Ситуационные задачи по педиатрии астма

Ситуационные задачи.
Задача № 1.
Пациентка 43 лет, поступила в стационар с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.
У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.
Объективно: состояние средней тяжести. Женщина сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД — 24 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания:
(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств)
1. Установите контакт с пациентом. О каком заболевании идет речь?
(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)
2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.
(для оценивания ПК 2.3. (Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами).
3. Обоснуйте необходимость обращения медицинской сестры в клиническую, биохимическую лабораторию, отделение функциональной диагностики.
(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)
4. Обоснуйте необходимость применения лекарственных препаратов, назначенных врачом.
(для оценивания ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)
5. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.
(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)
6. Выпишите рецепт на эуфиллин а ампулах для внутривенного введения.
Задача № 2.
Вы – медсестра приемного отделения стационара. К Вам бригадой скорой помощи доставлен пациент 39 лет с диагнозом «Бронхиальная астма средней степени тяжести, ухудшение течения». Во время заполнения паспортной части истории болезни состояние пациента ухудшилось: ему стало трудно разговаривать, возникла резкая экспираторная одышка, свистящее дыхание, «посинел». Вы успели выяснить, что сегодня пациент пользовался карманным ингалятором более 10 раз.
Объективно: Состояние пациента тяжелое. Кожные покровы и видимые слизистые цианотичны. В легких дыхание ослаблено, выслушиваются сухие свистящие хрипы и участки «немого легкого», ЧДД 34 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс удовлетворительно наполнения и напряжения, 110 в мин., А/Д 100/60 мм.рт.ст. Абдоминальной патологии нет.
Задания:
(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)
1.Определите неотложное состояние пациента. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.
(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)
2. Окажите содействие прибывшему врачу. Какие лекарственные средства Вы будете вводить по назначению врача?
(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств, ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)
3. Установите контакт с пациентом и продемонстрируйте технику выполнения внутривенной инъекции.
(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)
4. Выпишите рецепт на дексаметазон в ампулах
Источник
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
На тему 7.4.1.Сестринский процесс при бронхиальной астме
ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
Пациентка Веселова Надежда Николаевна, 54 года, экономист. Живет в отдельной квартире с сибирской кошкой, которую очень любит.
В настоящее время находится в пульмонологическом отделении стационара с диагнозом: «Бронхиальная астма II степень тяжести». В отделение поступила впервые по направлению участкового терапевта, в связи с учащением приступов удушья. При осмотре: состояние средней тяжести, экспираторная одышка, ЧДД 32-34 в минуту, участие вдыхании вспомогательной мускулатуры, свистящее дыхание, ЧСС – 96 уд/мин., АД -130/95 мм.рт.ст. В легких дыхание проводиться, надо всей поверхностью выслушиваются сухие свистящие хрипы. Перкуторно коробочный звук. Тоны сердца звучные, тахикардия.
Во время приступа старается занять положение ортопноэ. Считает себя больной в течение 4 лет – приступы бронхиальной астмы начались сразу после смерти мужа.
Обследовалась амбулаторно, назначено лечение:
• Теопек 300 мг – 2 раза в день
• Тайлед 800 мг – 2 раза в день
• Сальбутамол по 2,5 мл в ингаляциях принимать при приступах удушья.
Однако пациентка принимает только Сальбутамол при приступах удушья, возникающих на фоне стресса, т.к. считает его наиболее эффективным, другие препараты принимает редко, часто забывая про них. Врач – пульмонолог поликлиники рекомендовал купить пикфлоуметр и вести дневник самоконтроля. Пикфлоуметр приобрела, но пользоваться им не умеет.
Надежда Николаевна после смерти мужа стала реже бывать на людях, ведет малоактивный образ жизни, считая, что лишние волнения провоцируют астматический приступ. Дома убирается редко, считает, что «это никому не надо». На окнах у Надежды Николаевны тяжелые бархатные портьеры, на полу и стене – ковры. Постельное белье пациентка меняет 1 раз неделю, использует пуховые одеяло и подушку, которые достались ей по наследству. Днем кровать не убирает. Спит плохо, часто просыпается ночью от сильного сухого кашля. Курит дома, на кухне — 1 пачку сигаре т в день.
