Школа здоровья позволяет не только получить ответы на все важные вопросы пациента и повысить его уровень знаний о болезни. Также занятия помогают установить доверительные отношения врача и пациента, познакомить больных друг с другом для понимания и поддержки. В конечном счете, это делает лечение бронхиальной астмы более эффективным.
Если вы желаете узнать более подробную информацию о том, как посетить Школу здоровья, пожалуйста, обратитесь в «Международную академию ДВ» по телефону +7 (4212) 232-232. Специалисты нашего Медицинского центра сообщат вам дату начала занятий и условия записи в Школу.
Онлайн запись
Источник
Организация исследования и методика обучения
Наше исследование проводилось на базе Субханкуловской районной больницы № 3, ГБУЗ Туймазинская ЦРБ. В исследовании приняло участие 16 пациентов в возрасте от 18-60 лет, страдающих бронхиальной астмой и состоящие на диспансерном наблюдении на участке № 4 в кабинете 225 , где прием ведет участковый врач терапевт Мухаметзянова Алия Ирековна и участковая медсестра.
Цель нашего исследования явилось изучить роль медицинской сестры в организации школ здоровья для пациентов, страдающих бронхиальной астмой.
В начале изучили статистические данные о заболеваемости бронхиальной астмой в Субханкуловской районной больницы № 3, ГБУЗ Туймазинская ЦРБ за 2013-2015гг. ( таблица № 1) и выяснили что заболеваемость бронхиальной астмой среди населения, проживающего в Субханкулово составило:
- — 2013 году с 18 лет и старше составила 48 случаев, из них на диспансерном учете состоит 37 пациентов.
- -2014 году у людей с 18 лет и старше составила 50 случаев, из них на диспансерном учете 42 пациента.
- -2015 году у людей с 18 лет и старше составило 59 случаев, из них на диспансерном учете 45 пациентов.
Таблица 1 Статистические данные о заболеваемости бронхиальной астмой в Субханкуловской районной больнице № 3 за 2013-2015 год.
год | Диагноз, установленный в первые в жизни | Состоят на диспансерном учете | Всего пациентов с бронхиальной астмы |
2013 | 11 | 37 | 48 |
2014 | 8 | 42 | 50 |
2015 | 14 | 45 | 59 |
Рисунок 1 Диаграмма о заболеваемости бронхиальной астмой в Субханкуловской районной больнице № 3 за 2013-2015 год.
Вывод: по статистическим данным за 2013-2015 годы заболеваемость бронхиальной астмой в Туймазинском районе в поселке Субханкулово увеличивается. Пациенты из-за неполного информирования о своем заболевания не могут самостоятельно купировать приступы, вследствие чего возникают множества осложнений (ателектаз лёгких, медиастинальная и подкожная эмфизема, спонтанный пневмоторакс, эмфизема лёгких, лёгочное сердце). Для того, чтобы пациенты могли самостоятельно купировать приступы и избежать большинство осложнений , мы совместно с врачом терапевтом и медсестрой решили создать и провести занятия в школе здоровья.
На следующем этапе работы мы составили план обучения, тесты, уроки занятий, памятки для школы бронхиальной астмой, которую наименовали “Дышим вместе”.
План обучения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.
Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?
Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Обучение пользоваться пикфлоуметром
Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.
Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь? астма бронхиальный медицинский сестра
Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.
Занятие 1
Что такое бронхиальная астма?
Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; вопросники по оценке знаний пациентов; дневники самоконтроля для пациентов бронхиальной астмой (могут представлять собой обычную тетрадь); информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакаты «Анатомия дыхательных путей», «Вид бронхов вне приступа и во время приступа БА», «Упрощенная схема аллергической реакции»).
Структура и содержание занятия
- 1. Вводная часть -15 минут
- 1.1. Знакомство, представление участников.
- 1.2. Описание целей обучения.
- 1.3. Оценка исходных знаний.
- 1.4 Проведение тестирование.
- 2. Информационная часть — 20 минут
- 2.1. Определение бронхиальной астмы?
- 2.2. Как устроены дыхательные пути человека?
- 2.3. Что происходит с бронхами во время приступа БА?
- 3. Активная часть -10 минут
Обсуждение факторов, провоцирующих приступ астмы.
