Учебник лфк при бронхиальной астме

Учебник лфк при бронхиальной астме thumbnail

1. Аматуни A.Г. О нормативах и интерпретации некоторых показателей вентиляционной функции легких // Терап. архив.- 1975. №3.- С.55-60.

2. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу.- М.: Медицина, 1983.- С.163-179.

3. Березовский Б.А., Ломинога СИ. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.- К.: Здоров’я, 1980.-104 с.

4. Бронхиальная астма. /Под ред. проф. В.Н. Молоткова, проф. Е.Ф. Чернушенко.- К.: Здоров’я, 1984.- 224 с.

5. Булатова П.Е, Федосеев Г.Б. Бронхиальная астма. — Ленинград: Медицина, 1975.

6. Бутейко К.П. Немедикаментозное лечение больных бронхиальной астмой.- М., 1986.- 65 с.

7. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. — Санкт-Петербург: Лань, 1997.- С.141-144.

8. Вассар Э.Ф. Спирографические и пневмотахометрические исследования для установления должных величин показателей внешнего дыхания //В кн.: Труды по медицине.- Тарту, 1974.- 33 с.

9. Винокуров Д.А. Частные методики лечебной физической культуры.- М.: Медицина, 1970.- С.92-94.

10. Внутренние болезни. /Под ред. А.С. Сметнева и В. Г. Кукеса.- М.: Медицина, 1982.- С. 26-36.

11. Гордон Н. Заболевания органов дыхания и двигательная активность.- К.: Олимпийская литература, 1999.- 128 с.

12. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура.- М.: Медицина, 1993.- 432 с.

13. Зайцев В.П. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания Лекция — Харьков: ХаГИФК, 1992.- 28 с.

14. Зайцев В.П. и др. Лечебная физкультура при хронических неспецифических заболеваниях легких /Учебное пособие.- Харьков: Изд-во Основа при ХГУ, 1992. — 180 с.

15. Завьялов В.И. Учебник нормальной физиологии.- К.: Здоровье, 1995.- 368

16. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура.- М.: Владос, 1999.- 223-244.

17. Ефимова Л.К. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания у детей.- К.: Здоров’я, 1988. — 88 с.

17. Ибрагимова B.C. Точечный массаж.- М.: Медицина, 1983.- С. 24-31.

18. Иванов С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой.- М.: Медгиз, 1961. — 35 с.

19. Исаев И.А. Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж.- К.: Здоровье, 1993.

20. Канаев Н.Н. и др. Система взаимосвязанных критериев оценки показателей дыхания //В кн.: Проблемы пульмонологии.- ВНИИ пульмонологии, 1980.- Вып. 8.- С.184-189.

21. Кархут В.В. Физиотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной системы.- К.: Здоровье, 1992.

22. Клячкин Л.М. и др. Принципы реабилитации больных бронхолегочными заболеваниями / Клиническая медицина.- М.: Медицина, 1992.- № 2.- С.105-109.

23. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких.- М.: Медицина, 1987.- 144с.

24. Кокосов АН. Основы пульмонологии, Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1976.- 320 с.

25. Кокосов А.Н., Молотков В.Н. и др. Хронические заболевания легких.- К.: Здоров’я, 1986.- 200 с.

26. Куничев Л.А. Лечебный массаж.- Ленинград: Медицина, 1985.- С.166-168.

27. Левченко В.А. Внутренние болезни.- Львов: Свет, 1995.

28. Лечебная физическая культура. /Под общ. ред. проф. Я.Е.Васильевой..- М.: ФиС, 1970.- С. 215-216.

29. Лечебная физическая культура: Учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. С.Н.Попова.- М.: ФиС, 1988.- С.80-84.

30. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1990.- С.141-145.

31. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. /Под ред. АФ. Каптелина, И.П.Лебедевой.- М.: Медицина, 1995.- С.262-290.

