Трактат об оспе и кори

Абу Бакр Мухаммад ар-Рази
Абу ар-Рази (Разес, IX-X века) — главный врач, основатель больницы и школы врачей в Багдаде, а еще известный алхимик.
Многие сочинения Ар-Рази переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Разес (Rhazes) и Abubater.
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Ещё в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов. В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде.
Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61.
Предание о способе Ар-Рази выбирать место под больницу известно до сих пор: для постройки больницы он развешивал куски мяса в разных частях города, наблюдая, где оно не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и подходящим для больницы.
Ар-Рази (Разес) связывал теоретическое обучение с врачебной практикой. В работе «Об оспе и кори» дано описание их симптомов, течения болезней, их отличий, невосприимчивости к повторному заболеванию оспой, необходимости прививки здоровым содержимого оспенных пустул.
Среди мер по уходу за больным ребенком он указывал на уход за ртом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, промывания глаз.
Достижения в химии
Разес классифицировал вещества на три группы: минеральные, растительные и животные. Минеральные вещества считал самыми распространенными, поэтому разделял их еще на 6 видов:
1) спирты (ртуть, нашатырь и другие). Спиртами (алкоголями) называл все вещества, которые улетучиваются без остатка.
2) тела (золото, серебро)
3) камни
4) купоросы
5) бура
6) соли
Достижения в медицине
Разес описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки. Он одним из первых стал применять вату при перевязке, нитки кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Он впервые в халифатах ввел записи о больных, положив начало истории болезни.
Известные труды Абу ар-Рази
«Медицинская книга» (10 томов)
«Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей)
«Легкие болезни могут быть трудно излечимы»
«Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»)
«Всеобъемлющая книга о медицине» (25 томов) — первый в арабской литературе энциклопедический свод по медицине, собранный и обобщенный его учениками после его смерти.
«Антидотария» — книга о приготовлении лекарств, прописи часто встречающихся сложных препаратов.
Цитаты великого ученого Абу ар-Рази можно посмотреть в НАРРАТИВЕ.
В эпоху Ар-Рази его книги были учебниками на медицинских факультетах университетов Европы.
Удачи вам и успехов. Ваша подписка и лайк — лучшая благодарность, это поможет чаще видеть наши статьи в ленте.
Подписывайтесь на Аптека.Ортопедия.Бизнес, чтобы не пропустить много интересного.
Похожие статьи:
Лекарствоведение в Древней Индии
Боги медицины и фармации Древнего Египта
Как лечили в древности: Индия
Как лечили в древности: Египет
Источник
Что: 1147 лет со дня рождения Абу Бакра Мухаммада ибн Закария ар-Рази (Разеса)
Появление: 26.08.2012
Страна: Арабский мир: Бахрейн, Афганистан, Саудовская Аравия, Алжир, Ливия, Египет, Оман, Ливан, Катар, Марокко, Иордания, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Ирак, Кувейт
Класс: Наука
Представляет собой: Буквы представлены самим героем, книгой и оборудованием (перегонный куб).
Число лайков в Facebook : 3 619
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (араб. أبو بكر محمد بن يحيى بن زكريا الرازي;около 865, Рей — около 925, там же) — персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Разес (Rhazes) и Abubater и почетным титулом «Арабский Гален», намекающим на его вес в медицине.
«Книга медицины» Разеса
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X—XIII вв.
Химия и Алхимия
Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Изготовление европейцами чистых соляной, азотной и серной кислот в XIII веке зависило целиком от технологий, разработанных Ар-Рази.
Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделил их на три больших класса:
- землистые (минеральные) вещества,
- растительные вещества,
- животные вещества
Минеральные вещества Ар-Рази, в свою очередь, разделил на шесть групп:
- «духи» (спирты, летучие вещества); к этой группе он относил ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу;
- «тела» (то есть металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк);
- «камни», тринадцать видов: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло;
- купоросы, шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа);
- «бораки», шесть видов: хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура;
- «соли», одиннадцать видов: хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы.
Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделял десять: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.
Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).
Медицина
Основные работы Ар-Рази по медицине — книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Будучи переведёнными на латинский язык, они в течение нескольких столетий служили руководством для врачей. Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Даже самый умелый врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача»), «Почему люди предпочитают знахарей и шарлатанов профессиональным врачам» и др.
