Точечный массаж для детей при астме
Массаж при бронхиальной астме относится к достаточно эффективным способам выполнения профилактики у пациентов с бронхолегочными заболеваниями, предупреждая рецидивы и предастматическое состояние.
Окончательно вылечить астму невозможно, но при помощи массажной терапии (если отсутствуют противопоказания для проведения) значительно повышается вероятность улучшения общего состояния пациента и предупреждение осложнений. Лечебный массаж способствует активизации дыхательной деятельности, усиливая кровообращение и насыщая ткани и органы кислородом.
Классификация видов массажа
Среди множества разновидностей массажа наиболее выделяются следующие методики:
- гигиенический;
- сегментарно-рефлекторный;
- лечебный;
- косметический;
- аппаратная методика;
- спортивный;
- самомассаж.
Кроме классического вида существуют другие техники (точечный, при помощи банок, индийский и др.).
Для лечения бронхиальной симптоматики чаще всего используются ЛЕЧЕБНЫЙ И ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. До начала его использования требуется обязательная консультация врача, учитывающая противопоказания и необходимость процедуры.
Противопоказания к процедуре
Массирование активно воздействует практически на все системы и органы, поэтому существуют противопоказания для его проведения.
Не рекомендуется выполнять манипуляции:
- при активном остром системно-инфекционном процессе, сопровождающимся лихорадочным состоянием;
- травмах грудной клетки;
- туберкулезных заболеваниях;
- бронхоэктатической болезни с тканевым распадом;
- пневмонии и плевриты;
- открытые раневые поверхности, фурункулез, гемангиомы и родимые пятна в месте проведения процедуры;
- злокачественные новообразования грудной клетки.
Противопоказания ни в коем случае нельзя игнорировать, особенно при проведении массажа у детей, потому что, несмотря на все преимущества процедуры, иногда он способен нанести значительный вред пациенту. Перед началом массирования пациенту рекомендуется пройти диагностическое обследование и проконсультироваться с лечащим врачом.
Тактика проведения массажных процедур
Массаж при бронхиальной астме необходим для активизации бронхиальной расширительной способности (рефлекторной дилатации) с последующим улучшением дыхания. Процедуру необходимо выполнять в межприступный период, что позволяет снизить тяжесть и частоту астмы. Методика массажа предусматривает выполнение профилактики осложнений с одновременным укреплением иммунной системы.
Проводя манипуляцию у детей важно учитывать поведение ребенка и не применять силу при выполнении процедуры. В этом случае необходим постепенный подход с элементами игры.
Если во время процедуры пациент почувствовал ухудшение состояния, сопровождающееся тошнотой, головокружением и чувством жара, нужно незамедлительно прекратить процедуру и обратиться за медицинской помощью.
Дыхательные упражнения следует повторять не меньше 4 раз. Заканчивать массаж рекомендуется легкими поглаживающими движениями в области грудной клетки (5-6 минут).
Важно учитывать, что при проведении манипуляций грудной клетки необходимо контролировать дыхательную деятельность пациента, не позволяя ему задерживать воздух.
Методика выполнения
Массаж при бронхиальной астме необходимо проводить каждый день, курсами по 15 процедур. Наиболее комфортным считается время с 9 до 13 часов. Перерыв после приема пищи и физической нагрузки должен быть не менее 1,5-2 часов. Продолжительность массирования составляет 10-15 минут.
- Пациента следует усадить, встав за его спиной и первых 3 минуты массировать только область спины с постепенным переходом на боковые поверхности грудной клетки и заднюю часть шеи легкими, поглаживающими и растирающими движениями.
- На следующем этапе больного необходимо уложить на живот, дополнительно массируя спинные мышцы, промежутки между ребер и надлопаточную область. Используются приемы разминания, растирания и поглаживания.
- В области позвоночника, по направлению вверх, к шее, а затем кругообразными движениями, выполняя массирование от позвоночника по направлению к лопатке, используется растирание (спиралевидное или прямолинейное). После чего выполняется поглаживание и разминание спинных мышц.
- Пациента необходимо уложить на твердую ровную поверхность и приступить к разминанию и поглаживанию надключичной области и большой мышцы груди. При этом специалист должен накрыть ладонями часть ребер, расположенных ниже диафрагмальной области и при выдохе слегка надавливать на них. Процедуру необходимо повторить 3-4 раза на различных межреберных участках.