32. Лукомский И.В. и др. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж.- Минск: Вышэйшая школа, 1998.- С.260-264.

33. Молоткова В.И., Чернушенко Е.Ф. Бронхиальная астма.- Киев: Здоровье, 1984.

34. Мошков В.И. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней.- М.: Медгиз, 1961.- С.228-233.

35. Мухін В.М. Фізична реабілітація.- Київ: Олімпійська література, 2000.

36. Мясников АЛ. Внутренние болезни.- М.: Медицина, 1967.- С.233-238.

37. Некратевич М.И. Комплексная терапия бронхиальной астмы Здравоохранение Белоруссии.- М.- 1981.- №6.- С.67.

38. Неспецифические заболевания легких: клиника, диагностика, лечение. Под ред. В.П.Сильвестрова и др.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991.- 216с.

39. Остапчук И.О. Физиотерапия.- К.: Украинская советская энциклопедия, 1991.- 20с.

40. Оценка эффективности занятий лечебной физической культуры. Метод. указания. /Отв.ред. И.С.Дамскер.- Ленинград, 1986.- С.36-40.

41. Паров Ю. Азбука дыхания /Пер. с нем.- Минск: Полымя, 1988.- 47с.

42. Пешкова О.В.- Х., Физическая реалилитация при бронхиальной астме. Харьков, ХАГФК, 2001. С.15-60.

43. Пешкова О.В. Клініко-функціональне обґрунтування реабілітаційних рухових режимів та принципів їх побудови у тренованих та нетренованих осіб після ГРЗ.- Автор, канд. дис.- Дніпропетровськ, 1996.- 24 с.

44. Пешкова О.В. Фізична реабілітація при захворюваннях внутрішніх органів (Частина І). — Харків: ХаДІФК, 2000. — 216 с

45. Платков Е.М. Дифференциальная диагностика и дифференциальная терапия различных форм бронхиальной астмы.- Минск: Беларусь, 1986.- 173с.

46. Преварский Б.П., Плавский Л.В. Двигательный режим у больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких.- Киев: Здоров’я, 1989.- 144 с.

47. Пфулгенда Синха. Йоговское лечение распространенных болезней /Пер. с англ.- Киев: Здоров’я, 1990.- С.52-72.

48. Пульмонология. Справочное пособие. / Отв. ред. В.Н Молотков.- Киев: Наукова думка, 1985.- С.15-49.

49. Скопина Е.А. Проблемы этиологии, патогенеза, клиники и лечения бронхиальной астмы.- Ленинград, 1981.- 165 с.

50. Тельнюк AM. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей.- Харьков: Изд-во ХМИ, 1989.- 40 с.

51. Толкачев Б.С. Как бороться с астмой.- М.: Советский спорт, 1989.- 60 с.

52. Торохтин М.Д. Спелеотерапия больных бронхиальной астмой.- Киев: Здоров’я, 1987.- 96с.

53. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учеб. для ин-тов физ.культ. /Под ред. В.И.Правосудова.- М.: ФиС, 1980.- С.128-148.

54. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.К.Добровольского.- М.: ФиС, 1974.- С.160-180.

55. Французов Б.Л. и др. Фитотерапия неспецифических воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, трахеи и бронхов.- К..: Здоров’я, 1995.- 120 с.

56. Чернушенко ЕФ. Бронхиальная астма.- К.: Здоровье, 1984.

57. Чучалин АГ. Бронхиальная астма.- М.: Медицина, 1985.- 160 с.

58. Шаталюк Б.П. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме.- К.: Здоров’я, 1985.- 64 с.

59. Шеина АН. и др. Аэрозольтерапия //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.- М.: Медицина, 1994.- № 3.- С.32-35.

60. Шестакова Т.Н. Методы оценки эффективности лечебной физической культуры при заболеваниях внутренних органов. Метод, пособие.- Минск, 1985.- С.8-16.