Ар-Рази одним из первых высказал предположение об инфекционной природе некоторых заболеваний. В труде «Об оспе и кори» он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание для предотвращения заболевания. Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизации конечности при переломах. Одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран; описал специальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки. Обнаружил, что повышение температуры — одна из защитных реакций организма.
Проверка Галена
Ар-Рази решил провести эксперимент, чтобы определить работает ли кровопускание как средство лечения менингита. Интересны два момента. Первый — это то, что он не стал принимать на веру эту идею Галена, но решил подвергнуть ее серьезному испытанию. Второй — это то, как он осуществил задуманное, что позволяет нам заглянуть в то, как мыслил этот ученый. Он разделил пациентов с этим недугом на две группы: одну он лечил кровопусканием, а другая осталась без лечения. Любопытно, что он пришел к выводу, что кровопускание действительно помогает — хотя сейчас в это мало кто сможет поверить. Также Ар-Рази выразил сомнение в том, что контрольные механизмы тела осуществляются описанными еще в античности четырьмя «соками». Только через тысячу лет ученые вновь критически подойдут к рассмотрению этой теории и опровергнут ее.
Источник
Ученым выдвинута первая в истории физиологии теория кровообращения, которой наука придерживалась вплоть до XVII столетия и открытия Гарвеем основ сердечно-сосудистой деятельности
Гален первым пишет о том, что задача медицины – это не только лечение, но и предупреждение болезни. Для понимания причины болезни и нахождения пути к исцелению необходимо обладать знаниями о здоровом человеке, его анатомии и нормальной физиологии. Он выделяет гигиастику как отдельную науку о профилактике болезни путем коррекции образа жизни пациента, в связи с чем Галена считают одним из основоположников медицинской гигиены и профилактики.
Экспериментально он доказывает, что мозг, а не сердце, как полагал Аристотель, является центром чувствительной способности организма и мыслительной деятельности
Гален развивает учение Гиппократа о четырех «соках» и вводит в лексикон понятие «темперамент» (дословно: «смешивать в надлежащем отношении»). Характеристики основных психических типов – сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика – он дополняет описанием влияния темперамента на здоровье. К примеру, по мнению Галена, женщины-сангвиники менее подвержены риску онкологических заболеваний, чем женщины-меланхолики.
Гален посвящает п книг аптекарскому делу. Если до этого некоторые растения воспринимались как лекарства сами по себе, то Гален предположил, что они могут содержать как полезные (в фармакологии известные как активные вещества), так и балластные, а в ряде случаев и вредные для организма составляющие. Таким образом, Гален впервые ставит перед аптекарями задачу по выделению активных веществ. В фармацевтике существует группа так называемых галеновых препаратов (термин введен Парацельсом в XVI веке), которые получены, как правило, из растительного сырья путем вытяжки – способом, описанным Галеном. В его трактате «О составе лекарств» содержится ряд сложнейших рецептур, одновременно включающих до 6о ингредиентов.
Не имеющие аналогов энциклопедические знания Галена выстроены им в единую цельную теорию медицины. В течение полутора тысяч лет врачи воспринимали его труды как абсолютную истину, а попытки внести в них свои коррективы приравнивались к святотатству. Немногие, разве что такие гениальные умы, как Авиценна, решались на критику в отношении непререкаемого авторитета Галена. Необходимость в пересмотре взглядов великого медика появилась много позже и во многом благодаря методу, который сам Гален впервые в медицинской практике и положил в основу исследований, – методу научного эксперимента.
Абу Бакр Мухаммад Ибн Закария Ар-Рази
ок. 865 г. до н. э. – ок. 925 г. до н. э.
Находясь в самом центре средневекового мира, Арабский Восток в течение нескольких веков собирал воедино, хранил и развивал наследие греческой, римской, индийской и китайской медицины. Мудрость, известную искусным врачам времен халифатов, западноевропейская медицинская школа познала лишь многие десятилетия спустя.
Вклад в медицинскую науку:
• Один из основоположников медицины
• Первое описание оспы и кори
• Введение в практику прививок от оспы
• Введение в практику заполнения истории болезни
Вклад в развитие медицины:
• Основы общей медицины
• Инфекционные болезни и эпидемиология
• Хирургия
• Химия и фармакология
Арабский Гален
В 20-е годы IX века сын легендарного гаруна аль-Рашида Халиф аль-Мамун в Багдаде основал Дом мудрости – научно-религиозную академию, в составе которой имелись обширная библиотека, а также одна из лучших по тем временам обсерватория. Выдающийся правитель считал, что управлять государством невозможно без поддержки ученых мужей. Из всех областей халифата в Багдад стекались лучшие умы в области философии, астрономии, медицины, математики, алхимии. С древних языков на арабский переводились труды античных ученых, в том числе основоположников медицины: Гиппократа, Галена, Диоскорида.