У детей можно проводить дополнительный вибрационный носовой массаж, методика которого заключается произношением во время удлиненного выдоха длительного шипящего звука, например «уххх» и т.д. Такой вид массажа проводится для обеспечения дыхательной деятельности при остром приступе. Кроме того, он позволяет расслабить плечевой пояс и устранить скованность грудной клетки.
В практике лечения бронхиальных заболеваний предусмотрена специальная массажная методика (ИМАЗ) интенсивно воздействующая на ассиметричные зоны. Она может выполняться в двух вариантах:
1. Проведение массажа правого легкого (нижней части) и левого легкого (верхней доли):
- разминания должны занимать не менее 80% общего времени, отведенного на массаж;
- остальное время отводится на растирание с прерывистой вибрацией;
- вначале выполняется массаж левой передней части грудной клетки;
- область поясницы;
- спина до нижней части правой лопатки;
- поверхностная часть левой лопатки.
2. Выполнение массажа правого легкого (верхней доли) и левого легкого (нижней доли):
- курс составляет не более 5 сеансов, которые проводятся с интервалами в 3 дня. Длительность сеанса составляет полчаса;
- во время выполнения процедуры в обоих случаях определяются две основных зоны в области груди и еще две со стороны спины, которые должны массироваться поочередно, начиная от нижней части и постепенно переходя по направлению вверх;
- не следует проводить интенсивные нагрузки на ассиметричных зонах при острой сердечно-сосудистой недостаточности, гипертонической болезни и острых бронхиальных приступах.
Помимо ИМАЗ, положительное воздействие наблюдается при лечении бронхиальных заболеваний (особенно у детей), применяя точечный массаж.
Массаж для снятия астматического приступа
Массаж во время астматического приступа выполняется для нормализации дыхательной деятельности и улучшения работы диафрагмы. Наиболее часто применяются следующие методики:
МАССАЖ ЛИЦА. Во время удушья рекомендуется выполнить массаж крыльев носа. Для этого необходимо согнуть большие пальцы рук и тыльной стороной произвести движения колебательного характера (не менее 100-120 движений за 1 минуту). При этом пациент должен сделать ртом глубокий вдох, а массажное движение следует выполнять только во время глубоко выдоха носом. Повторять это упражнение необходимо не менее 5 раз.
Плотно зажав ноздри больного согнутыми большими пальцами, следует регулировать носовой выдох пациента (вдох должен быть сделан ртом) и на выдохе частыми колебательными движениями массировать крылья носа, повторяя это упражнение не менее 3 раз.
Массажные круговые движения следует выполнять всеми пальцами на обеих руках, скользя от носовой спинки к уголкам рта. Это действие проделывают не менее 10 раз, пока больной не начнет ощущать легкое тепло.
Положительное воздействие отмечается при выполнении массажа в лобной области. Кожа на лбу массируется подушечками пальцев, начиная от средней части лба по направлению к височной области круговыми движениями не менее 10 раз. Кроме того, можно растирать кожу на лбу вращательным движением ладони, которые следует расположить в области надбровных дуг. Ладони должны двигаться навстречу друг другу.
Тыльной поверхностью обеих рук можно растирать область подбородка скользящими движениями в направлении от середины подбородка к углу нижней челюсти до появления легкого чувства тепла.
МАССАЖ СПИНЫ. Массажист должен встать со стороны спины больного и нащупать пальцами межреберные углубления. При сохранении давления необходимо делать вибрирующие движения руками, не меняя их положения. Довольно часто при выполнении такой манипуляции больному бывает щекотно, но это не должно останавливать массаж, так как он приводит в норму дыхание.
Кроме того, в области спины, вдоль лопаточных линий, кожа захватывается 2 пальцами рук, оттягивается в сторону на 1-2 секунды и поворотом кисти соединяется внутри, а затем отпускается. Такие движения повторяются в срединной области и в углах лопаток не более 4 раз с периодическими поглаживаниями после расслабления.
При правильно проведенной методике пациент будет ощущать сильную болезненность, благодаря чему снимается активный бронхоспазм.
ВЫПОЛНЕНИЕ ГРУДНОГО МАССАЖА. Для выполнения манипуляции пациенту необходимо лечь на бок (спину). Важно максимально расслабиться. Вначале выполняется подготовка в виде поверхностного и плоскостного поглаживания, круговой разминки, вибраций и выборочного массирования.