Выберите один правильный ответ
1. Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит
1. воспаление бронхов, сопровождающееся приступами удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции
2. хроническое воспаление бронхов, сопровождающееся периодическими приступами удушья или затрудненного дыхания в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов
3. хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья или затрудненного дыхания в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов
4. воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов
Выберите все правильные ответы
2. Приступ бронхиальной астмы характеризуется
1. бронхоспазмом
2. отеком слизистой
3. скоплением в альвеолах жидкости
4. скоплением вязкой мокроты
5. накоплением жидкости в плевральной полости
Выберите все правильные ответы
3. Триггерами для данной пациентки могут являться
1. аллергены
2. ОРВИ
3. физическая нагрузка
4. психоэмоциональная нагрузка
5. изменение погоды
6. экологические воздействия
7. непереносимые продукты, лекарства, вакцины
Выберите все правильные ответы
4. Цели лечения пациента с бронхиальной астмой
1. достигнуть исчезновения или уменьшить до минимума симптомы бронхиальной обструкции
2. уменьшить потребность пациента в бронхолитической терапии вплоть до полного отсутствия необходимости в этих препаратах
3. излечить заболевание
4. поддерживать соответствующую возрасту физическую активность и качество жизни
5. нормализовать показатели функции внешнего дыхания
6. предотвратить развитие необратимой обструкции дыхательных путей
7. предотвратить побочное действие лекарств
Выберите все правильные ответы
5. Программа лечения бронхиальной астмы включает:
1. обучение больных
2. постоянный контроль и самоконтроль симптомов и объективных показателей (ПСВ) с помощью пикфлоуметра
3. удаление (элиминацию) или уменьшение воздействия провоцирующих факторов
4. ступенчатую медикаментозная терапию
5. реабилитацию с использованием немедикаментозных методов, санаторно-курортного лечения
6. активную физическую нагрузку
7. регулярное наблюдение врача – аллерголога
Выберите один правильный ответ
6. Для снятия острого приступа бронхиальной астмы применяют
1. глюкокортикоидные гормоны
2. брохорасширяющие препараты
3. кромоны
4. антилейкотриеновые препараты
Выберите все правильные ответы
7. Для профилактики приступа бронхиальной астмы используют препараты «базисной терапии», к которым относятся
1. глюкокортикоидные гормоны,
2. броходилятаторы
3. кромоны
4. антилейкотриеновые препараты
Выберите один правильный ответ
8. Одно из необходимых условий успешного лечения бронхиальной астмы
1. проведение постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей
2. контроль врача за приемом лекарственных средств
3. контроль медсестры за физической нагрузкой
4. контроль родственников за соблюдением диеты
Выберите один правильный ответ
9. С целью постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей используется
1. спирометр
2. спейсер
3. пикфлоуметр
4. небулайзер
Выберите один правильный ответ
10. Пикфлоуметр позволяет определить
1. объем проходящего воздуха при вдохе в единицу времени
2. объем проходящего воздуха при выдохе в единицу времени,
3. объем проходящего через легкие воздуха в течение одной минуты
4. жизненную емкость легких
Выберите один правильный ответ
11. Частота проведения пикфлоуметрии
1. 4 раза в день, каждые 6 часов
2. 3 раза в день, утром до приема лекарств, днем после еды и вечером после приема лекарств
3. 2 раза в день, утром до приема лекарств, вечером после приема лекарств
4. 1 раз в день в любое время
5. 1 раз в день в одно и то же время
Выберите все правильные ответы
12. Установите правильную последовательность действий при проведении пикфлоуметрии
1. Присоединить мундштук к пикфлоуметру
2. Зафиксируйте значение, на которое укажет стрелка-индикатор на шкале
3. Попросить пациента держать пикфлоуметр горизонтально
4. Попросить пациента занять положение стоя
5. Попросить пациента плотно обхватить мундштук губами
6. Прополощите мундштук и пикфлоуметр под проточной водой
7. Переместить стрелку-указатель на нулевую отметку шкалы
8. Повторите процедуру еще два раза,
9. Снимите мундштук с пикфлоуметра и погрузите все это в теплый мыльный раствор на 2-3 минуты
10. Попросить пациента сделать глубокий вдох, а затем максимально быстрый и сильный выдох через рот