Примерно в 865 году н. э. в крупнейшем городе Ирана Рее на свет появился ученый, имя которого спустя годы будут с уважением произносить врачи далеко за пределами халифата, – Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ap-Рази. О его детстве и юности достоверных данных практически не осталось. Известно, что он усердно изучал философию, алхимию, метафизику и поэзию. Некоторые средневековые авторы утверждают, что Ap-Рази был золотых дел мастером и, как все алхимики, одержимо занимался поисками философского камня. В этом историки видят истоки его особого интереса к химии, которой он посвятил более 20 своих научных трудов. Основной причиной того, что, будучи уже зрелым человеком (старше 30 лет), Ap-Рази приступает к изучению медицины, ряд биографов называет намерение ученого вылечить поврежденные в результате многочисленных химических опытов глаза. Ap-Рази отправляется в Багдад, где овладевает основами медицинского искусства. Через несколько лет ему, к тому времени прозванному арабским Галеном, было доверено руководство клиникой в Багдаде, а затем и в родном его городе – Рее. У Ap-Рази был свой оригинальный способ определения наиболее подходящего места для постройки больницы: в разных частях города он развешивал куски мяса, после чего в течение нескольких дней наблюдал, где оно дольше не подвергается разложению. Это место ученый и считал наилучшим.
При багдадской больнице функционировала школа врачей, которой также руководил Ap-Рази. Он был убежден в том, что врачу необходимо постоянно проверять теоретические знания на практике, поскольку в медицинских сочинениях описания болезней не всегда могут быть верными. Для этого Ap-Рази предложил коллегам вести историю болезни пациента и сверять свои записи с данными, отраженными в научной литературе. Кроме того, Ap-Рази особое место отводил специализации врача – так, широко известно его изречение о том, что «один врач не может лечить все болезни».
Одним из первых высказав предположение об инфекционной природе ряда болезней, он подробно описывает оспу и корь и отмечает невосприимчивость к повторному заражению этими заболеваниями пациентов, переболевших ими однажды. В связи с этим Ар-Рази вводит в широкую практику прививание жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы. Несмотря на то что в ряде случаев эта процедура приводила к неблагоприятным последствиям, вплоть до летального исхода, в условиях эпидемий она все же помогала снизить общую смертность от оспы.
Ар-Рази известен и как искусный хирург. Он изобретает инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых применяет в хирургии рассасывающиеся со временем нити из бараньих кишок (кетгут) и вату при перевязках. Впервые в истории химии им предложена классификация веществ, в соответствии с которой Ар-Рази делит их на землистые (минеральные), растительные и животные, а также описывает многие химические операции (фильтрование, дистилляция, коагуляция и пр.).
Ар-Рази убежден в том, что все вещи состоят из атомов, и пишет о сферической природе Земли и небесных тел. Он считает себя последователем Платона, а у религиозных деятелей числится еретиком и вольнодумцем, и не случайно. Он пропагандирует отказ от слепого следования авторитетам, борьбу с предрассудками и верит в нескончаемый прогресс человечества.
Некоторые средневековые авторы утверждают, что Ар-Рази был золотых дел мастером и, как все алхимики, одержимо занимался поисками философского камня
Всего Ар-Рази написал около 200 научных трудов в различных областях знаний: в философии, медицине, алхимии, физике и астрономии. Среди наиболее интересных его работ по медицине – трактат «Об оспе и кори»,
«Всеобъемлющая книга по медицине» и «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – 10 томов врачебных наблюдений, перемежающихся увлекательными рассказами и мудрыми поучениями.
Источник
Мы продолжаем вас знакомить с выдающимися мусульманскими учёными и просветителями, чьи труды не просто сдвинули медицину с мёртвой точки, но положили начало многим открытиям и разработкам уникальных лекарств. Сегодня речь пойдёт об Абу Бакре Ар-Рази.