Массаж лучше начать с нижнего бедра с медленным дугообразным подъемом вверх к мышце груди. Такая методика определяется расположением лимфатических сосудов.
Массаж выполняются подушечками пальцев, от груди к позвоночнику. В диафрагмальной области разминка выполняется с помощью непрерывной вибрации. В завершении межреберная область должна ритмично поглаживаться.
После этого больному рекомендуется лечь на бок, чтобы промассажировать переднюю часть зубчатой мышцы при помощи попеременных поглаживаний, разминаний и растираний. Важно помнить, что молочную железу массировать без специальной подготовки нельзя. Помимо этого, следует обратить внимание на интенсивность воздействия, чтобы не навредить больному.
МАССАЖ ТОЧЕЧНЫЙ. Предусматривает воздействие на акупунктурную точку, тесно взаимосвязанную с внутренней системой пациента. Точечный массаж желательно выполнять для всех возрастных категорий пациентов, включая детей, так как после его проведения отмечается активизация памяти и усиление работоспособности, что отражается на усваивании учебного материала. Важно учитывать, что точечный массаж избавляет от головных болей, улучшает сосудистый тонус, а также работу сердечно-сосудистой системы, предотвращает развитие заболеваний суставов. Такие способы лечения рекомендуются при бронхиально — легочной симптоматике и расстройствах ЖКТ. Помимо этого они препятствуют образованию гастритов и язв.
Для того чтобы провести точечный массаж необходимо с усилием надавить на концевые фаланги больших пальцев у корня ногтя. Рекомендуется надавить пальцами по направлению книзу на внутренней части грудины, там, где находится яремная ямка до возникновения несильной боли. Следует наблюдать за дыхательной деятельностью пациента, спустя 2-4 минуты. Если за это время дыхательная деятельность приходит в норму, давление необходимо снизить. Процедура проводится 5 минут.
Еще одним методом регулирования дыхания является сильное нажатие любым предметом на точку, которая расположена у основания носа, между ноздрей. Это способствует возникновению кашля с выделением бронхиального секрета и нормализации дыхания и постепенным уменьшением одышки.
Основа проведения точечного массирования характеризуется тремя принципами, предусматривающими индивидуальный подход к пациенту, тщательное соблюдение рекомендованных мероприятий и комплексное решение проблемы. При выполнении процедуры человек может принять любое положение, но маленьких детей желательно уложить на ровную плоскость. Точечный массаж предусматривает постукивание в области спины с постепенным продвижением к области грудной клетки.
ВЫПОЛНЕНИЕ БАНОЧНОГО МАССАЖА. Еще одним способом экстренной помощи во время астматического приступа является баночный массаж. Его может сделать любой человек, находящийся рядом с больным.
Для этого больного необходимо усадить на стул и взять медицинскую банку. Можно использовать силиконовые банки, но при их отсутствии можно использовать обычную — из стекла. Спина больного смазывается любым жирным кремом. На корнцанг (пинцет, ножницы и т.д.) наматывается ватная турунда, которая смачивается спиртом и поджигается. Затем горящая турунда быстро вводится в банку, создавая вакуум, после чего банка быстро накладывается на легочную область. Непосредственно сам массаж выполняется медленными движениями по спине пациента, избегая области позвоночного столба по 2-3 минуты с каждой стороны.
Важно! Перед тем, как поджечь ватную турунду, необходимо тщательно отжать ее от излишнего спирта, чтобы горящие капли не обожгли больного.
САМОМАССАЖ. Каждый пациент, страдающий от астмы, должен знать правила выполнения самомассажа во время приступа.
Почувствовав приближение приступа, пациент должен наклониться вперед и круговым движением массировать яремную ямку (сначала вправо, а затем влево). Очень важно равномерно дышать, приподнимая и опуская плечи.
Руки нужно расслабить и выполнять скрещивания и другие движения. На выдохе необходимо произнести долгие шипящие звуки (уххх, аххх). Такой способ позволяет освободить дыхание и расслабить шейные и плечевые мышцы, а также устранить скованность в области груди.
Массаж при заболевании астмой — это средство, с помощью которого можно значительно улучшить состояние больного, но следует помнить, что только одним массажем излечиться от заболевания невозможно. Он может использоваться только в качестве вспомогательной терапии в комплексной медикаментозной терапии. Тем не менее, массаж позволяет значительно снизить негативную симптоматику и потребность в лекарственных препаратах.
