Ситуационная задача бронхиальная астма сестринский процесс
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
На тему 7.4.1.Сестринский процесс при бронхиальной астме
ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
Пациентка Веселова Надежда Николаевна, 54 года, экономист. Живет в отдельной квартире с сибирской кошкой, которую очень любит.
В настоящее время находится в пульмонологическом отделении стационара с диагнозом: «Бронхиальная астма II степень тяжести». В отделение поступила впервые по направлению участкового терапевта, в связи с учащением приступов удушья. При осмотре: состояние средней тяжести, экспираторная одышка, ЧДД 32-34 в минуту, участие вдыхании вспомогательной мускулатуры, свистящее дыхание, ЧСС – 96 уд/мин., АД -130/95 мм.рт.ст. В легких дыхание проводиться, надо всей поверхностью выслушиваются сухие свистящие хрипы. Перкуторно коробочный звук. Тоны сердца звучные, тахикардия.
Во время приступа старается занять положение ортопноэ. Считает себя больной в течение 4 лет – приступы бронхиальной астмы начались сразу после смерти мужа.
Обследовалась амбулаторно, назначено лечение:
• Теопек 300 мг – 2 раза в день
• Тайлед 800 мг – 2 раза в день
• Сальбутамол по 2,5 мл в ингаляциях принимать при приступах удушья.
Однако пациентка принимает только Сальбутамол при приступах удушья, возникающих на фоне стресса, т.к. считает его наиболее эффективным, другие препараты принимает редко, часто забывая про них. Врач – пульмонолог поликлиники рекомендовал купить пикфлоуметр и вести дневник самоконтроля. Пикфлоуметр приобрела, но пользоваться им не умеет.
Надежда Николаевна после смерти мужа стала реже бывать на людях, ведет малоактивный образ жизни, считая, что лишние волнения провоцируют астматический приступ. Дома убирается редко, считает, что «это никому не надо». На окнах у Надежды Николаевны тяжелые бархатные портьеры, на полу и стене – ковры. Постельное белье пациентка меняет 1 раз неделю, использует пуховые одеяло и подушку, которые достались ей по наследству. Днем кровать не убирает. Спит плохо, часто просыпается ночью от сильного сухого кашля. Курит дома, на кухне — 1 пачку сигаре т в день.
Выберите один правильный ответ
1. Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит
1. воспаление бронхов, сопровождающееся приступами удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции
2. хроническое воспаление бронхов, сопровождающееся периодическими приступами удушья или затрудненного дыхания в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов
3. хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья или затрудненного дыхания в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов
4. воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов
Выберите все правильные ответы
2. Приступ бронхиальной астмы характеризуется
1. бронхоспазмом
2. отеком слизистой
3. скоплением в альвеолах жидкости
4. скоплением вязкой мокроты
5. накоплением жидкости в плевральной полости
Выберите все правильные ответы
3. Триггерами для данной пациентки могут являться
1. аллергены
2. ОРВИ
3. физическая нагрузка
4. психоэмоциональная нагрузка
5. изменение погоды
6. экологические воздействия
7. непереносимые продукты, лекарства, вакцины
Выберите все правильные ответы
4. Цели лечения пациента с бронхиальной астмой
1. достигнуть исчезновения или уменьшить до минимума симптомы бронхиальной обструкции
2. уменьшить потребность пациента в бронхолитической терапии вплоть до полного отсутствия необходимости в этих препаратах
3. излечить заболевание
4. поддерживать соответствующую возрасту физическую активность и качество жизни
5. нормализовать показатели функции внешнего дыхания
6. предотвратить развитие необратимой обструкции дыхательных путей
7. предотвратить побочное действие лекарств
Выберите все правильные ответы
5. Программа лечения бронхиальной астмы включает:
1. обучение больных
2. постоянный контроль и самоконтроль симптомов и объективных показателей (ПСВ) с помощью пикфлоуметра
3. удаление (элиминацию) или уменьшение воздействия провоцирующих факторов
4. ступенчатую медикаментозная терапию
5. реабилитацию с использованием немедикаментозных методов, санаторно-курортного лечения
6. активную физическую нагрузку
7. регулярное наблюдение врача – аллерголога
Выберите один правильный ответ
6. Для снятия острого приступа бронхиальной астмы применяют
1. глюкокортикоидные гормоны
2. брохорасширяющие препараты
3. кромоны
4. антилейкотриеновые препараты
Выберите все правильные ответы
7. Для профилактики приступа бронхиальной астмы используют препараты «базисной терапии», к которым относятся
1. глюкокортикоидные гормоны,