11. Зафиксируйте максимальное из трех измерений в дневнике самоконтроля
12. Аккуратно встряхните пикфлоуметр и мундштук и дайте им просохнуть
Выберите один правильный ответ
13. Небулайзеры – это устройства для преобразования
1. жидких лекарственных препаратов в крупнодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
2. жидких лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
3. порошкообразных лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
4. твердых лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути
14. Установите правильную последовательность: алгоритм применения ингалятора
1. спокойно выдохните
2. обхватите мундштук ингалятора губами, немного запрокиньте голову назад
3. сделайте глубокий спокойный выдох
4. задержите дыхание, не выдыхая воздух около 10 секунд
5. снимите колпачок с мундштука ингалятора; встряхните ингалятор
6. нажмите на дно баллончика и одновременно с нажатием сделайте глубокий спокойный вдох ртом
7. правильно держите ингалятор рукой — мундштуком вниз и к себе
Выберите один правильный ответ
15. Спейсер – это
1. порошковый ингалятор
2. туманообразователь
3. приспособление в виде камеры емкостью от 0,3 до 1 литра
4. ингалятор «легкое дыхание»
Выберите все правильные ответы
16. Спейсер позволяет
1. упростить технику использования ингалятора за счет возможности не координировать вдох и нажатие ингалятора
2. уменьшить дозу лекарственного средства
3. глубоко проникать лечебному аэрозолю в легкие
4. задерживать крупные частицы
5. разбивать крупные частицы на более мелкие
17. Установите правильную последовательность: алгоритм применения спейсера
1. Плотно обхватите мундштук спейсера, который находится с противоположной стороны от ингалятора, губами
2. Сделайте спокойный глубокий выдох
3. Снимите колпачок с мундштука вашего обычного ингалятора, встряхните ингалятор, затем вставьте ингалятор в специальное отверстие спейсера
4. Задержите дыхание на 10 секунд, а затем выдохните в мундштук спейсера
5. Начните медленный и глубокий вдох (препарат находится внутри спейсера в течение 2 — 3 секунд и необходимость в одновременном с нажатием на баллончик вдохе отпадает)
6. Нажмите на баллончик, используя одну ингаляционную дозу препарата
7. Вдохните еще раз, но не нажимайте на баллончик
8. Выньте мундштук спейсера изо рта
Выберите все правильные ответы
18. Медсестра должна обучить пациента, что при появлении незначительных симптомов астмы, ухудшении переносимости физической нагрузки, возникновение ночных симптомов, пациент должен
1. убрать провоцирующий фактор или уменьшить его действие
2. срочно вызвать «Скорую помощь»
3. принять бронхолитик, назначенный врачом
4. принять все лекарства назначенные врачом вне плана
5. посоветоваться с врачом.
Выберите все правильные ответы
19. Медсестра должна обучить пациента, что при усиление симптомов астмы как днем, так и ночью, одышке при небольшой физической нагрузке, пациент должен
1. срочно проконсультироваться с врачом
2. принять дополнительно все лекарственный средства
3. 2х кратно принять бронхолитик, назначенный врачом
4. находится под медицинским наблюдением
5. не отказываться от госпитализации
20. Установите правильную последовательность оказания первой помощи при остром приступе бронхиальной астмы
1. По возможности установите причину (триггер) приступа и удалите ее
2. Предложите пациенту принять удобную позу, снять или расстегнуть затрудняющую дыхание одежду
3. Обеспечьте доступ свежего воздуха
4. Помогите пациенту сделать ингаляцию бронхолитика
5. Дайте теплое обильное питье маленькими частыми глотками
6. Помогите пациенту выполнить несколько дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание), если он был обучен им ранее
7. Напомните пациенту о необходимости расслабиться, если он был обучен специальным методикам релаксации ранее
Выберите все правильные ответы
21. Для уменьшения воздействия клещей домашней пыли медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия в отношении штор и ковров
1. сменить шторы на жалюзи
2. заменить тяжелые плотные шторы на легко стирающиеся
3. чаще стирать шторы и занавеси в горячей воде
4. чистить тяжелые портьеры пылесосом или специальной щеткой еженедельно
5. ковры и ковровые покрытия убрать
Выберите все правильные ответы
22. Медсестра посоветует Надежде Николаевне при поведении уборки соблюдать следующие правила.
