Симптомы бронхиальной астмы доврачебная помощь
Неотложная помощь
Астматический статус.
— Это синдром острой дыхательной недостаточности, развившийся у больных бронхиальной астмой вследствие обструкции дыхательных путей, резистентной к терапии бронхолитиками.
Частыми причинами возникновения астматического статуса является избыточное потребление снотворных; успокаивающих средств; прием препаратов, вызывающих аллергическую реакцию со стороны бронхов (салицилаты, анальгин, антибиотики и др.); избыточный прием ингаляционных бронхолитиков (более 6 раз в сутки); воспалительные заболевания.
I стадия: удушье нарастает, приступ не купируется ингаляциями спазмолитиков или бронхолитиков, появляются боли в сердце, сердцебиение, повышается АД. При аускультации — обилие сухих свистящих хрипов.
II стадия: дыхание становится частым, поверхностным, в легких количество сухих хрипов уменьшается вплоть до их исчезновения («немое легкое»). АД снижается, брадикардия.
III стадия: больной теряет сознание и впадает в кому (если лечение было неадекватным)
1. Контроль витальных функций.
2. Придать больному удобное положение полусидя
3. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ кислорода
4. При сохраненном сознании ингаляция беродуала + 30- 40% увлажнённый кислород
5. Подготовить всё необходимое для в/в введения : 5% раствор глюкозы в/в, 60-150 мг преднизолона в/в, 2,4% раствор эуфиллина 10 мл капельно в 20 мл 0,9 % р-ра натрия хлорида; при отсутствии сознания и угнетении дыхания: в/в 0,18% адреналина 0,3 мл каждые 20 мин до получения бронхолитического эффекта
6. Подготовить мешок Амбу, аппарат ИВЛ.
Информация: У больного бронхиальной астмой внезапно развился приступ удушья. Пациент сидит, опершись руками о спинку стула, дыхание свистящее, «дистанционные» сухие хрипы, кашель с трудно отделяемой мокротой. Грудная клетка вздута, вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания, дыхание учащенное, тахикардия.
Тактика медицинской сестры
Действия | Обоснование |
1. Вызвать врача через третье лицо. | Для оказания квалифицированной медицинской помощи |
2. Успокоить, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, придать удобное положение с упором на руки. | Психоэмоциональная разгрузка, уменьшить гипоксию |
3. Контроль АД, ЧДД, пульса. | Контроль состояния |
4. Дать 30 — 40%-ный увлажненный кислород. | Уменьшить гипоксию |
5. Дать вдохнуть беротек (сальбутамол): 1-2 вдоха дозированного аэрозоля. | Для снятия спазма бронхов |
6. До прихода врача следует запретить больному пользоваться своим карманным ингалятором. | Для предупреждения развития резистентности к бронхолитикам и перехода приступа в астматический статус |
7. Дать горячее питье, сделать горячие ножные и ручные ванны. | Для рефлекторного уменьшения бронхоспазма |
8. При неэффективности перечисленных мероприятий ввести парентерально по назначению врача: эуфиллин 2,4%-ный раствор 10 мл; преднизолон 60-90 мг. | Для купирования приступа средней тяжести и тяжелого приступа |
9. Подготовить к приходу врача: мешок Амбу, аппарат ИВЛ. | Для проведения в случае необходимости реанимационных мероприятий |
При отсутствии эффекта и появлении признаков астматического статуса — см. неотложную помощь. Больной госпитализируется для лечения в палату интенсивной терапии (реанимации). В отделении при необходимости больному проводят искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). При проведении ИВЛ медицинская сестра проводит эвакуацию мокроты из дыхательных путей электроотсосом через каждые 30-40 мин и орошает их при этом щелочным раствором.
Источник
Астма диагностируется у людей любого возраста и пола, однако если заболевание развивается у ребенка, то оно поддается лечению, а если у взрослого – нет. Бронхиальная астма — болезнь, которая характеризуется воспалением дыхательных путей. Заболевание имеет хроническую форму и выражается в появлении неожиданных и повторяющихся приступов удушья, хрипов, кашля, одышки.
Причины бронхиальной астмы
Оказание помощи во время приступа напрямую зависит от обстоятельства, при котором он возник. А причин развития бронхиальной астмы может быть несколько:
• Аллергическая реакция.
• Охлаждение дыхательных путей.
• Простудно-вирусные заболевания.
• Чрезмерные физические нагрузки.
• Сильный стресс.
• Наследственный фактор.
Симптомы приступа бронхиальной астмы
Признаком надвигающегося приступа обычно является резкое затруднение дыхания, интенсивный кашель, которому свойственно постоянно усиливаться, появление одышки, зуд в носу, покраснение глаз, чихание.
Далее приступ может сопровождаться признаками удушья, покраснением кожи, кашлем с выделением мокроты, тахикардией, сонливостью, ринитом, болью в нижней трети грудной клетки, трудностями при разговоре, головной болью, сильной раздражительностью.
Также во время приступа (особенно, если это первый такой случай) у больного нередко развивается чувство панического страха, которое обусловлено боязнью за свою жизнь.
Первая помощь при бронхиальной астме
• Если приступ бронхиальной астмы обусловлен аллергической реакцией, то в первую очередь необходимо ограничить контакт больного с аллергеном.
• Расстегните потерпевшему ворот одежды или пояс. Это позволит немного облегчить дыхательный процесс.
• Если вы находитесь в помещении, то следует открыть окно или форточку для обеспечения притока свежего воздуха и выветривания возможного аллергена.
