Улучшение качества жизни пациента с бронхиальной астмой

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
- Авторы
- Файлы
Парахонский А.П.
Цыганок С.С.
Состояние здоровья, согласно рекомендациям ВОЗ, принято оценивать с позиций не только выраженности патологического процесса, но с точки зрения влияния болезни на самообслуживание, бытовую и социальную активность пациента. Исследование качества жизни стало неотъемлемым элементом современной медицины. Для оценки качества жизни, как многокомпонентной структуры, предлагалось множество составляющих: эмоциональное и социальное функционирование, повседневная активность, проведение досуга. ВОЗ рекомендует использовать как основополагающие следующие критерии качества жизни: физические, психологические, уровень самостоятельности, общественная жизнь, окружающая среда, духовность. Качество жизни — это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии. Объективными показателями, отражающими качество жизни, являются уровень образования, трудовая занятость, доход, жилищные условия, питание и другое. Но само понятие «качество жизни» всегда подразумевает субъективность восприятия и характеризует удовлетворённость человека уровнем своего благополучия, то есть степень комфортности как внутри себя, так и в рамках своего общества. Качество жизни, связанное со здоровьем характеризует изменения физического, эмоционального и социального благополучия больного под влиянием болезни. Оно отражает влияние заболевания и его лечения на значимые аспекты жизни пациента с его позиций.
Цель работы — оценка качества жизни, связанного со здоровьем, больных бронхиальной астмой (БА) средней тяжести. В рамках клинико-экономического исследования у пациентов с БА различных возрастных групп оценивали качество жизни с помощью международного опросника EuroQol-5D. Данные собирали путём прямого опроса. Анкеты заполняли сами пациенты. Они отмечали уровень нарушений в собственном состоянии здоровья по каждой из пяти составляющих и делали отметку на визуально-аналоговой шкале, отражающей их качество жизни на текущий момент.
Установлено, что наиболее часто пациенты пожилого возраста (60-80 лет) отмечали дискомфорт — боль, проблемы с повседневной активностью, затруднения с передвижением в пространстве, изменения настроения в виде тревоги или депрессии. У большинства больных эти проявления были умеренно выражены. Меньшая часть больных имела некоторые проблемы с самообслуживанием. Частота нарушений здоровья по составляющим опросника для пациентов с данной нозологией и тяжестью заболевания представляется неожиданно высокой, но именно такую оценку дают сами пациенты. Причём частота нарушений здоровья в пожилом возрасте оказалась не намного выше, чем в группе опрошенных больных БА средней тяжести, включающей все возрасты, среди которых тот или иной вид отклонений фиксировали 92,9% пациентов. В этой группе больных также частыми были проблемы с повседневной активностью (80,6%), передвижением в пространстве (61,7%), тревога или депрессия (66,9%), дискомфорт или боль (64,1%), реже имели место затруднения, связанные с самообслуживанием (33,6%).
По оценке пациентов пожилого возраста у 51,2% из них состояние здоровья за последний год ухудшилось, у 37,3% — не изменилось, остальные отмечали улучшение. В группе пациентов всех возрастов улучшение за текущий год также было достаточно редким (17,8%), ухудшение и отсутствие изменений были одинаково часты.
Качество жизни по визуально-аналоговой шкале пожилые респонденты оценили в среднем на 54,7±14,1 баллов. Средний балл всех пациентов с БА средней тяжести составлял 59,5±14,9 и был ниже такового в группе опрошенных здоровых студентов 79,8±13,4 балла. При анализе данного показателя в зависимости от возраста больных средний балл состояния здоровья по визуально-аналоговой шкале пожилых больных (54,7±14,1 баллов) достоверно не отличался от такового у пациентов 40-59 лет (55,9±14,4). Значимо выше оценивали своё здоровье больные 18-39 лет (64,1±12,1) и подростки 12-17 лет (69,1±11,9).
Таким образом, качество жизни больных БА можно рассматривать как самостоятельный показатель состояния больно. Проведенное исследование свидетельствует о возможности использования с этой целью международного опросника EuroQol-5D, который позволяет анализировать информацию, дополняющую обычно оцениваемые клинические параметры и дающую более полную характеристику состояния здоровья пациентов с учётом их качества жизни. Практически у всех пожилых больных с БА средней тяжести (97,6%) имеются отклонения в качестве жизни, связанном со здоровьем, чаще в виде проблем с передвижением в пространстве (80,1%) и повседневной активностью, реже с самообслуживанием (45,1%); 87,7% из них испытывали дискомфорт или боль, 72,3% — тревогу или депрессию. Средний балл состояния здоровья по 100-балльной по оценке пожилых пациентов составил 54,7±14,1 баллов, достоверно не отличаясь от этого показателя у пациентов 40-59 лет и будучи достоверно ниже такового у больных 18-39 лет и подростков.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П., Цыганок С.С. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 104-104;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25647 (дата обращения: 14.04.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
5.1.2. Âëèÿíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû íà êà÷åñòâî æèçíè äåòåé
 íà÷àëå òðåòüåãî òûñÿ÷åëåòèÿ îäíîé èç ãëîáàëüíûõ ïðîáëåì ìèðîâîãî çäðàâîîõðàíåíèÿ ÿâëÿåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (ÁÀ).  íàñòîÿùåå âðåìÿ Á À ñòàëà è íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì õðîíè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì äåòñêîãî âîçðàñòà, ÷àñòîòà êîòîðîãî â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ñîñòàâëÿåò 4-12 %.  Ðîññèè ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÁÀ ó äåòåé äîñòèãàåò 5-10 % (Áàëàáîëêèí È. È., 1998). Äàííûå, ïîëó÷åííûå â ðàìêàõ ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ISAAC (International Study of Asthma and Allergy in Childhood), ïðîâåäåííîãî â Ðîññèè, äåìîíñòðèðóþò, ÷òî ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñèìïòîìîâ ÁÀ ñîïîñòàâèìà â ðàçíûõ ðåãèîíàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Òàê, íàïðèìåð, äàííûé ïîêàçàòåëü â äåòñêîé ïîïóëÿöèè ñîñòàâëÿåò 16,9 % â Ìîñêâå, 10,6-11-11,4 % â Èðêóòñêå, Íîâîñèáèðñêå è Òîìñêå, ñîîòâåòñòâåííî.
Ñåãîäíÿ àñòìà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, â êîòîðîì ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìíîãèå êëåòêè è êëåòî÷íûå ýëåìåíòû (Êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè äëÿ ïåäèàòðîâ. Àëëåðãîëîãèÿ è èììóíîëîãèÿ. Ïîä îáùåé ðåäàêöèåé À. À. Áàðàíîâà è Ð. Ì. Õàèòîâà, 20082009).
Õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå îáóñëîâëèâàåò ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè, êîòîðàÿ ïðèâîäèò ê ïîâòîðíûì ýïèçîäàì ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, îäûøêå, ÷óâñòâó çàëîæåííîñòè â ãðóäè è êàøëþ, îñîáåííî ïî íî÷àì èëè ðàííèì óòðîì.
Êàê ïîä÷åðêèâàåòñÿ â Íàöèîíàëüíîé ïðîãðàììå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé. Ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêà»: « áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ýòî õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ìîæåò ïðèâåñòè ê çíà÷èòåëüíûì îãðàíè÷åíèÿì â ôèçè÷åñêîì, ýìîöèîíàëüíîì è ñîöèàëüíîì àñïåêòàõ æèçíè áîëüíîãî, ïðè÷åì ýìîöèîíàëüíûå ôàêòîðû è îãðàíè÷åíèÿ â ñîöèàëüíîé ñôåðå ìîãóò áûòü âàæíåå íåàäåêâàòíî êîíòðîëèðóåìûõ ñèìïòîìîâ».
Õðîíè÷åñêèé õàðàêòåð òå÷åíèÿ Á À, íåîáõîäèìîñòü äëèòåëüíîé ôàðìàêîòåðàïèè, íåâîçìîæíîñòü âûïîëíåíèÿ îïðåäåëåííûõ âèäîâ ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, îãðàíè÷åíèÿ â âûáîðå ïðîôåññèè è ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîå íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà êà÷åñòâî æèçíè äåòåé ñ Á À.
Ñ äðóãîé ñòîðîíû, âñå óâåëè÷èâàþùèåñÿ òåðàïåâòè÷åñêèå âîçìîæíîñòè è áûñòðî èçìåíÿþùèåñÿ ïîäõîäû ê âåäåíèþ ïàöèåíòîâ ñ àñòìîé ñòàâÿò çàêîíîìåðíûé âîïðîñ: à ê ÷åìó, ñîáñòâåííî, íóæíî ñòðåìèòüñÿ?  ñâåòå ïîñëåäíèõ âîççðåíèé îòâåò äîñòàòî÷åí î÷åâèäåí: ñòðåìèòüñÿ íóæíî ê òîìó, ÷òîáû ïàöèåíò, äàæå ñ òÿæåëûì òå÷åíèåì ÁÀ, íå ÷óâñòâîâàë ñåáÿ «áîëüíûì», ò. å. óùåðáíûì â êàêèõ-ëèáî ñòîðîíàõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè, à âî âñåõ îòíîøåíèÿõ ñ÷èòàë ñåáÿ «çäîðîâûì».
Íåàäåêâàòíîå ëå÷åíèå Á À ó äåòåé ïðèâîäèò ê íåêîíòðîëèðóåìîìó òå÷åíèþ ñ ñîõðàíåíèåì âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé â áðîíõàõ è ïåðñèñòåíöèåé áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè, óòÿæåëåíèþ òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ, ÷òî óõóäøàåò è ôèçè÷åñêîå, è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà è çíà÷èòåëüíî ñíèæàåò åãî ñîöèàëüíóþ àêòèâíîñòü. Òàêèì îáðàçîì, íåêîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå Á À ëþáîé ñòåïåíè òÿæåñòè çíà÷èòåëüíî âëèÿåò íà êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ.
Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ óäåëÿåò áîëüøîå âíèìàíèå ðàçâèòèþ íàóêè î êà÷åñòâå æèçíè (ÊÆ) êàê âàæíîìó èíñòðóìåíòó ïðè ïðèíÿòèè ðåøåíèÿ î ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ, ïðîôèëàêòèêå, ïëàíèðîâàíèè íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé è ïîäãîòîâêå ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà.
Ó÷èòûâàÿ âûñîêóþ ðàñïðîñòðàíåííîñòü è áîëüøîå ìåäèêî-ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå ïîñëåäñòâèé õðîíè÷åñêèõ áîëåçíåé äûõàòåëüíûõ ïóòåé (â òîì ÷èñëå è ÁÀ), èññëåäîâàíèå ÊÆ ëþäåé ñ ýòèìè çàáîëåâàíèÿìè ÿâëÿåòñÿ êðàéíå àêòóàëüíûì.
Äëÿ îöåíêè âëèÿíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû íà êà÷åñòâî æèçíè â èññëåäîâàíèå áûëî âêëþ÷åíî 50 äåòåé â âîçðàñòå îò 6 äî 18 ëåò ñ óñòàíîâëåííûì äèàãíîçîì «áðîíõèàëüíàÿ àñòìà». Ðàáîòà ïðîâîäèëàñü â 20022005 ãã. â îòäåëåíèè ñòàöèîíàðîçàìåùàþùèõ òåõíîëîãèé ÍÈÈ ïåäèàòðèè ÃÓ ÍÖÇÄ ÐÀÌÍ (çàâåäóþùàÿ ä.ì.í., ïðîôåññîð Ë. Ñ. Íàìàçîâà).
Âñåì ïàöèåíòàì áûëî ïðîâåäåíî êîìïëåêñíîå îáñëåäîâàíèå, âêëþ÷àâøåå îáùåêëèíè÷åñêîå (êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè, îáùèé àíàëèç ìî÷è, èññëåäîâàíèå ÔÂÄ, ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè, óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, ÝÊÃ), àëëåðãîëî-ãè÷åñêîå (ñáîð äàííûõ àëëåðãîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà, ïîñòàíîâêà êîæíûõ ñêàðèôèêàöèîííûõ ïðîá ñ àëëåðãåíàìè, îïðåäåëåíèå óðîâíÿ îáùåãî IgE), èììóíîëîãè÷åñêîå (îïðåäåëåíèå óðîâíåé èììóíîãëîáóëèíîâ À, Ì, G) è îöåíêó êà÷åñòâà æèçíè.
Äëÿ îöåíêè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé èñïîëüçîâàëñÿ «Âîïðîñíèê îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ðóñèôèöèðîâàííûì àíàëîãîì âîïðîñíèêà Child Health Questionnaire, ïðîøåäøèé ïîëíûé öèêë ÿçûêîâîé àäàïòàöèè â ÐÔ. Ñ ïîìîùüþ äàííîãî îïðîñíèêà ïðîâîäèëîñü îäíîâðåìåííîå, íî ðàçäåëüíîå àíêåòèðîâàíèå äåòåé (äåòñêàÿ âåðñèÿ îïðîñíèêà âêëþ÷àëà 87 âîïðîñîâ) è âçðîñëûõ (âåðñèÿ ñîñòîÿëà èç 50 âîïðîñîâ). Âñå äåòñêèå ôîðìû îïðîñíèêà çàïîëíÿëèñü â õîäå èíòåðâüþ, ðîäèòåëè çàïîëíÿëè îïðîñíèê ñàìîñòîÿòåëüíî.  êà÷åñòâå ñïåöèàëèçèðîâàííîãî îïðîñíèêà äëÿ îöåíêè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé áûëà èñïîëüçîâàíà îôèöèàëüíàÿ ðóññêîÿçû÷íàÿ âåðñèÿ Pediatric Asthma Quality of life Questionnaire (PAQLQ). Îïðîñíèê çàïîëíÿëñÿ â õîäå èíòåðâüþ.
Íà ïåðâîì ýòàïå â èññëåäîâàíèå áûëî âêëþ÷åíî 50 äåòåé. Äàííûå ïàöèåíòû ñîñòàâèëè I ãðóïïó, êîòîðàÿ â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì áûëà ðàçäåëåíà íà 2 ïîäãðóïïû: IA 15 äåòåé ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé è IB 35 äåòåé ñ íåêîíòðîëèðóåìîé àñòìîé.  êà÷åñòâå êðèòåðèåâ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì èñïîëüçîâàëàñü ïðåäëîæåííàÿ Ãëîáàëüíîé ñòðàòåãèåé ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû (GINA, 2002) ñîâîêóïíîñòü ñëåäóþùèõ ïîêàçàòåëåé: ìèíèìàëüíàÿ âûðàæåííîñòü (â èäåàëå îòñóòñòâèå) õðîíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ àñòìû, âêëþ÷àÿ íî÷íûå; ìèíèìàëüíûå (íå÷àñòûå) îáîñòðåíèÿ; îòñóòñòâèå íåîáõîäèìîñòè â ñêîðîé è íåîòëîæíîé ïîìîùè; ìèíèìàëüíàÿ ïîòðåáíîñòü (â èäåàëå îòñóòñòâèå) â ïðèìåíåíèè ð2-àãîíèñòà (ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè); îòñóòñòâèå îãðàíè÷åíèé àêòèâíîñòè, â òîì ÷èñëå ôèçè÷åñêîé; ñóòî÷íûå êîëåáàíèÿ ÏÑ ìåíåå 20 %; íîðìàëüíûå (áëèçêèå ê íîðìàëüíûì) ïîêàçàòåëè ÏÑÂ; ìèíèìàëüíàÿ âûðàæåííîñòü (èëè îòñóòñòâèå) íåæåëàòåëüíûõ ýôôåêòîâ îò ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ. Ó âñåõ ïàöèåíòîâ äàííîé ãðóïïû áûëà äèàãíîñòèðîâàíà àòîïè÷åñêàÿ ôîðìà ÁÀ, ÷òî ïîäòâåðæäàëîñü äàííûìè àëëåðãîëîãè÷åñêîãî è èììóíîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ.
Âñå ïàöèåíòû IA ïîäãðóïïû â òå÷åíèå ïîñëåäíèõ òðåõ ìåñÿöåâ ïåðåä ïîñòóïëåíèåì ðåãóëÿðíî ïîëó÷àëè àäåêâàòíóþ ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ (èíãàëÿöèîííûìè êîðòèêîñòåðîèäàìè (ÈÊÑ) è êðîìîíàìè) è íà ïðîòÿæåíèè íå ìåíåå 4 ïîñëåäíèõ íåäåëü äîñòèãëè êðèòåðèåâ êîíòðîëèðóåìîé àñòìû. Îáùèé óðîâåíü èììóíîãëîáóëèíà Å â êðîâè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû áûë äîñòîâåðíî íèæå, ÷åì ó äåòåé IB ïîäãðóïïû.
Ïàöèåíòû IB ïîäãðóïïû, òàêæå ïîëó÷àâøèå â òå÷åíèå 3 ïîñëåäíèõ ìåñÿöåâ ïåðåä ïîñòóïëåíèåì â îòäåëåíèå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ (èíãàëÿöèîííûìè êîðòèêîñòåðîèäàìè è êðîìîíàìè), ïðåïàðàòû è äîçèðîâêè êîòîðîé íå ñîîòâåòñòâîâàëè ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè, íà ïðîòÿæåíèè 4 ïîñëåäíèõ íåäåëü êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì íå äîñòèãëè. Ó âñåõ äåòåé äàííîé ïîäãðóïïû â òå÷åíèå óêàçàííîãî ïðîìåæóòêà âðåìåíè îòìå÷àëèñü îáîñòðåíèÿ ÁÀ, ñðåäíåå çíà÷åíèå ñîñòàâèëî 5,71 ± 2,39, ïðè ýòîì 19 ïàöèåíòîâ (54,3 %) èìåëè áîëåå 4 îáîñòðåíèé â ìåñÿö. Ó 26 ïàöèåíòîâ (74,3 %) îòìå÷àëèñü íî÷íûå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ, ñðåäíåå çíà÷åíèå ñîñòàâèëî 2 ± 1,98. Ñðåäíÿÿ ïîòðåáíîñòü â ïðèìåíåíèè (^-àãîíèñòîâ êîðîòêîãî äåéñòâèÿ â ñóòêè çà ïîñëåäíþþ íåäåëþ ñîñòàâèëà 2,11 ± 0,85 èíãàëÿöèè. Ñðåäíåå çíà÷åíèå ïîêàçàòåëÿ ÎÔÂ1 ðàâíÿëîñü 78,7 ± 2,88 %, à ñóòî÷íîé ëàáèëüíîñòè áðîíõîâ 22,6 ± 3,83 %.
Ïîêàçàòåëè êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ ñðàâíèâàëèñü ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè ïîêàçàòåëåé êà÷åñòâà æèçíè çäîðîâûõ äåòåé ÐÔ, ïîëó÷åííûìè â ìíîãîöåíòðîâîì ïîïóëÿöèîííîì èññëåäîâàíèè ÈÊÀÐ (Èññëåäîâàíèå ÊÀ÷åñòâà æèçíè â Ðîññèè, 2003).
Ïðè àíêåòèðîâàíèè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé (òàáëèöà 5.9.) íå áûëî îòìå÷åíî ñòàòèñòè÷åñêè äîñòîâåðíîãî ñíèæåíèÿ ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðèçóþùèõ èõ ôèçè÷åñêèé («Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü», «Ðîëü ôèçè÷åñêèõ ïðîáëåì â îãðàíè÷åíèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè», «Áîëåâûå îùóùåíèÿ» è «Îáùåå çäîðîâüå») è ïñèõîñîöèàëüíûé ñòàòóñ («Ðîëü ýìîöèîíàëüíûõ, ïîâåäåí÷åñêèõ ïðîáëåì â îãðàíè÷åíèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè», «Ñàìîîöåíêà», «Ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå», «Îáùåå ïîâåäåíèå») ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè (ð > 0,05). Òàêèå ïîêàçàòåëè, êàê «Ñåìåéíàÿ àêòèâíîñòü», «Ñïëî÷åííîñòü ñåìüè» è «Ñðàâíåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ» òàêæå äîñòîâåðíî íå îòëè÷àëèñü îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé (ð > 0,05).
Òàêèì îáðàçîì, ÊÆ äåòåé ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé (ïî ìíåíèþ ñàìèõ ïàöèåíòîâ) äîñòîâåðíî íå îòëè÷àëîñü îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé ïîêàçàòåëåé ÊÆ äåòåé â Ðîññèè.
Òàáëèöà 5.9. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî äàííûì «Âîïðîñíèêà îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», äåòñêàÿ âåðñèÿ)
Ïðèìå÷àíèå.* ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè.
 òî æå âðåìÿ ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû (ñ íåêîíòðîëèðóåìîé àñòìîé) ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ôèçè÷åñêèé è ïñèõîñîöèàëüíûé ñòàòóñ (çà èñêëþ÷åíèåì ïîêàçàòåëåé, îòðàæàþùèõ ïîâåäåíèå), áûëè äîñòîâåðíî íèæå ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé (ð < 0,05).
Íåñìîòðÿ íà íàëè÷èå êîíòðîëÿ íàä ÁÀ, ðîäèòåëè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû â ñâîèõ îòâåòàõ îïèñûâàëè îãðàíè÷åíèå ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé, óðîâíÿ ñàìîîöåíêè, à òàêæå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ äåòåé, â îòëè÷èå îò ñàìèõ ïàöèåíòîâ, ò. å. ÊÆ ñâîèõ äåòåé îíè îöåíèâàëè êàê áîëåå íèçêîå ïî ñðàâíåíèþ ñ îöåíêîé ñàìèõ ïàöèåíòîâ (òàáë. 5.10.). Ðåçóëüòàòû, ïîëó÷åííûå ïðè àíêåòèðîâàíèè ðîäèòåëåé ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû, áûëè àíàëîãè÷íû ðåçóëüòàòàì, ïîëó÷åííûì ïðè àíêåòèðîâàíèè äåòåé. Äîïîëíèòåëüíî ê ýòîìó ðîäèòåëè, â îòëè÷èå îò ñàìèõ ïàöèåíòîâ, êîíñòàòèðîâàëè çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà ñîñòîÿíèå äåòåé îòñóòñòâèÿ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì, êîòîðîå òàêæå îãðàíè÷èâàëî èõ ñâîáîäíîå âðåìÿ è ñåìåéíóþ àêòèâíîñòü (ð < 0,05).
Òàáëèöà 5.10. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî äàííûì «Âîïðîñíèêà îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», âçðîñëàÿ âåðñèÿ)
Ïðèìå÷àíèå.
* ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè.
Ïðè îöåíêå ñïåöèôè÷åñêîãî êà÷åñòâà æèçíè ó ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû (òàáë. 5.11.) àñòìà îêàçûâàëà ìèíèìàëüíîå âëèÿíèå íà ÊÆ, ÷òî ïîäòâåðæäàëîñü äîñòàòî÷íî âûñîêèìè ïîêàçàòåëÿìè.
Êàê âèäíî èç òàáëèöû 5.11., ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû âñå ïîêàçàòåëè ñïåöèôè÷åñêîãî ÊÆ áûëè äîñòîâåðíî áîëåå íèçêèìè ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè ÊÆ ïàöèåíòîâ, èìåþùèõ êîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå Á À, ò. å. ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû ñ íåêîíòðîëèðóåìîé ÁÀ çàáîëåâàíèå â áîëüøåé ñòåïåíè îêàçûâàëî âëèÿíèå íà äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü è ýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó ïàöèåíòîâ, à â ñî÷åòàíèè ñ ïåðñèñòèðóþùèìè ñèìïòîìàìè ñïîñîáñòâîâàëî áîëåå íèçêîìó ÊÆ ïî ñðàâíåíèþ ñ ïàöèåíòàìè, äîñòèãøèìè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì.
Òàáëèöà 5-11. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî âîïðîñíèêó PAQLQ)
Ïðèìå÷àíèå.
* ð < 0,001 ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè IA ïîäãðóïïû;
** ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè IA ïîäãðóïïû.
Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ, áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, çàâèñèò îò ñòåïåíè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì. Ïîêàçàòåëè ÊÆ ïàöèåíòîâ, äîñòèãøèõ êîíòðîëÿ íàä ÁÀ, äîñòîâåðíî íå îòëè÷àþòñÿ îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé.  òî æå âðåìÿ îòñóòñòâèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì ïðèâîäèò ê îãðàíè÷åíèþ ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé, íåãàòèâíî âëèÿåò íà ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó, ÷òî â ñîâîêóïíîñòè ñíèæàåò îáùåå ÊÆ äåòåé. Ïîêàçàòåëè ÊÆ ïàöèåíòîâ, èìåþùèõ íåêîíòðîëèðóåìóþ àñòìó äîñòîâåðíî íèæå êàê ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé, òàê è ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðíûõ äëÿ ïàöèåíòîâ, äîñòèãøèõ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì. Îòñóòñòâèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì îêàçûâàåò âëèÿíèå è íà ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðîäèòåëåé, îãðàíè÷èâàåò èõ ñâîáîäíîå âðåìÿ, ñíèæàåò ñåìåéíóþ àêòèâíîñòü è êà÷åñòâî æèçíè âñåõ ÷ëåíîâ ñåìüè.
Источник