Перерыв — 10 минут
4. Информационная часть — 15 минут
Понятие и механизм развития аллергии.
- 5. Активная часть (вопросы-ответы) -5 минут
- 6. Информационная часть — 15 минут
Как проявляется аллергия?
7. Заключительная часть — 10 минут
Ответы на вопросы.
Занятие 2
Причины развития бронхиальной астмы. Обучение пользоваться пикфлоуметром.
Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; пикфлоуметры (не менее 5), одноразовые картонные мундштуки; дневники пикфлоуметрии и самоконтроля, варианты кривых пикфлоуметрии; информационные материалы для пациентов (памятки «Наиболее аллергенные продукты», «Перекрестная аллергия»).
Структура и содержание занятия
1. Вводная часть — 5 минут
Описание цели занятия.
2. Информационная часть — 20 минут
Почему возникает бронхиальная астма?
3. Активная часть — 20 минут
Обсуждение аллергенов и факторов риска развития БА.
Перерыв — 10 минут
- 4. Информационная часть — 20 минут
- 4.1. Что такое пикфлоуметрия и зачем она нужна?
- 4.2. Техника пикфлоуметрии.
- 4.3. Принципы ведения дневника пикфлоуметрии.
- 5. Активная часть — 20 минут
Проведение пикфлоуметрии.
6. Заключительная часть — 5 минут
Ответы на вопросы.
Занятие 3
Лечение бронхиальной астмы.
Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; технические средства элиминации — противоклещевые чехлы, акарициды, воздухоочиститель; различные формы доставки лекарственных препаратов — дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер; информационные материалы для пациентов (памятки «Как избавиться от клеща домашней пыли?».«Как правильно пользоваться дозированным аэрозольным ингалятором», «Физические упражнения для пациентов с бронхиальной астмой»).
Структура и содержание занятия
1. Вводная часть — 5 минут
Описание цели занятия.
2. Информационная часть — 15 минут
Элиминационная терапия.
3. Активная часть — 5 минут
Проверка усвоения материала.
4. Информационная часть — 10 минут
Формы доставки лекарственных препаратов.
5. Активная часть — 10 минут
Демонстрация техники использования ингалятора.
Перерыв — 10 минут
6. Информационная часть — 15 минут
Обзор антиастматических препаратов.
- 7. Активная часть (вопросы-ответы) 5 минут
- 8. Информационная часть — 10 минут
БА и образ жизни.
9. Активная часть — 10 минут
Физические упражнения для пациентов с бронхиальной астмой.
10. Заключительная часть — 5 минут
Ответы на вопросы.
Занятие 4
Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?
Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; информационные материалы по теме занятия («Уровни контроля над астмой», «Тест по контролю над астмой», «План действий по поддержанию контроля над бронхиальной астмой») для каждого слушателя.
Структура и содержание занятия
- 1. Вводная часть — 5 минут Описание цели занятия.
- 2. Информационная часть — 20 минут
- 2.1. Причины, вызывающие обострение БА.
- 2.2. Как распознать обострение БА?
- 3. Активная часть (вопросы-ответы) — 5 минут
- 4. Информационная часть — 15 минут
Что делать при приступе удушья?
Перерыв — 10 минут
- 5. Информационная часть — 20 минут
- 5.1. Как контролировать БА?
- 5.2. План самоведенияпри БА.
- 6. Активная часть — 20 минут
Тест по контролю над астмой, обсуждение результатов.
7. Заключительная часть 5 минут
Ответы на вопросы.
Занятие 5
Контроль полученных знаний, навыков и умений
Оснащение: дневники самоконтроля.
Структура и содержание занятия
- 1. Обсуждение слушателями элиминационных мероприятий, проведенных дома и на работе в течение обучающего цикла — 15 минут.
- 2. Демонстрация и закрепление навыков техники ингаляции с индивидуальным баллончиком (аэрозольным или дозированным) каждым слушателем — 20 минут.
- 3. Демонстрация слушателями техники пикфлоуметрии -10 минут.
Перерыв — 10 минут
- 4. Представление заполненных дневников пикфлоуметрии и составление планов самоведения — 25 минут.
- 5. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе — 10 минут.
- 6. Оценка слушателями организации и качества обучения в Школе — 10 минут.
Источник