• Помогите больному присесть. Ноги при этом должны быть опущены вниз. Сидячее положение позволит легким значительно улучшить дыхательный процесс.
• Успокойте пострадавшего. Поговорите на отвлеченные темы или расскажите, что во время приступа астмы нечего бояться.
• Если приступ только начался, то можно воспользоваться горячими ванночками. В теплую воду (40-45 градусов) можно опускать как руки, так и ноги (не более 10-15 минут).
• Следующие действия должны быть направлены на купирование приступа бронхиальной астмы. Для этого нужно воспользоваться противоастматическими средствами (карманные ингаляторы, небулайзер, медикаментозные препараты). Если больной сам не в состоянии выполнить эти действие, то необходимо помочь ему (примерно 2 вдоха на 1 минуту).
• Положительный эффект производит также и теплое питье (вода, молоко), которое необходимо пить небольшими глоточками. Чтобы согреть больного можно укутать его пледом, поставить горчичники или банки.
• Очень хорошо воздействует на организм больного легкий массаж. Помассируйте пострадавшему в области крыльев носа, это позволит снизить развитие одышки.
• Если приступ случился впервые или после оказанной помощи больному не становится лучше, то необходимо вызвать бригаду скорой помощи.
Обязательно обратиться за помощью к врачу, если:
• Заболевание начало проявлять себя чаще, чем обычно.
• Симптомы астмы становятся с каждым приступом все тяжелее.
• Приступы случаются постоянно в ночное время суток.
• Препараты, которыми вы пользовались стали, по вашему мнению, хуже работать.
• Количество использования препаратов увеличилось в несколько раз.
• Приступы мешают работе или учебе.
Источник
Астмой называют патологию легких, при которой повторяются приступы, сопровождаемые проблемами с дыханием. Возникает одышка, возможен сильный кашель, данные проявления могут перерасти в приступ удушья при бронхиальной астме. Это происходит из-за реакции бронхиол – небольших путей в легких, проводящих воздух – на какие-либо астматические раздражители. Происходит воспаление и закупорка дыхательных путей, мышцы, расположенные рядом с легкими, сжимаются спазмом. Воздух не может свободно попадать в легкие, отсюда и сбои с дыханием. На сегодняшний день данное заболевание распространено достаточно широко. Наблюдать приступ бронхиальной астмы можно у пациентов любой возрастной категории. Но при этом порядка 50% случаев симптомы впервые проявляются у детей, возраст которых не достигает десяти лет.
Почему возникают приступы
Факторов, способных вызвать симптомы и последующий приступ астмы достаточно много, при этом они могут быть весьма разнообразными. В результате астма может быть, как аллергической, так и неаллергической. В первом случае причиной становится попадание в бронхи аллергенов, во втором приступ возникает, если наблюдается влияние внешнего раздражителя. Астма может быть проявлением сезонным, при этом симптомы помимо общих признаков включают:
- кашель;
- обильное слезоотделение;
- насморк;
- крапивницу.
В перечень причин, под воздействием которых развивается приступ, включают:
- дым, выделяющийся при курении табака;
- бытовую химию, запах различных моющих и чистящих средств;
- выхлопные газы;
- мыло, в состав которого входит отдушка;
- определенные фармацевтические препараты;
- парфюмерию и прочие факторы.
Далеко не всегда симптомы заболевания проявляются немедленно, иногда до определенной реакции может пройти несколько минут. Рассматривая причину, вызвавшую приступ, определяют различные виды патологии:
- При вдыхании холодного воздуха в процессе физических нагрузок диагностируют астму физического усилия.
- Если влияющим фактором становится прием фармацевтических препаратов, диагностируют аспириновую астму.
- Если на постоянной основе – в процессе работы – происходит вдыхание определенного вещества, говорят о профессиональной астме. Этот вид патологии определить наиболее сложно, поскольку многие пострадавшие не обращают внимания на первые симптомы, возникающие в процессе работы и исчезающие после нее.
- Под смешанной астмой подразумевают воздействие аллергена наряду с каким-либо иным фактором.
- Пищевую астму.
- Если четкие причины, вызвавшие приступ, отсутствуют, говорят о неуточненной астме.
Что предвещает приступ
Учитывая, что любой человек неповторим, у каждого симптомы приближающегося приступа индивидуальны. При этом, если вы подвержены астматическим припадкам, следует знать хотя бы некоторые из них, чтобы иметь возможность принять необходимые меры. Симптомы, указывающие на приближение проблемы, могут проявиться за полчаса или за час. Приступ астмы аллергического вида предваряется:
- частым чиханием;
- сильным кашлем;
- болью в горле, першением;
- сильным насморком, при котором выделяется водянистая слизь;
- головной болью.
Если приступ неаллергического характера, а возникает в результате иных факторов, то предваряющие его симптомы могут включать:
- кашель;
- усталость и внезапную сильную слабость;
- ощущение головокружения;
- беспричинную тревогу и беспокойство;
- внезапное ухудшение настроения.
В случае развития ночного астматического приступа возможно развитие бессонницы и появление сильного кашля.
Сердечная астма – симптомы и доврачебная помощь
Многие из перечисленных выше признаков могут указывать на приступ сердечной астмы. Данное патологическое состояние может вызывать нарушенная циркуляция крови и отек легких, результатом чего становится острая левожелудочковая недостаточность.
Сердечная астма зачастую сопровождает заболевания, связанные с нарушением работы сердечно-сосудистой системы – миокардит, инфаркт, кардиосклероз, гипертонию и прочие. На приближающийся приступ сердечной астмы, который развивается спустя несколько дней после того, как проявляются симптомы, указывают:
- Одышка.