61. Юнусов М.А. Иммунология и бронхиальная астма.- М.: Знание, 1983.- 62с.

62 Юстав Л.Н. Патогенез астматического статуса / Терапевт, архив.- М.- № 8.- 1995.- С.43-49.

Источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Статью подготовила

 Казаринова Виктория Владимировна

Специалист МАУ «ЦППМиСП»

Инструктор ФК

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

     Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Особенности методики ЛФК

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

comments powered by HyperComments

Источник

  Бронхиальная астма представляет собой хроническое
заболевание, которое проявляется приступами удушья. Основным условием,
обуславливающим развитие бронхиальной астмы, является врожденная или приобретенная
повышенная чувствительность бронхов к раздражителям различного вида.
Провоцирующими факторами бронхиальной астмы называют инфекционные и
неинфекционные экзоаллергены. Заболевание является следствием нестандартной
реакции организма на различные раздражители, которые провоцируют изменения в
бронхах – появляется удушье, кашель, отделяется вязкая мокрота.

     Лечебная физкультура при бронхиальной астме позволяет: расслабить мышцы
шеи, плечевого пояса, грудной клетки, затылка; улучшить работу диафрагмы,
облегчить откашливание, предупредить эмфизему легких, а также увеличить
эластичность грудной клетки, обучить правильному дыханию. Следует отметить что,
не смотря на огромную пользу, которую способна оказать лечебная физкультура на
организм заболевшего, к ней имеются противопоказания. Среди основных
противопоказаний выделяют дыхательную и сердечную недостаточность.

     Методы воздействия

     Методика лечебной физкультуры строится на
индивидуальном подходе к каждому пациенту. Учитывать следует тяжесть заболевания,
частоту приступов, возраст пациента. Перед началом занятий рекомендован
подготовительный период – 2-3 дня, он необходим, чтобы ознакомиться с
состоянием пациента, его возможностями. Дыхательная гимнастика обычно
начинается с поочередного произношения гласных и согласных, шипящих, а также
простейших гимнастических упражнений, массажа. Тренировки по углублению дыхания
имеют нарастающую интенсивность, сначала звуки произносятся в течение 5-7
секунд, а затем 30-40. Основная задача тренера научить больного поверхностному
дыханию, без глубоких вдохов, так как глубокий вдох может привести к
раздражению бронхиальных рецепторов и последующему спазму. В комплекс
упражнений также входят: сгибание, разгибание туловища, наклоны, отведение и
вращение конечностей. Основные исходные положения, применяемые на занятиях:
лежа на спине, головной конец кровати приподнят; сидя на стуле.

     Особенности действия ЛФК при бронхиальной
астме

     При лечении бронхиальной астмы применяется
комплекс физических упражнений, которые способствуют нормализации корковой
динамики и нервной регуляции дыхательного акта. В результате выполнения
упражнений происходит урежение дыхания, восстановление моторно-висцеральных
рефлексов, которые регулируют тонус бронхов во время физической работы.
Дыхательные упражнения с произношением звуков способствуют уменьшению спазма
бронхов и бронхиол. Повышение адреналина в крови под влиянием мышечной
деятельности также благотворно влияет на состояние пациента.    

    Кроме
этого, усиливаются обменные процессы, упражнения помогают предупредить эмфизему
легких. За счет укрепления дыхательных мышц, произвольного усиления выдоха, а
также овладения различными дыхательными техниками больной может контролировать
наступление приступов и облегчать их течение.

     Выполнение упражнений

     Лечебная гимнастика обычно назначается в
периоды стихания приступов, когда общее состояние больного улучшается, и нет
выраженных явлений недостаточности кровообращения.

     Лечебная физкультура призвана решать
задачи общего укрепления организма, приводить в норму протекание нервных
процессов, снимать спазмы бронхов, восстанавливать нормальный дыхательный акт.
Лечебная физкультура также способствует укреплению дыхательной мускулатуры,
восстановлению навыков правильной осанки, нормализации экскурсии грудной клетки.
Объем нагрузки определяется в зависимости от возраста пациента, тяжести
заболевания, уровня физической подготовки.