2. броходилятаторы
3. кромоны
4. антилейкотриеновые препараты
Выберите один правильный ответ
8. Одно из необходимых условий успешного лечения бронхиальной астмы
1. проведение постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей
2. контроль врача за приемом лекарственных средств
3. контроль медсестры за физической нагрузкой
4. контроль родственников за соблюдением диеты
Выберите один правильный ответ
9. С целью постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей используется
1. спирометр
2. спейсер
3. пикфлоуметр
4. небулайзер
Выберите один правильный ответ
10. Пикфлоуметр позволяет определить
1. объем проходящего воздуха при вдохе в единицу времени
2. объем проходящего воздуха при выдохе в единицу времени,
3. объем проходящего через легкие воздуха в течение одной минуты
4. жизненную емкость легких
Выберите один правильный ответ
11. Частота проведения пикфлоуметрии
1. 4 раза в день, каждые 6 часов
2. 3 раза в день, утром до приема лекарств, днем после еды и вечером после приема лекарств
3. 2 раза в день, утром до приема лекарств, вечером после приема лекарств
4. 1 раз в день в любое время
5. 1 раз в день в одно и то же время
Выберите все правильные ответы
12. Установите правильную последовательность действий при проведении пикфлоуметрии
1. Присоединить мундштук к пикфлоуметру
2. Зафиксируйте значение, на которое укажет стрелка-индикатор на шкале
3. Попросить пациента держать пикфлоуметр горизонтально
4. Попросить пациента занять положение стоя
5. Попросить пациента плотно обхватить мундштук губами
6. Прополощите мундштук и пикфлоуметр под проточной водой
7. Переместить стрелку-указатель на нулевую отметку шкалы
8. Повторите процедуру еще два раза,
9. Снимите мундштук с пикфлоуметра и погрузите все это в теплый мыльный раствор на 2-3 минуты
10. Попросить пациента сделать глубокий вдох, а затем максимально быстрый и сильный выдох через рот
11. Зафиксируйте максимальное из трех измерений в дневнике самоконтроля
12. Аккуратно встряхните пикфлоуметр и мундштук и дайте им просохнуть
Выберите один правильный ответ
13. Небулайзеры – это устройства для преобразования
1. жидких лекарственных препаратов в крупнодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
2. жидких лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
3. порошкообразных лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
4. твердых лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
14. Установите правильную последовательность: алгоритм применения ингалятора
1. спокойно выдохните
2. обхватите мундштук ингалятора губами, немного запрокиньте голову назад
3. сделайте глубокий спокойный выдох
4. задержите дыхание, не выдыхая воздух около 10 секунд
5. снимите колпачок с мундштука ингалятора; встряхните ингалятор
6. нажмите на дно баллончика и одновременно с нажатием сделайте глубокий спокойный вдох ртом
7. правильно держите ингалятор рукой — мундштуком вниз и к себе
Выберите один правильный ответ
15. Спейсер – это
1. порошковый ингалятор
2. туманообразователь
3. приспособление в виде камеры емкостью от 0,3 до 1 литра
4. ингалятор «легкое дыхание»
Выберите все правильные ответы
16. Спейсер позволяет
1. упростить технику использования ингалятора за счет возможности не координировать вдох и нажатие ингалятора
2. уменьшить дозу лекарственного средства
3. глубоко проникать лечебному аэрозолю в легкие
4. задерживать крупные частицы
5. разбивать крупные частицы на более мелкие
17. Установите правильную последовательность: алгоритм применения спейсера
1. Плотно обхватите мундштук спейсера, который находится с противоположной стороны от ингалятора, губами
2. Сделайте спокойный глубокий выдох
3. Снимите колпачок с мундштука вашего обычного ингалятора, встряхните ингалятор, затем вставьте ингалятор в специальное отверстие спейсера
4. Задержите дыхание на 10 секунд, а затем выдохните в мундштук спейсера
5. Начните медленный и глубокий вдох (препарат находится внутри спейсера в течение 2 — 3 секунд и необходимость в одновременном с нажатием на баллончик вдохе отпадает)
6. Нажмите на баллончик, используя одну ингаляционную дозу препарата
7. Вдохните еще раз, но не нажимайте на баллончик
8. Выньте мундштук спейсера изо рта
Выберите все правильные ответы
18. Медсестра должна обучить пациента, что при появлении незначительных симптомов астмы, ухудшении переносимости физической нагрузки, возникновение ночных симптомов, пациент должен
1. убрать провоцирующий фактор или уменьшить его действие
2. срочно вызвать «Скорую помощь»
3. принять бронхолитик, назначенный врачом
4. принять все лекарства назначенные врачом вне плана
5. посоветоваться с врачом.
Выберите все правильные ответы
19. Медсестра должна обучить пациента, что при усиление симптомов астмы как днем, так и ночью, одышке при небольшой физической нагрузке, пациент должен
1. срочно проконсультироваться с врачом
2. принять дополнительно все лекарственный средства
3. 2х кратно принять бронхолитик, назначенный врачом
4. находится под медицинским наблюдением
5. не отказываться от госпитализации
20. Установите правильную последовательность оказания первой помощи при остром приступе бронхиальной астмы
1. По возможности установите причину (триггер) приступа и удалите ее
2. Предложите пациенту принять удобную позу, снять или расстегнуть затрудняющую дыхание одежду
3. Обеспечьте доступ свежего воздуха
4. Помогите пациенту сделать ингаляцию бронхолитика
5. Дайте теплое обильное питье маленькими частыми глотками
6. Помогите пациенту выполнить несколько дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание), если он был обучен им ранее
7. Напомните пациенту о необходимости расслабиться, если он был обучен специальным методикам релаксации ранее
Выберите все правильные ответы
21. Для уменьшения воздействия клещей домашней пыли медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия в отношении штор и ковров
1. сменить шторы на жалюзи
2. заменить тяжелые плотные шторы на легко стирающиеся
3. чаще стирать шторы и занавеси в горячей воде
4. чистить тяжелые портьеры пылесосом или специальной щеткой еженедельно
5. ковры и ковровые покрытия убрать
Выберите все правильные ответы
22. Медсестра посоветует Надежде Николаевне при поведении уборки соблюдать следующие правила.
1. проводить влажную уборку ежедневно вечером
2. проводить влажную уборку ежедневно утром
3. использовать современных пылесосы, оборудованные специальным фильтром
4. использовать освежающие аэрозоли для воздуха
5. провести химическую обработку (акаросан и др.)
Выберите все правильные ответы
23. Для уменьшения воздействия шерсти домашних животных медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия
1. удалить животное из комнаты, если невозможно его отдать
2. содержать подстилку в чистоте
3. регулярно проводить уборку
4. использовать дезодорирующие вещества для подстилки
5. еженедельно мыть животное
24. Определите нарушенные потребности Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма
1____________________________________
2____________________________________
3____________________________________
4____________________________________
5____________________________________
6____________________________________
25. Определите основные проблемы Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма. Составьте план сестринских вмешательств
Выявленные основные проблемы | План сестринских вмешательств |
Источник
Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.
Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.
Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:
- Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
- Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
- Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.
Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.
Цели и задачи сестринского ухода при астме
Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:
- своевременная реакция на начало приступа;
- оказание квалифицированной помощи;
- выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
- обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.
Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.
Этапы сестринского процесса
При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:
- сбор сведений;
- определение проблемных моментов;
- исключение болезней со схожей симптоматикой;
- уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
- выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.
Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.
Сбор информации
Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:
- затрудненность дыхания;
- кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
- повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
- одышку;
- свистящее дыхание (наблюдается периодически).
Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.
Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:
- насколько часто они повторяются;
- при каких обстоятельствах;
- чем провоцируются;
- насколько интенсивными могут быть;
- проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).
Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.
К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:
- громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
- одышка;
- раздувание крыльев носа;
- цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
- приступообразный кашель;
- отхождение вязкой мокроты;
- характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).
Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.
В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.
Обнаружение проблем
Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:
- ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
- приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
- нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
- ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).
Также учитывается социально-психологический аспект:
- общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
- страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
- проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
- ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
- развитие депрессии из-за невозможности самореализации.
Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.
Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:
- в еде;
- во сне;
- в дыхании;
- полноценного отдыха;
- в общении.
Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.
Наблюдение за пациентами в условиях стационара
В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.
В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.
Организация и контроль над соблюдением режима
Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).
В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:
- о возможных причинах развития астмы;
- об особенностях терапии;
- о необходимости выполнять рекомендации врача;
- о возможных методах профилактики осложнений.
Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.
Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.
Организация комфортных условий и контроль
Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:
- своевременность проведения влажной уборки;
- систематичность проветриваний;
- регулярность смены постельного белья.
Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.
С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:
- зубную пасту и щетку;
- расческу;
- чистое сменное белье.
Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.
В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.
Выполнение назначений врача
Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.
Кроме того, медицинская сестра:
- обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
- сопровождает больного на диагностические мероприятия;
- оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
- внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
- оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.
В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:
- выслушивает жалобы больного;
- измеряет его температуру тела;
- определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
- контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.
Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.
При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.
Помощь при приступах и астматическом статусе
Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.
Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:
- устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
- использовать бронхорасширяющее средство;
- дать больному горячее щелочное питье;
- сделать горчичную ванну для ног.
Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.
Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.
Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.
Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.
Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:
- запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
- предложить горячее щелочное питье;
- устроить пациента максимально удобно;
- обеспечить подачу увлажненного кислорода.
При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.
Особенности ведения детей с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:
- разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
- между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
- родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
- во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
- для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.
Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.
В заключение
Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).
Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.
Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.
Источник