- Ощущение давления в груди.
- Покашливание, возникающее при изменении положения тела либо после небольшой физической нагрузки.
Приступ обычно развивается ночью, в это время происходит максимальное наполнение сосудов кровью. Днем подобное состояние способно вызвать перенапряжение физическое либо психологическое. При развитии приступа возникает чувство недостатка кислорода, возникает одышка, кашель, появляется чувство страха, наблюдается тахикардия, рост артериального давления. Лунки ногтей и область возле носа и рта приобретает синюшный оттенок.
Подобные симптомы требуют немедленной медицинской помощи, поскольку отсутствие лечения может привести к отеку легких и прочим серьезным осложнениям. Первый шаг – вызов медиков. Рассмотрим, что следует делать, когда нет возможности немедленного оказания профессиональной помощи. Имеется ряд мероприятий, облегчающих состояние пациента:
- Больному придают сидячее положение, ноги опущены вниз, спустя 10–15 минут их опускают в емкость, наполненную теплой водой.
- Обеспечивается доступ свежего воздуха.
- Ослабляются сдавливающие элементы одежды.
- Нагрузка на сердце уменьшается при перераспределении крови, для чего бинтуют конечности, накладывают венозные жгуты.
- Измеряют давление, при высоких или нормальных показателях используют валидол в сочетании с нитроглицерином. При низких показателях в нитроглицерине нет необходимости. Спустя десять минут измерение повторяют, при надобности вновь применяют сочетание препаратов, однако, их прием не должен превышать трех раз.
- При сердечной астме может развиться отек легких, чтобы избежать осложнения следует дать пациенту подышать парами спирта этилового, обеспечив при этом доступ воздуха.
- Можно использовать седативные средства, которые снимут нервное напряжение и беспокойство.
Приступ бронхиальной астмы – течение и устранение
Приступ бронхиальной астмы развивается стремительно – возникает одышка, наблюдается шумное затрудненное дыхание, при этом в легких слышны свистящие хрипы. Сильный сухой кашель повторяется приступами в течении астматической атаки. В груди ощущается распирание, нет возможности свободного выдыхания воздуха.
Рассмотрим, что делать, если нет возможности оказания немедленной профессиональной помощи:
- Находят удобное положение для тела, позволяющее более свободно дышать.
- Убирают стесняющую одежду или ее элементы.
- По возможности необходимо успокоиться и нормализовать дыхание.
- Обеспечивается приток свежего воздуха.
- Применяется дозированный ингалятор. Если приступы астмы постоянны, ингалятор всегда должен находиться при пациенте. При этом необходимо помнить, что все лекарственные препараты приобретаются в соответствии с рекомендациями лечащего врача. Нет необходимости использовать ингалятор чаще двух раз каждые 10 или 15 минут в том случае, если ожидаемый эффект не наступил. Передозировка чревата побочными эффектами в виде учащенного сердцебиения, мигрени, слабости и головокружения.
Домашние методы, облегчающие состояние
Посмотрим, что необходимо делать, дабы улучшить самочувствие больного при наступившем астматическом состоянии.
- Если под рукой нет ингалятора, можно воспользоваться раствором соли и йода. Для этого в стакан кипятка добавляют несколько капель йодного спиртового раствора и несколько чайных ложек соли, после чего паром дышат в течение нескольких минут. После этого делают несколько глотков негорячего раствора. При отсутствии ожидаемого эффекта процедуру не продолжают.
- Хорошо делать горячие ванны, в которые опускают конечности, они эффективно снимают приступы.
- Ставят на грудь горчичники.
- На область легких в сидячем положении ставят банки и медленно перемещают их по поверхности. Чтобы массажная процедура проходила безболезненно, используют вазелин. Время массажа – несколько минут с каждой стороны спины.
Данные процедуры просты, эффективны, доступны для проведения в домашних условиях, не требуют знания специальных методик и хорошо облегчают дыхание.
Профилактика астматических состояний
К основным профилактическим мерам относят обязательное соблюдение гигиены, имеются определенные правила, способствующие облегчению состояния:
- Здоровый продолжительный сон.
- Сбалансированное разнообразное питание.
- Отказ от вредных привычек.
- Своевременное лечение сопутствующих патологий.
- Регулярное посещение аллергологов, пульмонологов, следование врачебным предписаниям.
- Выполнение дыхательной гимнастики.
- Тщательная уборка – обязательно влажная – помещений.
- Регулярные прогулки на свежем воздухе.
- По возможности убрать из жизни стрессовые ситуации.
Дыхательная гимнастика весьма эффективно позволяет справляться с обострениями патологии. Имеется множество различных методик, наиболее простое упражнение – удлинение вдоха и его усиление. Все упражнения, принятые на вооружение, требуют регулярного применения. Также специалисты рекомендуют проводить самоконтроль при помощи пикфлоуметра, позволяющем определить функциональность внешнего дыхания. Пользоваться им просто – достаточно глубоко вдохнуть и произвести сильный выдох в специальную трубку. Скорость определяется автоматически.