Важно помнить, что любые способы избавления от бронхиальной астмы, включая проведение массажа, требуют предварительной врачебной консультации, который может адекватно оценить состояние больного. Это позволяет избежать нежелательных последствий и снизить вероятность рецидивов.
Источник
Ìàññàæ ïðîâîäèòü â íà÷àëå è âî âðåìÿ ïðèñòóïà áðîíõèàëüíîé àñòìû, — ýòî ïîìîæåò îáëåã÷èòü äûõàíèå. Ïðîâîäèòü ìàññàæ ñëåäóåò ÷àñòî.
Ðåãóëÿðíîå ïðèìåíåíèå òî÷å÷íîãî ìàññàæà ìîæåò ïðåäóïðåæäàòü ïîâòîðåíèå ïðèñòóïîâ.
Ïåðâàÿ ãðóïïà òî÷åê. Ìåòîä ìàññàæà — óñïîêàèâàþùèé, ïðèåì ëåãêîå íàäàâëèâàíèå â òå÷åíèå 35 ìèí íà êàæäóþ òî÷êó â ñî÷åòàíèè ñ ëåãêèì ïîãëàæèâàíèåì.
Òî÷êà 1 (äà-÷æóé), íàõîäèòñÿ íà çàäíåé ñðåäèííîé ëèíèè ìåæäó îñòèñòûìè îòðîñòêàìè VII øåéíîãî è I ãðóäíîãî ïîçâîíêîâ. Ìàññèðîâàòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñëåãêà íàêëîíèâ ãîëîâó âïåðåä.
Òî÷êà 2 (ôýí-ìýíü), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà 11/2 öóíÿ â ñòîðîíó îò çàäíåé ñðåäèííîé ëèíèè íà óðîâíå ïðîìåæóòêà ìåæäó îñòèñòûìè îòðîñòêàìè II è III ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ.
Ìàññèðîâàòü äîëæíî äðóãîå ëèöî îäíîâðåìåííî ñ îáåèõ ñòîðîí ïðè âàøåì ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñëåãêà íàêëîíèâøèñü âïåðåä, èëè ëåæà íà æèâîòå.
Òî÷êà 3 (ôýé-øó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà 11/2 öóíÿ â ñòîðîíó îò çàäíåé ñðåäèííîé ëèíèè íà óðîâíå ïðîìåæóòêà ìåæäó îñòèñòûìè îòðîñòêàìè III è IV ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ, ïîä òî÷êîé 2.
Ìàññèðîâàòü àíàëîãè÷íî òî÷êå 2.
Òî÷êà 4 (òÿíü-òó), íåñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà ïåðåäíåé ñðåäèííîé ëèíèè ó ÿðåìíîé âûðåçêè ãðóäèíû. Ìàññèðîâàòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ.
Òî÷êà 5 (÷æóí-ôó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ â ïåðâîì ìåæðåáåðüå ïîä àêðîìèàëüíûì (íàðóæíûì) êîíöîì êëþ÷èöû. Ìàññèðîâàòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà.
Òî÷êà 6 (öçÿíü-öçèí), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà ñïèíå â öåíòðå íàäîñòíîé ÿìêè ëîïàòêè. Åñëè äðóãîå ëèöî ïîëîæèò ñâîþ ïðàâóþ ëàäîíü íà âàøå ïðàâîå ïëå÷î, òî åãî óêàçàòåëüíûé ïàëåö îêàæåòñÿ íà òî÷êå.
Ìàññèðîâàòü äîëæíî äðóãîå ëèöî îäíîâðåìåííî ñ îáåèõ ñòîðîí ïðè âàøåì ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñëåãêà íàêëîíèâøèñü âïåðåä, èëè ëåæà íà æèâîòå.
Òî÷êà 7(òÿíü-ôó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà ïëå÷å íà 3 öóíÿ íèæå ïåðåäíåãî êîíöà ïîäìûøå÷íîé ñêëàäêè. Ìàññèðîâàòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ ïîî÷åðåäíî ñïðàâà è ñëåâà.
Òî÷êà 8 (÷è-öçå), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè ëîêòåâîãî ñóñòàâà ñî ñòîðîíû áîëüøîãî ïàëüöà â êîæíîé ñêëàäêå.
Ìàññèðîâàòü ïîî÷åðåäíî ñïðàâà è ñëåâà â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ïîëîæèâ ðóêó íà ñòîë ëàäîíüþ ââåðõ.