     Людям с бронхиальной астмой
противопоказаны упражнения, которые влекут за собой натуживание, задержку
дыхания. Комплекс упражнений обычно содержит в себе: общеукрепляющие
упражнения, специальные упражнения на увеличение подвижности грудной клетки,
дыхательные упражнения, призванные привить пациенту способность контролировать
и управлять собственным дыхательным актом. Особенное внимание в упражнениях
отводится тренировке диафрагмального дыхания и удлиненного выдоха, укрепления
мышц брюшного пресса. Рекомендуемые дыхательные упражнения заключаются в
поочередном произношении гласных и согласных звуков, что сочетается с
сокращением мимической мускулатуры.

Примеры
упражнений:

1. Применение статического
дыхания с произвольным урежением, длительность 30-40 сек.

2. Сжать кисти в кулак,
руки поднести к плечам – сделать вдох. Принять исходное положение – выдох.

3. Согнуть ногу вперед,
обхватить руками и подтянуть к животу – выдох, принять исходное положение –
вдох.

4. Выполнить поворот в
сторону с отведением руки ладонью вверх – вдох, исходное положение – выдох.

5. Упражнение на дыхание с
удлинением выдоха и произношением звуков «ш», «ж».

6. Выполнить наклон в
сторону, рука скользит вниз по ножке стула – выдох, вернуться в исходное
положение – вдох.

7. Исходное положение –
стоя, ноги врозь, кисти располагаются на нижних ребрах сбоку. Отвести локти
назад, происходит сдавливание грудной клетки – вдох. Сведение локтей и выдох.

8. Исходное положение –
стоя, руками держась за спинку стула. Приседаем – выдох, исходное положение –
вдох.

9. Исходное положение –
ноги врозь, руки на пояс. Выполняем дыхательные упражнения с удлинением выдоха,
на выдохе, вытянув губы трубочкой, произносим звуки «а», «о».

10. Медленная ходьба,
сочетаемая с дыханием.

11. Исходное положение –
ноги врозь, руки на пояс. Выполнить наклон вперед, достать руками сидение
стула, выдохнуть, вернуться в исходное положение – сделать вдох.

12. Исходное положение –
лежа на спине. Руку приподнять – вдох, расслабить мышцы, уронить руку на
постель – выдох.

13. Исходное положение –
то же. Поднимаем ногу и выдох. И.п. и вдох.

14. То же исходное
положение. Применяется диафрагмальное дыхание с урежением частоты.

15. Ходьба в сочетании с
дыханием.

16. Исходное положение –
сидя, положить руки на колени. Выполнить наклон вперед, руки мягко скользят по
ногам – выдох, принять и.п и вдох.

17. Исходное положение –
сидя, руки поставить на пояс. Отвести левую руку в сторону, а правую вперед,
одновременно выпрямить левую ногу. Повторить в другую сторону.

18. Исходное положение –
сидя, руки положить на колени. Сгибаем и разгибаем ноги в голеностопных
суставах, одновременно сжимаем и разжимаем пальцы в кулак.

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определение «бронхиальная астма»

2.
Какие основные признаки приступа бронхиальной астмы?

3. Какие виды бронхиальной астмы вы знаете?

4. Является ли  стресс возбудителем бронхиальной астмы?

5.
Может ли сигаретный дым обострить симптомы бронхиальной астмы?

6.
Каковы симптомы аллергической бронхиальной астмы?

7. Сколько существуют степеней тяжести при
заболевании бронхиальной астмой?

8. Помогает ли ЛФК при лечении бронхиальной астмы?

9. Что такое бронхи?

10. Какие дыхательные пути вы знаете?

11. Дайте определение  органу «Легкие»?

12. Что такое «Дыхание»?

Тест по теме: «Основы методики ЛФК при бронхиальной астме»

В — 1

1.   

Бронхиальная астмаэто….

а) процесс, который обеспечивает
поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа

б) метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку
с лечебно-профилактическими целями.

в) это нарушение
нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных
для него факторов.

г) хроническое заболевание, которое проявляется
приступами удушья.

2.   

Какие
основные признаки приступа астмы?

а) заложенность в груди, затрудненного дыхания,
желание откашляться

б) повышение температуры, кашель, рвота

в) кашель рвота, понос

г) резкое повышение температуры, кашель, рвота

3.   

Является ли стресс возбудитель астмы?

а) нет

б) да

в) не совсем

г) не один из ответов не верный

4.   

Может ли сигаретный дым обострить симптомы астмы?

а) нет

б) да

в) не совсем

г) не один из ответов не верный

5.   

Сколько существуют степеней тяжести заболевания при астме?

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

6.   

Помогает ли ЛФК лечение бронхиальной астмы?

а) нет

б) да

в) не совсем

г) не один из ответов не верный

а) процесс, который обеспечивает
поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа

б) метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку
с лечебно-профилактическими целями.

в) это нарушение
нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных
для него факторов.

г) хроническое заболевание, которое проявляется
приступами удушья.

8.   

Что относится к дыхательным путям?

а) глотка, нос, трахея, бронхи, легкие

б) глотка, нос, трахея, печень

в) нос, глотка, легкие, бронхи

г) желудок, бронхи, трахея, легкие

а) процесс, который обеспечивает
поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа

б) метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку
с лечебно-профилактическими целями.

в) это нарушение
нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных
для него факторов.

г) хроническое заболевание, которое проявляется
приступами удушья.

а) процесс, который обеспечивает
поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа

б) метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку
с лечебно-профилактическими целями.

в) это нарушение
нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных
для него факторов.

г) хроническое заболевание, которое проявляется
приступами удушья.

В — 2

а) процесс, который обеспечивает
поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа

б) метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку
с лечебно-профилактическими целями.

в) это нарушение
нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных
для него факторов.

г) хроническое заболевание, которое проявляется
приступами удушья.

2.   

Бронхиальная астмаэто….

а) процесс, который обеспечивает
поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа

б) метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку
с лечебно-профилактическими целями.

в) это нарушение
нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных
для него факторов.

г) хроническое заболевание, которое проявляется
приступами удушья.

3.   

Является ли стресс возбудитель астмы?

а) нет

б) да

в) не совсем

г) не один из ответов не верный

4.   

Может ли сигаретный дым обострить симптомы астмы?

а) нет

б) да

в) не совсем

г) не один из ответов не верный

5.   

Сколько существуют степеней тяжести заболевания при астме?

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

6.   

Какие
основные признаки приступа астмы?

а) заложенность в груди, затрудненного дыхания,
желание откашляться

б) повышение температуры, кашель,рвота

в) кашель рвота, понос

г) резкое повышение температуры, кашель, рвота

7.   

Помогает ли ЛФК лечение бронхиальной астмы?

а) нет

б) да

в) не совсем

г) не один из ответов не верный

8.   

Что относится к дыхательным путям?

а) глотка, нос, трахея, бронхи, легкие

б) глотка, нос, трахея, печень

в) нос, глотка, легкие, бронхи

г) желудок, бронхи, трахея, легкие

а) процесс. который обеспечивает
поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа

б) метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку
с лечебно-профилактическими целями.

в) это нарушение
нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных
для него факторов.

Г) хроническое заболевание, которое проявляется
приступами удушья.

а) процесс, который обеспечивает
поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа

б) метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку
с лечебно-профилактическими целями.

в) это нарушение
нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных
для него факторов.

г) хроническое заболевание, которое проявляется
приступами удушья.

Источник