Источник
Ôàêòîðû ðèñêà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå. Îïèñàíèå ôàç îòâåòîâ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà íà êîíòàêò ñ òðèããåðîì. Îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè, ñèìïòîìû è äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè àñòìàòè÷åñêîì ñòàòóñå. Äîâðà÷åáíàÿ ïîääåðæêà ïðè óäóøüå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÊÎÃÀÎÓ ÄÏÎ «Êèðîâñêèé îáëàñòíîé öåíòð ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåïîäãîòîâêè ðàáîòíèêîâ çäðàâîîõðàíåíèÿ»
ÐÅÔÅÐÀÒ
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ïðèñòóïå áðîíõèàëüíîé àñòìû
Âûïîëíèëà: Ïåðåâàëîâà Îëüãà Íèêîëàåâíà
Ñëóøàòåëü öèêëà «Ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü äåòÿì»
Êèðîâ 2014
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — îäíî èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé â ñîâðåìåííîì ìèðå. Ïî äàííûì 2007ãîäà, ÷èñëî áîëüíûõ àñòìîé â ÐÔ ïðèáëèæàëîñü ê 7 ìëí. ÷åëîâåê. Ñðåäè âçðîñëîãî íàñåëåíèÿ áîëåçíü ðåãèñòðèðóåòñÿ áîëåå ÷åì â 5% ñëó÷àåâ; ó äåòåé åùå ÷àùå — äî 10%.
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — ýòî õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàþùèìè ïðèñòóïàìè ýêñïèðàòîðíîé îäûøêè (óäóøüå) â ðåçóëüòàòå áðîíõîñïàçìà, îòåêîì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ, ñêîïëåíèåì ìîêðîòû çà ñ÷åò àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé â ñëèçèñòîé îáîëî÷êå áðîíõèîë è ìåëêèõ áðîíõîâ. Åñëè ïàöèåíò ïîëó÷àåò íåàäåêâàòíîå ëå÷åíèå, áîëåçíü ïåðåõîäèò â íåóïðàâëÿåìóþ ñòàäèþ, èñõîäîì êîòîðîé ÿâëÿþòñÿ òÿæåëàÿ äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ëåãî÷íî-ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü — îñíîâíûå ïðè÷èíû èíâàëèäèçàöèè è ïðåæäåâðåìåííîé ñìåðòè. áðîíõèàëüíûé àñòìà óäóøüå
Ôàêòîðû ðèñêà
Ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû:
Íàñëåäñòâåííîñòü: â íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðåäïîëàãàåòñÿ ïîëèãåííûé òèï íàñëåäîâàíèÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòè.
Àòîïèÿ, ò.å. ñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà ê âûðàáîòêå ïîâûøåííîãî êîëè÷åñòâà ðåàãèíîâ â îòâåò íà âîçäåéñòâèå îêðóæàþùåé ñðåäû.
Ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû(àëëåðãåíû):
áûòîâûå — äîìàøíÿÿ ïûëü;
ýïèäåðìàëüíûå — ïåðõîòü è øåðñòü æèâîòíûõ;
èíñåêòíûå — ï÷åë, øìåëåé, êîìàðîâ;
ïûëüöåâûå — ïûëüöà òðàâ, öâåòîâ, äåðåâüåâ;
ãðèáêîâûå, ïëåñíåâûå;
ïèùåâûå — êîðîâüå ìîëîêî, ðûáà, öèòðóñîâûå, øîêîëàä, êëóáíèêà è äð.;
ëåêàðñòâåííûå — àíòèáèîòèêè, âèòàìèíû ãðóïïû Â, àöåòèëñàëèöèëîâàÿ êèñëîòà, ñóëüôàíèëàìèäû è äðóãèå;
õèìè÷åñêèå — ñòèðàëüíûå ïîðîøêè, êîñìåòèêà, áûòîâàÿ õèìèÿ;
ïðîôåññèîíàëüíûå;
îðãàíè÷åñêèå — äåçèíôèöèðóþùèå ñðåäñòâà, àíòèáèîòèêè;
íåîðãàíè÷åñêèå — ñîëè ïëàòèíû, õðîìà, íèêåëÿ.
Óñóãóáëÿþùèå ôàêòîðû:
êóðåíèå àêòèâíîå è ïàññèâíîå;
çàãðÿçíåíèå âîçäóõà ðàçäðàæàþùèìè âåùåñòâàìè — îêèñüþ óãëåðîäà, ïðîäóêòàìè áûòîâîé õèìèè, ïàðôþìåðèè è ò.ä.
Òðèããåðû (ôàêòîðû, âûçûâàþùèå îáîñòðåíèå):
ðåñïèðàòîðíàÿ èíôåêöèÿ;
âîçäóøíûå ðàçäðàæàþùèå âåùåñòâà;
ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà;
ãèïåðâåíòèëÿöèÿ;
èçìåíåíèÿ ïîãîäû (õîëîäíûé âëàæíûé âîçäóõ);
÷ðåçìåðíûå ýìîöèîíàëüíûå íàãðóçêè;
àëëåðãåíû.
Àëëåðãåíû àêòèâèçèðóþò òó÷íûå êëåòêè, ðàñïîëîæåííûå â ïîäñëèçèñòîé îáîëî÷êå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ÷åðåç êîíòàêò ñ èììóíîãëîáóëèíàìè Å, êîòîðûå ëîêàëèçóþòñÿ íà ïîâåðõíîñòè òó÷íîé êëåòêè.  ðåçóëüòàòå òàêîé àêòèâàöèè ïðîèñõîäèò âûáðîñ áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ âåùåñòâ ( ÁÀÂ) — ãèñòàìèíà, ñåðîòîíèíà, áðàäèêèíèíà, ãåïàðèíà.
Ôàçû îòâåòîâ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà íà êîíòàêò ñ òðèããåðîì:
1. Ðàííÿÿ ôàçà: íàñòóïàåò â òå÷åíèå 5 ìèíóò ïîñëå êîíòàêòà, îáóñëîâëåíà âûäåëåíèåì ÁÀÂ, ïðîÿâëÿåòñÿ áðîíõîêîíñòðèêöèåé.