1. проводить влажную уборку ежедневно вечером
2. проводить влажную уборку ежедневно утром
3. использовать современных пылесосы, оборудованные специальным фильтром
4. использовать освежающие аэрозоли для воздуха
5. провести химическую обработку (акаросан и др.)
Выберите все правильные ответы
23. Для уменьшения воздействия шерсти домашних животных медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия
1. удалить животное из комнаты, если невозможно его отдать
2. содержать подстилку в чистоте
3. регулярно проводить уборку
4. использовать дезодорирующие вещества для подстилки
5. еженедельно мыть животное
24. Определите нарушенные потребности Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма
1____________________________________
2____________________________________
3____________________________________
4____________________________________
5____________________________________
6____________________________________
25. Определите основные проблемы Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма. Составьте план сестринских вмешательств
Выявленные основные проблемы | План сестринских вмешательств |
Источник
Ситуационная задача №1
Врач медицинского пункта был вызван к ребенку 4 лет (вес 20 кг). Жалобы на повышение температуры тела до 39,8 градусов, слабость, недомогание, отсутствие аппетита, потливость, боль в горле при глотании.
Из анамнеза известно, что мальчик заболел 2 дня назад. Заболевание началось остро, с повышения температуры тела, слабости, затем появилась болезненное глотание, ухудшение самочуствия.
Объективно: общее состояние мальчика по заболеванию тяжелое. Ребенок вялый, капризный. Кожа бледная, влажная. Видимые слизистые розовые, чистые. В зеве при осмотре отмечается увеличение миндалин, их гиперемия, гнойные налеты в лакунах. В подчелюстной области пальпируются увеличенные, умеренно болезненные лимфоузлы.
В легких выслушивается везикулярное дыхание, перкуторно определяется легочный звук. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС=136 в минуту. Пульс ритмичный, удовлетворительных качеств. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.
Эталоны ответов к ситуационной задачи №1
1. Выделить ведущий клинический синдром?
Гипертермический синдром.
2. Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Лакунарная ангина.
3. Возможные осложнения?
Заглоточный абсцесс, гнойный регионарный лимфоаденит.
4. Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-антипиретическая терапия: внутримышечно вводится литическая смесь (50% раствор анальгина в разовой дозе 0,4 мл, 2% раствор папаверина 0,4 мл, 1% раствор димедрола 0,4 мл). Физические методы охлаждения: обнажение тела ребенка, наложение влажного полотенца на лоб, пузырь со льдом к голове, лед по ходу магистральных сосудов, обдувание вентилятором, обтирание тела ребенка полуспиртовым раствором, клизма с прохладной водой (18 градусов). Контроль за эффективностью мероприятий через 20 минут. Снижать температуру тела не ниже 37,5 градусов.
-оральная детоксикация: обильное питье (минеральная вода, слегка сладкий чай, ягодные морсы, разведенный фруктовый сок).
-парентеральная детоксикация: внутривенно струйно медленно вводится 20% раствор глюкозы 40,0 мл вместе с аскорбиновой кислотой 5% раствор-1,0 мл и кокарбоксилазой 50 мг.
-местное лечение: орошение слизистой оболочки зева и миндалин аэрозолью «Ингалипт» или обработка их раствором Люголя, при отсутствии их, полоскание зева раствором фурацилина или пищевой соды.
-антибактериальная терапия: ампициллин, оксациллин внутрь в разовой дозе 0,5 х 4 раза в день.
-при отсутствии возможности лечения и врачебного наблюдения в домашних условиях проводится госпитализация в инфекционное отделение детской больницы.
5. Наметьте план обследования и лечения в условиях инфекционной больницы.
-взятие мазка из зева на ВД, общий анализ крови и мочи, консультация врача-оториноларинголога.
-антибиотикотерапия: внутримышечно ампициллин по 500 Т ЕД 4 раза в день.
-продолжение антипиретической и дезинтоксикационной терапии.
-продолжение местного лечения тонзиллита.