Именно он написал первые труды, посвящённые таким заболеваниям, как оспа и ветрянка. Ар-Рази стал пионером в нейрохирургии и офтальмологии, внеся при этом непомерный вклад в развитие неорганической и органической химии. Параллельно с этим учёный написал ещё несколько трактатов, посвящённых вопросам философии и религии.
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази (именно так звучит его полное имя) был персидским алхимиком, химиком, врачом, философом и учёным. Это один из самых величайших и оригинальных врачей мусульманского мира, который оставил после себя богатое наследие. Он внёс фундаментальный и прочный вклад в области медицины, алхимии, музыки и философии, написал порядка 184 книг и статей в разных научных сферах. Ар-Рази был сведущ в персидской, греческой и индийской медицине. В процессе становления Абу Бакр Мухаммад ар-Рази решил сфокусировать своё внимание на медицине. Он был одним из первых сторонников экспериментальной медицины и считается отцом педиатрии, стал первопроходцем в нейрохирургии и офтальмологии. Что интересно, именно Рази стал первым, кто смог отличить оспу и корь с использованием клинических характеристик этих заболеваний. В последствии благодаря своему профессионализму он стал главным врачом Рейской и Багдадской больниц.
Путешествуя на протяжении всей своей жизни, Ар-Рази привлекал студентов абсолютно из разных дисциплин, призывая быть сострадательным и преданно служить на благо своих пациентов вне зависимости от их материального благополучия.
Родился будущий светила арабской медицины 28 августа 865 года и умер 6 октября 925 года. Его имя в переводе с персидского языка означает «город рая, древний город под названием рага». Именно в этом городе (как Ибн Сина) он выполнил большую часть своей работы. В возрасте 30 лет он прекратил изучение алхимии, потому что его эксперименты вызвали глазную болезнь. Согласно мнению Аль-Бируни, этот факт и послужил толчком для изучения медицины.
Портрет Ар-Рази Creative Commons BY 4.0
Ар-Рази изучал медицину под руководством Али ибн сала Раббана Аль-Табари, известного как Али ибн Раббан Аль-Табари или Али ибн сала, врача и философа, родившегося в Мерве около 192 года хиджры.
Оспа и корь
Как главный врач Багдадской больницы, Ар-Рази сформулировал первое известное описание оспы: «Оспа появляется, когда кровь «кипит» и заражается, в результате чего пары удаляются. Таким образом, ювенильная кровь (которая выглядит как влажные экстракты, появляющиеся на коже) превращается в более богатую кровь, имеющую цвет зрелого вина. На этом этапе оспа проявляется в основном как «пузырьки, найденные в вине» (волдыри) … это заболевание также может возникать в другое время (имеется ввиду, что не только в детстве). Лучше всего на первом этапе держаться от него (заболевшего) подальше, иначе эта болезнь может перерасти в эпидемию».
Этот диагноз был подтверждён британской энциклопедией (1911), в которой говорится: «наиболее достоверные утверждения о раннем существовании болезни содержатся в рассказе Персидского врача IX века Расеса, которым были чётко описаны её симптомы, патология объяснена гуморальной или ферментативной теорией и даны указания по её лечению».
Книга Ар-Рази «Аль-Джудари ва аль-Хасба» стала первым трудом, описывающим оспу и корь как абсолютно разные заболевания. Она была переведена более десятка раз на латынь и другие европейские языки.
Отсутствие догматизма и гиппократовская опора на клинические наблюдения свидетельствуют о медицинских методах Ар-Рази. «Извержению оспы предшествуют продолжительная лихорадка, боли в спине, зуд в носу и ночные кошмары во время сна. Это наиболее острые симптомы его приближения вместе с заметной болью в спине, сопровождающейся лихорадкой и зудом, ощущаемым пациентом по всему телу. Появляется отёк лица… Человек испытывает тяжесть во всём теле и сильное беспокойство, которое выражается в том, что он много потягивается и зевает. Возникает боль в горле и груди, трудно дышать и кашлять. Дополнительными симптомами являются: сухость дыхания, густая слюна, хриплость голоса, боль и тяжесть в голове, беспокойство, тошнота. В целом человек испытывает жар по всему телу, у него воспалена толстая кишка».
Аллергия и лихорадка
Ар-Рази также известен тем, что открыл «аллергическую астму», став первым врачом, который написал научные работы, посвящённые аллергии и вопросам иммунологии, объяснив появление ринита.