2. Ïîçäíÿÿ ôàçà: íàñòóïàåò ñïóñòÿ 6-10 ÷àñîâ ïîñëå êîíòàêòà ñ òðèããåðîì, îáóñëîâëåíà àêòèâàöèåé ýîçèíîôèëîâ, íåéòðîôèëîâ, ìàêðîôàãîâ çà ñ÷åò âûäåëåíèÿ ìåäèàòîðîâ âîñïàëåíèÿ òó÷íûìè êëåòêàìè, ÷òî âåäåò ê èíòåíñèâíîé âîñïàëèòåëüíîé ðåàêöèè ñ ðàçâèòèåì îòåêà, áðîíõîñïàçìà è ïîâûøåíèþ ðåàêòèâíîñòè áðîíõèàëüíîãî äåðåâà.
Êëàññèôèêàöèÿ:
1. Ôîðìû:
Ýêçîãåííàÿ
Ýíäîãåííàÿ
2. Ñòåïåíü òÿæåñòè òå÷åíèÿ:
I ñòåïåíü — èíòåðìèòòèðóþùàÿ: ñèìïòîìû ïðîÿâëÿþòñÿ ðåæå îäíîãî ðàçà â íåäåëþ. Ïðè ýòîé ñòàäèè äëèòåëüíàÿ òåðàïèÿ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûìè ïðåïàðàòàìè íå ïîêàçàíà, ëå÷åíèå áåðîòåêîì èëè òàéëåäîì ïåðåä êîíòàêòîì ñ àëëåðãåíàìè è ôèçè÷åñêèìè íàãðóçêàìè.
II ñòåïåíü — ëåãêàÿ ïåðñèñòèðóþùàÿ àñòìà: ñèìïòîìû ïðîÿâëÿþòñÿ 1 ðàç â íåäåëþ è ÷àùå, íî íå áîëåå îäíîãî ðàçà â äåíü. Ïðè ýòîé ñòàäèè ïðèìåíÿåòñÿ áàçèñíàÿ òåðàïèÿ — åæåäíåâíî èíãàëÿöèîííûå êîðòèêîñòåðîèäû (áåêëîìåò, ôëóòèêàçîí) èëè òàéëåä. Êóïèðîâàíèå ïðèñòóïîâ: ïðè íåîáõîäèìîñòè áðîíõîäèëàòàòîðû êîðîòêîãî äåéñòâèÿ — áåðîòåê, ñàëüáóòàìîë.
III ñòåïåíü — ïåðñèñòèðóþùàÿ àñòìà ñðåäíåé òÿæåñòè: åæåäíåâíûå ñèìïòîìû. Â ýòó ñòàäèþ ïðèìåíÿåòñÿ áàçèñíàÿ òåðàïèÿ — èíãàëÿöèîííûå êîðòèêîñòåðîèäû (áåêëîìåòàçîí, ôëóòèêàçîí), áðîíõîäèëàòàòîðû ïðîëîíãèðîâàííîãî äåéñòâèÿ (âîëüìàêñ, ñàëüòîñ), ïðîëîíãèðîâàííûå òåîôèëëèíû (òåîïåê). Êóïèðîâàíèå ïðèñòóïîâ ñàëüáóòàìîëîì, áåðîòåêîì.
IV ñòåïåíü — òÿæåëàÿ ïåðñèñòèðóþùàÿ àñòìà: ïîñòîÿííûå ñèìïòîìû, ÷àñòûå îáîñòðåíèÿ.  ýòó ñòàäèþ ïðèìåíÿåòñÿ áàçèñíàÿ òåðàïèÿ — èíãàëÿöèîííûå êîðòèêîñòåðîèäû (áåêëàìåòàçîí, èíãàêîðò), áðîíõîäèëàòàòîðû ïðîëîíãèðîâàííîãî äåéñòâèÿ, ïðîëîíãèðîâàííûå òåîôèëëèíû, êîðòèêîñòåðîèäû â òàáëåòêàõ äëèòåëüíîå âðåìÿ (ïðåäíèçîëîí).
3. Ôàçû òå÷åíèÿ:
ôàçà îáîñòðåíèÿ
ôàçà íåñòàáèëüíîé ðåìèññèè
ôàçà ñòàáèëüíîé ðåìèññèè
Îñëîæíåíèÿ:
· àñòìàòè÷åñêèé ñòàòóñ
ñïîíòàííûé ïíåâìîòîðàêñ
àòåëåêòàç ëåãêèõ
áåòòîëåïñèÿ.
Êàê ïðàâèëî, ïðè÷èíà âîçíèêíîâåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû — íå ìîíîâàëåíòíàÿ àëëåðãèÿ, à ïîëèâàëåíòíàÿ. Íà ïåðâîì ãîäó æèçíè àëëåðãåíû ÷àùå íîñÿò ïèùåâîé õàðàêòåð è ïîñòóïàþò ÷åðåç æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò èëè ìåäèêàìåíòîçíî ïðè íåðàöèîíàëüíîì ïðèìåíåíèè àíòèáèîòèêîâ è äðóãèõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ.
 äèàãíîñòèêå ÁÀ âàæíóþ ðîëü èãðàåò òùàòåëüíî ñîáðàííûé àíàìíåç.