Ситуационная задача №2
Врач медицинского пункта пришел к больному ребенку домой (возраст 4 года, вес 20 кг). У мальчика отмечается повышение температуры тела до 38,2 градусов, грубый лающий кашель, учащенное дыхание, чиханье, слизистые выделения из носа.
Из анамнеза известно, что ребенок заболел около суток назад. Заболевание началось с чиханья, слизистых выделений из носа, покашливания,. Затем повысилась температура тела, кашель усилился, приобрел грубый, лающий характер. Около часа назад на фоне сухого кашля появилось учащенное затрудненное дыхание.
Объективно: общее состояние ребенка тяжелое, возбужден, капризен. Кожные покровы бледные, чистые. Видимые слизистые розовые, влажные. В зеве отмечается гиперемия задней стенки глотки, дужек, миндалин.
Наблюдаются явления ринита. Аускультативно в легких жесткое дыхание, выслушиваются проводные хрипы. Дыхание шумное, с участием вспомогательной мускулатуры, вдох затруднен. Частота дыхания 40 в 1 минуту. Перкуторно определяется тимпанический звук.
Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС=118 в 1 минуту. Пульс ритмичный, удовлетворительных качеств. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.
Эталоны ответов к ситуационной задачи №2
1.Выделите ведущий клинический синдром?
Синдром острой дыхательной недостаточности.
2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Острая респираторная вирусная инфекция, острый ларинготрахеит, стеноз гортани II степени.
3.Возможные осложнения?
Асфиксия, гипоксическая кома.
4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-седативная терапия: внутримышечное введение седуксена или реланиума в разовой дозе 2,0 мл.
-противовоспалительная терапия: преднизолон (1 мг/кг массы тела) 20 мг.
-десенсибилизирующая терапия: димедрол или супрастин в разовой дозе 0,4 мл.
-спазмолитическая терапия: папаверин 2% раствор в разовой дозе 0,4 мл.
-оральная детоксикация: обильное питье в виде теплой минеральной воды типа «Боржоми», горячее молоко со сливочным маслом, теплый чай.
-ингаляционная терапия: паровые ингаляции.
-обязательная госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.
5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.
-забор мазка из зева на БД, общий анализ крови и мочи, консультация реаниматолога и врача оториноларинголога.
-ингаляционная терапия: ингаляции с физиологическим раствором натрия хлорида по 10 минут через каждые 2 часа.
-противовоспалительная терапия: преднизолон из расчета 2 мг/кг массы тела ребенка в сутки, по 20 мг утром и вечером внутримышечно.
-десенсибилизирующая терапия: димедрол или супрастин по 0,4 мл в/м 2 раза в день.
-спазмолитическая терапия: папаверин 2% раствор по 0,4 мл 2 раза в день.
-парентеральная детоксикация: внутривенно струйно медленно вводится 10% раствор глюкозы 200,0 мл, аскорбиновая кислота 5% -1,0 мл, кокарбоксилаза 50 мг, 7,5% раствор калия хлорида 20,0 мл, реополиглюкин 200,0 мл, раствор Рингера 200,0 мл.
-контроль за диурезом.
-оральная детоксикация в виде обильного теплого питья в объеме до 1,5 литров в сутки.
-откашливающие средства: отвар травы термопсиса, отвар корня алтея, отвар травы «мать и мачеха», отвар травы подорожника.
Ситуационная задача №3
К врачу медицинского пункта доставлен ребенок 10 месяцев (вес 10 кг), находящейся в тяжелом состоянии.
При опросе матери удалось установить, что ребенок заболел 2 дня назад. Заболевание началось с повышения температуры тела до субфебрильных цифр, небольшого серозного выделения из носа, катарального конъюнктивита.
Затем состояние ребенка ухудшилось, температура тела повысилась до 39,5 градусов, ребенок стал вялый, отказывался от еды, появилась рвота не связанная с приемом пищи и воды, однократно клонико-тонические судороги.
Объективно: при осмотре общее состояние ребенка тяжелое. Вялый, плачет. Температура тела 39,2 градуса. Ребенок лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища руками и согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами.
Отмечается запрокидывание головы назад, выбухание большого родничка, временами возникают судорожные подергивания конечностей. Кожные покровы бледные, сухие. Видимые слизистые чистые, розовые. В зеве умеренная гиперемия задней стенки глотки. В легких выслушивается пуэрильное дыхание, хрипов нет. Перкуторно определяется легочный звук.
При аускультации тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС=138 в минуту. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень и селезенка не увеличены. Мочится мало, моча прозрачная, желтого цвета. Стул был один раз за последние два дня оформленный.
Эталоны ответов к задаче №3
1.Выделить ведущий клинический синдром?
Судорожный синдром.
2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Менингит.
3.Возможные осложнения?
Инфекционно-токсический шок, острая надпочечниковая недостаточность.
4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-противосудорожная терапия: седуксен 0,5-0,7 мл внутримышечно, если через 10-15 минут судорожный синдром не купируется, то назначается дроперидол в разовой дозе 10 мг/кг массы тела (1,0 мл) внутримышечно.
-дегидратационная терапия: лазикс (2 мг/кг массы тела) 20 мг в/м.
-антипиретическая терапия: 50% раствор анальгина-0,2 мл, 2% раствор папаверина-0,2 мл в/м, физические методы охлаждения (холод на голову, холод на магистральные сосуды, обтирание тела ребенка полуспиртовым раствором, обдувание вентилятором).
-антибактериальная терапия: ампициллин 500 Т ЕД в/м или антибиотики цефалоспоринового ряда.
-срочная госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.
5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.
-лечебно-диагностическая люмбальная пункция с последующим посевом ликвора на флору, чуствительность к антибиотикам, на биохимическое исследование. Общий анализ крови, мочи, анализ крови на КЩР, основные электролиты, глюкозу, общий белок, белковые фракции, остаточный азот, креатинин, билирубин.
-консультация врача невропатолога, реаниматолога.
-катетаризация центральной или периферической вены.
-дезинтоксикационная терапия: 20% раствор альбумина 100,0 мл, 10% раствор глюкозы 300,0 мл с 7,5% раствором калия хлорида 10,0 мл, реополиглюкин 200,0 мл, аскорбиновая кислота 5%-2,0 мл, кокарбоксилаза 50 мг внутривенно капельно в течение суток, под контролем диуреза.
-дегидратационная терапия: лазикс 20 мг в/м 2 раза в день.
-антибактериальная терапия: цефалоспориновые антибиотики, проникающие через гематоэнцефалический барьер по 500 Т ЕД 2 раза в день в/в.
Ситуационная задача №4
На приеме у врача медицинского пункта находится мать с ребенком в возрасте 5 лет с жалобами на возникший у мальчика отек в области лица, вялость, общую слабость, недомогание.
При опросе врачом установлено, что заболевание у ребенка возникло несколько часов назад. Вскоре после употребления в пищу цитрусовых появилась одутловатость лица, которая затем сменилась его отеком. В анамнезе у ребенка отмечается пищевая аллергия.
Объективно:
При осмотре общее состояние ребенка тяжелое. Вялый. На лице определяется ограниченный отек кожи и подкожной клетчатки, который распространяется на губы, веки и щеки. Кожа на месте отека бледная, холодная на ощупь.
Область отека безболезненная при пальпации, зуда кожи нет. При осмотре полости рта и зева слизистая розовая, влажная, не отечная. Голос у ребенка не изменен. В легких дыхание везикулярное, ЧД=24 в минуту. Аускультативно тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС=98 в минуту.
Пульс ритмичный, удовлетворительных качеств. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.
Эталоны ответов к ситуационной задаче №4
1.Выделить ведущий клинический синдром?
Острая аллергическая реакция.
2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Отек Квинке.
3.Возможные осложнения?
Острый отек гортани, асфиксия.
4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-прекращение поступления возможных аллергенов в организм ребенка.
-введение одного из перечисленных антигистаминных препаратов: димедрол, супрастин, тавегил в разовой дозе 0,5 мл в/м, по возможности в/в.
-противовоспалительная терапия: преднизолон в разовой дозе 1-2 мг/кг массы тела ребенка (20-40 мг).
-препараты кальция: кальция глюконат 0,25 г внутрь однократно.
-внутрь активированный уголь.
-госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.
5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.
-общий анализ крови, мочи, консультация врача оториноларинголога.
-гипоаллергенная диета.
-проведение десенсибилизирующей терапии: преднизолон в разовой дозе 1 мг/кг массы тела 2 раза в день в/м, антигистаминные препараты-димедрол, супрастин, тавегил 0,5 мл 2 раза в день в/м., кальция глюконат 0,25 г 2 раза в день внутрь.
-обильное питье в виде кипяченой воды, минеральной воды, слабого чая.
Ситуационная задача №5
К врачу медицинского пункта доставлен ребенок 3 месяцев (вес 6 кг), находящейся в тяжелом состоянии, с высокой температурой тела, рвотой и судорожными подергиваниями конечностей.
Из анамнезаудалось установить, что мальчик заболел остро. Появились слизистые выделения из носа, чиханье, редкий сухой кашель, беспокойство, которое вскоре сменилось вялостью, заторможенностью, температура тела , повысилась до 39,8 градусов.
На фоне высокой температуры появилась рвота, а затем судорожные подергивания конечностей. Ребенок находится на диспансерном наблюдении у невропатолога по поводу перинатального повреждения центральной нервной системы.
Объективно:
При осмотре общее состояние тяжелое, вялый. Менингиальные симптомы отрицательные. Большой родничок выбухает.Сухожильные рефлексы высокие, очаговой патологической симптоматики со стороны ЦНС нет.
Кожные покровы бледные с мраморным рисунком. В зеве определяется гиперемия задней стенки глотки, дужек. Из носа светлые слизистые выделения. Видимые слизистые оболочки чистые, розовые. В легких дыхание жесткое, хрипов нет, ЧД=66 в минуту.
Аускультативно тоны сердца приглушены, тахикардия до 164 в минуту. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень и селезенка не увеличены. Стул был 1 раз в течение суток, оформленный.
Эталоны ответов к ситуационной задаче №5
1.Выделить ведущий клинический синдром?
Нейротоксический синдром.
2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Острая респираторная вирусная инфекция.
3.Возможные осложнения?
Гипоксическая кома, острая надпочечниковая недостаточность.
4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-антипиретики ( 50% раствор анальгина 0,2 мл+2% раствор папаверина 0,2 мл+1% раствор димедрола 0,2 мл в/м), физические методы охлаждения ребенка (холод на голову и крупные сосуды, обтирание тела полуспиртовым раствором, обдувание вентилятором).
-противосудорожная терапия-реланиум или седуксен 0,5% раствор 0,5 мл в/м.
-дегидратационная терапия -лазикс 10 мг в/м.
-детоксикационная терапия-внутривенное медленное введение 10% раствора глюкозы 20,0 мл вместе с 5% раствором аскорбиновой кислоты и 50 мг Ячкокарбоксилазы.
-преднизолон в/м из расчета 2-3 мг/кг массы тела (20 мг).
-теплое питье внутрь в виде минеральной воды, слабого чая, ягодных морсов.
-срочная госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.
5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.
-лечебно-диагностическая люмбальная пункция с последующим посевом ликвора на флору, чуствительность к антибиотикам, проведением биохимического исследования.
-осмотр врачом-реаниматологом, невропатологом.
-общий анализ крови, мочи, анализ крови на основные электролиты, глюкозу, общий белок и белковые фракции, остаточный азот, креатинин, билирубин.
-катетаризация центральной вены.
-проведение детоксикации с дегидратацией (в/в капельно вводится 20% раствор альбумина 60 мл, 10% раствор глюкозы 200,0 мл, раствор Рингера 200,0 мл с 5% раствором вит.С 2,0 мл, кокарбоксилаза 50 мг, 5% раствор калия хлорида 6,0 мл, лазикс в/в струйно 10 мг, преднизолон по 10 мг 4 раза в день, через 6 часов).
-антипиретики-50% раствор анальнина 0,2мл +2% раствор папаверина 0,2 мл в/м через 4 часа до снижения температуры тела не ниже 37,5 градусов, в сочетании с физическими методами охлаждения.
-почасовой контроль за диурезом.
-антибиотикотерапия-препараты цефалоспоринового ряда в/в 2 раза в день из расчета 100 мг/кг в сутки.
(Visited 5 084 times, 4 visits today)
Источник