Этика медицины
На профессиональном уровне Ар-Рази оставил после себя своим последователям и мировому научному медицинскому сообществу немало практических, прогрессивных медицинских и психологических идей. Он выступал против шарлатанов и фальшивых врачей, которые бродили по городам и деревням, «продавая свои ноздри» и «лекарства». В то же время он не уставал предупреждать, что даже высокообразованные врачи не могут обладать ответами на все медицинские вопросы и не в состоянии лечить от абсолютно всех болезней. Чтобы стать более полезными в служении и более верными своему призванию, Ар-Рази советовал практикующим идти в ногу с передовыми знаниями, постоянно изучая медицинские книги и знакомясь с новой информацией. Он проводил различие между излечимыми и неизлечимыми болезнями. Касаясь последнего, он отметил, что, в случае запущенных случаев рака и проказы, не следует винить врача, если он не сможет их вылечить.
«Цель доктора, — писал в своём труде, посвящённом медицинской этике Ар-Рази, — это делать добро даже нашим врагам, а тем более нашим друзьям. Моя профессия запрещает нам причинять вред нашим сородичам, так как она учреждена для блага и благополучия человеческого рода, и Бог наложил на врачей клятву не сочинять умерщвительных лекарств».
Книги и статьи по медицине
Добродетельная жизнь – это монументальная медицинская энциклопедия в девяти томах. К настоящему моменту является, пожалуй, самой известной и фундаментальной во всей Европе. Она содержит в себе соображения и критику греческих философов Аристотеля и Платона, а также выражает инновационные взгляды на многие темы. Только благодаря этой книге многие учёные ознакомились с деятельностью величайшего средневекового врача Ар-Рази.
«Аль-Хави» представляет собой не формальную медицинскую энциклопедию, а посмертную компиляцию рабочих тетрадей Ар-Рази, которая включала знания, собранные из других книг, а также оригинальные наблюдения о заболеваниях и терапии, основанные на его собственном клиническом опыте. Она знаменательна тем, что содержит знаменитую монографию об оспе, самую раннюю из известных. Труд был переведён на латынь в 1279 году Фараджем Бен Салимом, врачом сицилийско-еврейского происхождения, нанятым Карлом Анжуйским.
В книге можно найти критику взглядов Галена. К примеру, Ар-Рази заявил, что описания Галеном уринарий были неточными, поскольку он видел только три случая, в то время как Рази изучил сотни таких случаев в мусульманских больницах Багдада и Райи.
Медицинский советник для широкой общественности
Ар-Рази был, вполне вероятно, первым персидским врачом, который сознательно написал домашнее медицинское руководство (лечебное), направленное на широкую публику. Он посвятил его бедным, путешественникам и обычным гражданам, которые могли обратиться к этой книге для лечения распространенных заболеваний, когда врач был недоступен. Этот труд, безусловно, представляет особый интерес для истории, так как подобные книги были очень популярны вплоть до XX века. Ар-Рази описал в своих 36 главах диеты и компоненты лекарств, которые можно найти либо в аптеке, на рынке, в хорошо оборудованных кухнях, либо даже в военных лагерях. Таким образом, каждый разумный человек мог следовать его указаниям и приготовить правильный рецепт.
Колофон (выходные сведения) книги Ар-Рази о медицине / Public Domain
Он прописывал при лихорадочной головной боли «2 части Дуна (маслянистого экстракта) розы, смешать с 1 частью уксуса, в который обмакивают кусок льняной ткани и сжимают на лбу». В качестве слабительного рекомендовал «7 драмов высушенных цветов фиалки с 20 грушами, мацерированных и хорошо перемешанных, затем процеженных. Добавьте к этому фильтрату 20 драмов сахара для напитка». В качестве средства для глаз он советовал принимать мирру, шафран и ладан, по 2 драма каждый, смешать с 1 драмом жёлтого мышьяка в таблетках. Каждую таблетку растворяли в достаточном количестве кориандровой воды и использовали в качестве глазных капель.
Болезни детей
Аль-Рази считается отцом педиатрии. Его авторству принадлежит первая книга, посвящённая педиатрии как самостоятельной области медицины.