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — çàáîëåâàíèå ñ íàñëåäñòâåííûì õàðàêòåðîì, ò. å. ñ èìåþùèìñÿ ïðåäðàñïîëîæåíèåì ê ñåíñèáèëèçàöèè îðãàíèçìà è íàñëåäñòâåííûìè îñîáåííîñòÿìè òêàíåâûõ áàðüåðîâ áðîíõîâ.  ìîìåíò àñòìàòè÷åñêîãî ïðèñòóïà ðåçêî íàðóøàþòñÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, ïîâûøàåòñÿ äàâëåíèå â ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ. Íàðóøåíèå áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè çàâèñèò îò âîçðàñòà ðåáåíêà. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è âûäåëåíèå ãóñòîãî ñåãìåíòà, â òî âðåìÿ êàê ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà ïðåîáëàäàåò áðîíõîñïàçì. Ê òîìó æå ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà âîçíèêíîâåíèþ ïðèñòóïà áðîíõèàëüíîé àñòìû ñïîñîáñòâóþò íåáëàãîïðèÿòíûå ïñèõîãåííûå è ìåòåîðîëîãè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ, ÷ðåçìåðíàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè:
· Ïðèñòóïû ýêñïèðàòîðíîé îäûøêè
· Îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ
· Ãèïåðñåêðåöèÿ áðîíõèàëüíîé ñëèçè
 ðàçâèòèè ïðèñòóïà âûäåëÿþò 3 ñòàäèè:
1. Ïåðèîä ïðåäâåñòíèêîâ: íà÷èíàåòñÿ çà íåñêîëüêî ÷àñîâ èëè çà 1-2 äíÿ äî ïðèñòóïà è ïðîÿâëÿåòñÿ çàëîæåííîñòüþ íîñà, ÷èõàíèåì, êîæíûì çóäîì, êðàïèâíèöåé, ÷óâñòâîì ïåðøåíèÿ â ãîðëå, äûõàòåëüíûì äèñêîìôîðòîì, òÿæåñòüþ, ÷óâñòâîì ñäàâëåíèÿ â ãðóäè, ïðèñòóïîîáðàçíûì êàøëåì, îäûøêîé, çàòðóäíåíèåì îòäåëåíèÿ ìîêðîòû, ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, âîçáóæäåíèåì, ïîòëèâîñòüþ, ãîëîâíîé áîëüþ, íàðóøåíèåì ñíà.
2. Ïåðèîä óäóøüÿ: îäûøêà èìååò ýêñïèðàòîðíûé õàðàêòåð; ïðèñòóï îäûøêè ìîæåò âîçíèêíóòü âíåçàïíî, íåðåäêî âî âðåìÿ ñíà; âäîõ äåëàåòñÿ êîðîòêèé ñèëüíûé è ãëóáîêèé; ìîæåò îòìå÷àòüñÿ ðàçäóâàíèå êðûëüåâ íîñà íà âäîõå; âûäîõ, êàê ïðàâèëî, ìåäëåííûé, ñóäîðîæíûé, íàìíîãî äëèííåå âäîõà, ñîïðîâîæäàåòñÿ ãðîìêèìè ñâèñòÿùèìè õðèïàìè, ñëûøíûìè íà ðàññòîÿíèè. Óñèëèâàåòñÿ êàøåëü, êîòîðûé ñòàíîâèòñÿ îòðûâèñòûì, ìó÷èòåëüíûì; ïàöèåíò èñïóãàí, âîçáóæäåí; ïðèíèìàåò âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå îðòîïíîý: ñèäÿ, íàëîíÿåò òóëîâèùå âïåðåä è îïèðàåòñÿ íà ðóêè, ïëå÷è ïðè ýòîì ïðèïîäíÿòû è ñâåäåíû; êîæíûå ïîêðîâû áëåäíî-öèàíîòè÷íûå, îòìå÷àåòñÿ öèàíîç ãóá, ëèöî èñïóãàííîå, ðå÷ü ïðåðûâèñòàÿ; ãðóäíàÿ êëåòêà íàõîäèòñÿ â ïîëîæåíèè ìàêñèìàëüíîãî âäîõà; â äûõàíèè ïðèíèìàþò ó÷àñòèå âñå ìûøöû ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ìûøöû ñïèíû è áðþøíîãî ïðåññà; â ëåãêèõ âûñëóøèâàåòñÿ ìíîæåñòâî ñóõèõ ñâèñòÿùèõ õðèïîâ íà ôîíå îñëàáëåííîãî äûõàíèÿ; ïóëüñ ñëàáîãî íàïîëíåíèÿ, òàõèêàðäèÿ; ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ñíèæàåòñÿ, äèàñòîëè÷åñêîå — ïîâûøàåòñÿ; ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïðèñòóïà êîëåáëåòñÿ îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî íåñêîëüêèõ ÷àñîâ èëè äíåé.
3. Ïåðèîä îáðàòíîãî ðàçâèòèÿ ïðèñòóïà: ïðèñòóï çàâåðøàåòñÿ, êàê ïðàâèëî, îòõîæäåíèåì ìîêðîòû è ïîñòåïåííûì îáëåã÷åíèåì äûõàíèÿ.