Òî÷êà 9 (ñþàíü-öçè), íåñèììåòðè÷íàÿ, ðàñïîëàãàåòñÿ â öåíòðå ðóêîÿòêè ãðóäèíû, ïîä òî÷êîé 4. Ìàññèðîâàòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ èëè ëåæà íà ñïèíå.
Òî÷êà 10(äà-÷æó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà 11/2 öóíÿ â ñòîðîíó îò çàäíåé ñðåäèííîé ëèíèè íà óðîâíå ïðîìåæóòêà ìåæäó îñòèñòûìè îòðîñòêàìè I è II ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ.
Ìàññèðîâàòü äîëæíî äðóãîå ëèöî îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà ïðè âàøåì ïîëîæåíèè ñèäÿ, íàêëîíèâ ãîëîâó ñëåãêà âïåðåä.
Òî÷êà 11 (øó-ôó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà 2 öóíÿ â ñòîðîíó îò ïåðåäíåé ñðåäèííîé ëèíèè ïîä êëþ÷èöåé, êàññèðîâàòü îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà.
Åñëè ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû íàáëþäàþòñÿ ó ðåáåíêà, äîáàâüòå åùå îäíó òî÷êó, êîòîðóþ ìàññèðóþò òîíèçèðóþùèì ìåòîäîì, ïðèåìîì ãëóáîêîãî íàäàâëèâàíèÿ ñ âðàùåíèåì â òå÷åíèå 1/2 1 ìèí.
Òî÷êà 12 (ñèíü-øó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà 11/2 öóíÿ â ñòîðîíó îò çàäíåé ñðåäèííîé ëèíèè íà óðîâíå ïðîìåæóòêà ìåæäó îñòèñòûìè îòðîñòêàìè V è VI ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ. Ìàññèðîâàòü äîëæíî äðóãîå ëèöî îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà ïðè ïîëîæåíèè ðåáåíêà ñèäÿ, íàêëîíèâøèñü âïåðåä (ëîêòè íà ñòîëå).
Åñëè áîëüíîé áðîíõèàëüíîé àñòìîé ñòàðøå 40 ëåò, òî ê òî÷êàì ïåðâîé ãðóïïû ñëåäóåò äîáàâèòü òî÷êè âòîðîé ãðóïïû, ÷åðåäóÿ ïåðâóþ è âòîðóþ ãðóïïû ïî äíÿì.
Âîçäåéñòâèå íà âòîðóþ ãðóïïó òî÷åê ïðîèçâîäèòñÿ òîíèçèðóþùèì ìåòîäîì, ïðèåìîì ãëóáîêîãî íàäàâëèâàíèÿ ñ âðàùåíèåì â òå÷åíèå 1/21 ìèí.
Òî÷êà 1 (ñàíü-èíü-öçÿî), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà ãîëåíè íà 3 öóíÿ âûøå âíóòðåííåé ëîäûæêè. Ìàññèðîâàòü îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà â ïîëîæåíèè ñèäÿ.
Òî÷êà 2 (öçó-ñàíü-ëè), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà ãîëåíè íà 3 öóíÿ íèæå íàäêîëåííèêà è íà 1 öóíü êíàðóæè îò ïåðåäíåãî êðàÿ áîëüøåáåðöîâîé êîñòè.
Ìàññèðîâàòü îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà â ïîëîæåíèè ñèäÿ ñ âûòÿíóòûìè íîãàìè.
Òî÷êà 3 (õý-ãó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà òûëå êèñòè ìåæäó I è II ïÿñòíûìè êîñòÿìè, áëèæå ê II ïÿñòíîé êîñòè. Ìàññèðîâàòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ ïîî÷åðåäíî ñïðàâà è ñëåâà, ðóêà ëåæèò íà ñòîëå.
Òî÷êà 4 (øýíü-øó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà 11/2 öóíÿ â ñòîðîíó îò çàäíåé ñðåäèííîé ëèíèè íà óðîâíå ïðîìåæóòêà ìåæäó îñòèñòûìè îòðîñòêàìè II è III ïîÿñíè÷íûõ ïîçâîíêîâ.
Ìàññèðîâàòü äîëæíî äðóãîå ëèöî îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà ïðè âàøåì ïîëîæåíèè ñèäÿ, íàêëîíèâøèñü âïåðåä, èëè ëåæà íà æèâîòå, ïîäëîæèâ ïîä æèâîò ïîäóøêó.
 ìåæïðèñòóïíûé ïåðèîä ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâîäèòü ìàññàæ òðåòüåé ãðóïïû òî÷åê ñíà÷àëà ÷åðåç äåíü, çàòåì
2 ðàçà â íåäåëþ è, íàêîíåö, 1 ðàç â íåäåëþ. Ìåòîä óñïîêàèâàþùèé, ïðèåì ëåãêîå íàäàâëèâàíèå ñ âðàùåíèåì ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå â òå÷åíèå 35 ìèí íà êàæäóþ òî÷êó.
Òî÷êà 1 (÷è-öçå) ñì. òî÷êó 8 ïåðâîé ãðóïïû.
Òî÷êà 2 (ëå-öþý), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà ïðåäïëå÷üå íà 11/2 öóíÿ âûøå ñðåäíåé ñêëàäêè çàïÿñòüÿ, â óãëóáëåíèè ó øèëîâèäíîãî îòðîñòêà ëó÷åâîé êîñòè.
Ìàññèðîâàòü ïîî÷åðåäíî ñïðàâà è ñëåâà â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ðóêà ëåæèò íà ñòîëå.
Òî÷êà 3 (òàé-þàíü), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè çàïÿñòüÿ íà 1,5 ñì íèæå íèæíåé ñêëàäêè, ñî ñòîðîíû áîëüøîãî ïàëüöà. Ìàññèðîâàòü àíàëîãè÷íî òî÷êå 2.
Òî÷êà 4 (òÿíü-÷æó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà 11/2 öóíÿ â ñòîðîíó îò çàäíåé ñðåäèííîé ëèíèè íà ãðàíèöå âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû.
Ìàññèðîâàòü îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñëåãêà íàêëîíèâ ãîëîâó âïåðåä.
Òî÷êà 5 (ôýé-øó) ñì. òî÷êó 3 ïåðâîé ãðóïïû.
Òî÷êà 6 (êóíü-ëóíü), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ â óãëóáëåíèè ìåæäó ïÿòî÷íûì ñóõîæèëèåì è íàðóæíîé ëîäûæêîé íà óðîâíå åå öåíòðà. Ìàññèðîâàòü îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà â ïîëîæåíèè ñèäÿ.
Òî÷êà 7(òàé-÷óí), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà òûëå ñòîïû â íàèáîëåå óçêîì ìåñòå ïðîìåæóòêà ìåæäó I è II ïëþñíåâûìè êîñòÿìè. Ìàññèðîâàòü îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà â ïîëîæåíèè ñèäÿ.
Òî÷êà 8 (öþé-öþàíü), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ ó âíóòðåííåãî êîíöà ïîäêîëåííîé ñêëàäêè íà óðîâíå öåíòðà íàäêîëåííèêà. Ìàññèðîâàòü îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà â ïîëîæåíèè ñèäÿ.
Òî÷êà 9 (øó-ôó) ñì. òî÷êó 11 ïåðâîé ãðóïïû.
Äëÿ ñåçîííîé ïðîôèëàêòèêè ê òðåòüåé ãðóïïå äîáàâüòå åùå íåñêîëüêî òî÷åê. Ìàññàæ ïðîâîäèòñÿ ÷åðåç äåíü.
Òî÷êà 10 (ïè-øó), ñèììåòðè÷íàÿ, íàõîäèòñÿ íà 11/2 öóíÿ â ñòîðîíó îò çàäíåé ñðåäèííîé ëèíèè íà óðîâíå ïðîìåæóòêà ìåæäó îñòèñòûìè îòðîñòêàìè XI è XII ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ.
Ìàññèðîâàòü äîëæíî äðóãîå ëèöî îäíîâðåìåííî ñïðàâà è ñëåâà ïðè âàøåì ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñêëîíèâøèñü âïåðåä, èëè ëåæà íà æèâîòå, ïîäëîæèâ ïîä æèâîò ïîäóøêó.
Òî÷êà 11 (ñèíü-øó) ñì. òî÷êó 12 ïåðâîé ãðóïïû.
Òî÷êà 12 (öçó-ñàíü-ëè) ñì. òî÷êó 2 âòîðîé ãðóïïû.
Èñòî÷íèê:Â.Ñ.Èáðàãèìîâ. Òî÷å÷íûé ìàññàæ. Ìîñêâà, Ìåäèöèíà, 1984 ã
Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé
Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!
ÊOÌÌÅÍÒÀÐÈÈ
Источник