Алхимия
Рази разработал несколько химических приборов, которые используются и по сей день. Он, как известно, усовершенствовал методы дистилляции и экстракции, которые привели к его открытию серной кислоты путём сухой перегонки купороса. Эти открытия проложили путь для других исламских алхимиков, в том числе послужили подспорьем для открытия различных других минеральных кислот Джабиром Ибн Хайяном. Будучи первопроходцем в области алхимии и химии в средневековом исламском сообществе, Ар-Рази стал первым, кто дистиллировал керосин и нефть.
Хотя Ар-Рази и не отвергает идею о том, что чудеса существуют, его алхимический склад обогатился продуктами персидского производства. Он опирался преимущественно на концепцию «доминирующих» форм или сущностей, которая является неоплатонической концепцией причинности, а не интеллектуальным или механическим подходом. Алхимия Ар-Рази выдвигает такие эмпирические качества, как солёность и воспламеняемость. Эти свойства нелегко объяснить традиционным составом таких элементов, как огонь, вода, земля и воздух.
Философия
Рази считал, что компетентный врач должен быть также философом, хорошо разбирающимся в фундаментальных вопросах существования. Он провозгласил абсолютизм евклидова пространства и механического времени естественной основой мира, в котором жили люди, но разрешил дилемму существующих бесконечностей, синтезировав этот взгляд с атомной теорией Демокрита, которая признала, что материя существует в форме неделимых и непостижимых квантов. Его идеи оказались удивительно близки к системам, полученным благодаря открытиям таких поздних европейских учёных, как Джон Дальтон и Макс Планк.
Ар-Рази, как известно, являлся свободомыслящим философом, так как был хорошо обучен древнегреческой науке и философии, хотя его подход к химии довольно натуралистический. Кроме того, он хорошо разбирался в теории музыки, как и многие другие исламские учёные того времени.
О религии
Ар-Рази написал три книги, посвящённые религии. Он утверждал, что «[Бог] не должен ставить одних людей над другими, и между ними не должно быть ни соперничества, ни разногласий, которые привели бы их к погибели».
Что касается связи между насилием и религией, Ар-Рази выразил мнение, что Бог должен был знать, учитывая многочисленные разногласия между различными религиями, что «будет всеобщая катастрофа, и они погибнут во взаимной вражде и борьбе. Действительно, многие люди погибли таким образом, как мы видим».
Он также критиковал отсутствие интереса среди религиозных приверженцев к рациональному анализу их верований и насильственной реакции, которая имеет место: «Если людей этой религии спросить о доказательстве правильности их религии, они вспыхивают, сердятся и проливают кровь того, кто ставит перед ними этот вопрос. Они запрещают рациональные рассуждения и стремятся убить своих противников. Вот почему истина полностью замолчала и скрылась».
Представление об Ар-Рази на Западе, 1250-1260 годы / Public Domain
Абу Бакр Ар-Рази полагал, что простые люди изначально были обмануты религиозными авторитетами. Он полагал, что эти авторитетные фигуры могли постоянно обманывать простых людей «в результате того, что [религиозные люди] давно привыкли к своей религиозной деноминации, поскольку проходили дни, и это стало привычкой. Потому что они были введены в заблуждение козлиными бородами, которые сидят рядами в своих советах, напрягая горло, пересказывая ложь, бессмысленные мифы и «то-то и то-то рассказывали нам во имя того-то и того-то».
Цитаты Абу Бакра Мухаммада ар-Рази
Пусть вашей первой мыслью будет укрепление вашей естественной жизненной силы.
Истина в медицине – недостижимая цель, а искусство, описанное в книгах, намного ниже знаний опытного и вдумчивого врача.
Благородство характера, дружелюбие и чистота ума обнаруживаются у тех, кто способен глубоко размышлять над сложными вопросами и научными мелочами.
Человек должен поспешить защитить себя от любви, прежде чем поддаться ей, и очистить от неё свою душу, когда он падает.
Самовлюблённый человек, как правило, не должен ни прославлять себя, ни быть настолько тщеславным, чтобы возвыситься над себе подобными. Он не должен принижать себя до такой степени, чтобы стать ниже своих сверстников или тех, кто уступает ему и его ближним в глазах других. Если он последует этому совету, он освободится от самолюбования и чувства неполноценности, и люди будут называть его тем, кто действительно знает себя.
На вопрос о зависти Рази отвечал: Это происходит от накопления скупости и жадности в душе, будучи одной из болезней, которые наносят серьёзный вред душе.
Ильмира Гафиятуллина
Источник