Îñëîæíåíèÿ
Àñôèêñè÷åñêîå ñîñòîÿíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ãåíåðàëèçîâàííûì öèàíîçîì, ðåçêîé îäûøêîé, äûõàíèå ïîâåðõíîñòíîå, ñ çàòðóäíåííûì âûäîõîì è âäîõîì. Áåñïîêîéñòâî ðåáåíêà ñìåíÿåòñÿ ïðîñòðàöèåé, ïîòåðåé ñîçíàíèÿ. Ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ñóäîðîãè, íåïðîèçâîëüíîå ìî÷åèñïóñêàíèå, ïàäåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Äûõàíèå ïðè ýòîì íàñòîëüêî îñëàáëåíî, ÷òî õðèïû ïðàêòè÷åñêè íå âûñëóøèâàþòñÿ. Ýòî êðèòè÷åñêîå, óãðîæàþùåå æèçíè ðåáåíêà ñîñòîÿíèå. Êðîìå ýòîãî, ìîæåò âîçíèêàòü àòåëåêòàç — íà âûñîòå òÿæåëîãî ïðèñòóïà áðîíõèàëüíîé àñòìû âñëåäñòâèå çàêóïîðêè áðîíõà âÿçêîé, ãóñòîé ìîêðîòîé.
Àòåëåêòàç ÷àùå ðàçâèâàåòñÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Êëèíè÷åñêè ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ öèàíîçîì, ïðåèìóùåñòâåííî ïåðèîðàëüíûì, êîí÷èêîâ ïàëüöåâ, êèñòåé, îòñòàâàíèåì îäíîé ïîëîâèíû ãðóäíîé êëåòêè ïðè äûõàíèè, óêîðî÷åíèåì ëåãî÷íîãî òîíà íàä ó÷àñòêîì àòåëåêòàçà, îñëàáëåíèåì äûõàíèÿ, êðåïèòèðóþùèìè õðèïàìè è øóìîì òðåíèÿ ïëåâðû. Äåòè æàëóþòñÿ íà âëàæíûé, íåðåäêî ìó÷èòåëüíûé êàøåëü è áîëü â íèæíèõ îòäåëàõ ãðóäíîé êëåòêè è æèâîòà. Ðåäêèì îñëîæíåíèåì áðîíõèàëüíîé àñòìû ìîæåò áûòü ñïîíòàííûé ïíåâìîòîðàêñ. Ïðè ýòîì îòìå÷àþòñÿ ðåçêàÿ äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, áîëü â ïîðàæåííîé ïîëîâèíå ãðóäíîé êëåòêè è îòñòàâàíèå åå â àêòå äûõàíèÿ, ñìåùåíèå ñåðäå÷íîé òóïîñòè â ïðîòèâîïîëîæíóþ ñòîðîíó, êîðîáî÷íûé îòòåíîê ëåãî÷íîãî òîíà ïðè ïåðêóññèè.
Èíòåðñòèöèàëüíàÿ, ìåäèàñòèíàëüíàÿ è ïîäêîæíàÿ ýìôèçåìà òàêæå ÿâëÿåòñÿ ðåäêèì îñëîæíåíèåì áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé. Îíà îáóñëîâëåíà ðàçðûâîì ëåãî÷íîé òêàíè è ïðîðûâîì âîçäóõà â èíòåðñòèöèàëüíóþ òêàíü, êîòîðûé â ïîñëåäóþùåì ìîæåò ðàñïðîñòðàíèòüñÿ â êîðåíü ëåãêîãî, ñðåäîñòåíèå è ïîäêëþ÷è÷íóþ êëåò÷àòêó øåè. Êëèíè÷åñêè ïðîòåêàåò ìàëîñèìïòîìíî èëè áåññèìïòîìíî, íî ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ áîëÿìè, öèàíîçîì, ðàçâèòèåì êîëëàïñà.
Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü:
· Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó óäîáíîå ïîëîæåíèå;
· Óñïîêîèòü ïàöèåíòà;
· Îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà;
· Ðàññòåãíóòü ñòåñíÿþùóþ îäåæäó;
· Èíãàëÿöèÿ ñàëüáóòàìîëà, ôåíîòåðîëà èëè áåðîäóàëà ÷åðåç ñïåéñåð (íåáóëàéçåð);
· Ïîäãîòîâèòü äëÿ âíóòðèâåííîãî ââåäåíèÿ 10 ìë 2,4% ðàñòâîðà ýóôèëëèíà (ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à);
· Ñëåäèòü çà ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî;
· Äàòü ïàöèåíòó ìèíåðàëüíîé ùåëî÷íîé âîäû áåç ãàçà.
Ïîìîùü ïðè àñòìàòè÷åñêîì ñòàòóñå:
Ñèìïòîìû — äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ðåçèñòåíòíîñòü ê áðîíõèîëèòèêàì, çàòÿíóâøèéñÿ ïðèñòóï óäóøüÿ, øóìíîå äûõàíèå, öèàíîç, îäóòëîâàòîñòü ëèöà, òàõèêàðäèÿ, ñíèæåíèå ÀÄ, çàòîðìîæåííîñòü.
· Ñðî÷íàÿ òðàíñïîðòèðîâêà â ðåàíèìàöèîííîå îòäåëåíèå
· Êèñëîðîäíàÿ òåðàïèÿ
· Èíôóçèîííàÿ òåðàïèÿ (ãåìîäåç, ïîëèãëþêèí)
· Ýóôèëëèí âíóòðèâåííî
· Ïðåäíèçîëîí êàæäûå 4 ÷àñà âíóòðèâåííî
· Ãåïàðèí âíóòðèâåííî
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü:
Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïî âîçìîæíîñòè íàçíà÷àåòñÿ ìàêñèìàëüíî ïîëíîå è ïîñòîÿííîå ïðåêðàùåíèå êîíòàêòà ñ àëëåðãåíîì. Åñëè ýòî íåâîçìîæíî, ïîêàçàíà ñïåöèôè÷åñêàÿ ãèïîñåíñèáèëèçàöèÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííûõ àëëåðãîëîãè÷åñêèõ îòäåëåíèÿõ.
Ñðî÷íàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ ïðè ðàçâèòèè àñòìàòè÷åñêîãî ñòàòóñà èëè îñëîæíåíèé.  îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ ïðè îêàçàíèè íåîòëîæíîé ïîìîùè, íåîáõîäèìîñòü ãîñïèòàëèçàöèè çàâèñèò îò òÿæåñòè è ïðîäîëæèòåëüíîñòè ïðèñòóïà.
Ïðè îêàçàíèè íåîòëîæíîé ïîìîùè äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïîâ àñòìû íåìåäëåííî íàçíà÷àåòñÿ áðîíõîðàñøèðÿþùàÿ òåðàïèÿ. Ó áîëüøèíñòâà áîëüíûõ ïîëîæèòåëüíîå äåéñòâèå îêàçûâàþò ñåëåêòèâíûå ñòèìóëÿòîðû áåòà-2-àäðåíîðåöåïòîðîâ, êîòîðûå âûïóñêàþòñÿ â âèäå ðó÷íûõ, êàðìàííûõ èíãàëÿòîðîâ. Âî âðåìÿ ïðèñòóïà ïîìîãàþò 2 âäîõà àýðîçîëÿ.
Ïðè ïåðâîé ïîìîùè îáåñïå÷èâàåòñÿ äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà, ñîçäàåòñÿ ñïîêîéíàÿ îáñòàíîâêà, ïðîâîäÿòñÿ îòâëåêàþùèå òåïëîâûå ïðîöåäóðû (ãîðÿ÷èå ðó÷íûå èëè íîæíûå âàííû).
Âî âðåìÿ îêàçàíèÿ íåîòëîæíûõ äåéñòâèé ââîäÿòñÿ ïðè ïîìîùè èíãàëÿòîðà ïîäîáðàííûå çàðàíåå áðîíõîëèòèêè. Íàïðèìåð: áåðîäóàë, àñòìîïåíò è äðóãèå.
 òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïðè íåîòëîæíîé ïîìîùè áðîíõîëèòèêè ìîæíî ââåñòè ïîäêîæíî (0,1%-íûé ðàñòâîð àäðåíàëèíà — 0,15-0,5 ìë èëè 0,01 ìã/êã ìàññû òåëà ðåáåíêà).
Ïðè îòñóòñòâèè ýôôåêòà îò ââåäåíèÿ ýòèõ ñðåäñòâ íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå äëÿ îêàçàíèÿ íåîòëîæíîé ïîìîùè ìîæíî ââåñòè 1,2%-íûé èëè 2,4%-íûé ðàñòâîð ýóôèëëèíà (äåòÿì äî ãîäà — 0,1-0,3, 1-3 ëåò — 0,3-0,5, 4-5 ëåò — 0,5-0,7 ìë). Îäíîâðåìåííî ñëåäóåò ââåñòè àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû (ïèïîëüôåí, ñóïðàñòèí âíóòðü èëè âíóòðèìûøå÷íî â âîçðàñòíûõ äîçèðîâêàõ).
Ïðè ðàçâèòèè 1 ñòàäèè àñòìàòè÷åñêîãî ñòàòóñà è ïðè îòñóòñòâèè ýôôåêòà îò ïðèìåíåíèÿ ýóôèëëèíà, äðóãèõ áðîíõîëèòèêîâ ïîêàçàíî ââåäåíèå ïðåäíèçîëîíà âíóòðèìûøå÷íî èëè âíóòðèâåííî â äîçå 3-5 ìã/êã ìàññû òåëà.
Ñ öåëüþ ðàçæèæåíèÿ ñëèçè ïðè îêàçàíèè íåîòëîæíîé ïîìîùè â äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ ìîæíî èñïîëüçîâàòü ìóêîëèòè÷åñêèå ïðåïàðàòû, áðîìãåêñèí, ïðîòåîëèòè÷åñêèå ôåðìåíòû, àöåòèëöèñòåèí, îáèëüíîå ïèòüå ùåëî÷íûõ ìèíåðàëüíûõ âîä.
Âûâîä: äåéñòâèÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïîìîãàþò ïàöèåíòó îáëåã÷èòü ïðèñòóï áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îñîáåííîñòü âåäåíèÿ ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ãëàâíàÿ ðîëü â äîñòèæåíèè ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ ïðèíàäëåæèò ñàìîìó ïàöèåíòó. Ïîýòîìó ìåäñåñòðå íåîáõîäèìî îáó÷èòü ïàöèåíòà îöåíèâàòü ñâîå ñîñòîÿíèå ïî êëèíè÷åñêèì ñèìïòîìàì, ïîìî÷ü îáíàðóæèòü òðèããåðû è äàòü ðåêîìåíäàöèè ïî èõ èñêëþ÷åíèþ, îáó÷èòü ýëåìåíòàì äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè, ñàìîêîíòðîëþ ñèìïòîìîâ, ïîäñ÷åòó ïóëüñà è ÷àñòîòû äûõàíèÿ. Òàêæå íåîáõîäèìî îáó÷èòü ïàöèåíòà è åãî ðîäñòâåííèêîâ òàêòèêå ïîâåäåíèÿ ïðè ïðèñòóïå óäóøüÿ.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. «Øêîëà çäîðîâüÿ. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà» ¹4. Èçäàòåëüñòâî «Ìåäèöèíñêèé ïðîåêò» 2007ãîä
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник