В островский бронхиальная астма

3 октября Глобальной инициативой по бронхиальной астме (GINA) были опубликованы новые рекомендации по лечению этого заболевания, которые противоречат практике, принятой врачами в течение последних 50 лет. Так, сальбутамол и фенотерол исключены из списка рекомендованных препаратов по причине их опасности для пациентов. Мы попросили кандидата медицинских наук, ведущего пульмонолога клиник «Рассвет» и «Чайка» Василия Штабницкого прокомментировать новые стандарты
Фото: Личный архив Василия Штабницкого
Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают бронхиальную астму глобальной проблемой: сейчас в мире этим заболеванием страдают около 300 млн человек — это от 4% до 10% взрослого населения планеты и 10–15% детей. Раньше было принято лечить самые легкие формы бронхиальной астмы короткими впрысками бета-адреномиметиков (препаратов, расширяющих бронхи). Однако новые исследования показали, что подобная монотерапия может принести больше вреда, чем пользы. В исследованиях 1994 и 2001 годов выяснилось, что риск смерти от бронхиальной астмы резко возрастает, если пациент использует за 2 месяца 3 баллончика ингаляционного препарата, содержащего бета-адреномиметик.
Ɔ. Что означают новые рекомендации?
Классически терапия, которая назначается пациенту с бронхиальной астмой, до поры до времени делилась на два крупных блока. Раньше мы говорили, что есть препараты скорой помощи, которые помогают вернуть дыхание к норме, и есть препараты базисной терапии, которые поддерживают текущее состояние пациента и не дают ему уйти в обострение. Стандартное назначение при бронхиальной астме было такое — препарат базисной терапии (это ингаляционные кортикостероиды, ингаляционные гормоны) и коротко действующий бронхорасширяющий препарат как средство скорой помощи на случай, если пациенту все-таки станет плохо. Все понятно и логично: действительно, эти препараты назначали на длительное время, большинству пациентов прием таких препаратов помогал добиться хороших результатов — и большинству пациентов было хорошо. Потом появились пациенты, которым было недостаточно просто гормонов, и им потребовались более серьезные препараты, в том числе содержащие бронхорасширяющие препараты длительного действия.
Ɔ. О каких препаратах идет речь?
Есть ингаляционные кортикостероиды — это будесонид, бекламетазон, флутиказон, циклесонид и другие. Бронхорасширяющие препараты длительного действия — это формотерол, сальметерол, индакатерол, вилантерол и другие. А препараты короткого действия — это сальбутамол, фенотерол, ипратропия бромид. Все старые рекомендации давали пациенту право самостоятельно применять бронхорасширяющие препараты короткого действия как средства скорой помощи (беротек или сальбутамол), и пациент должен был обращаться к врачу, в случае если потребность в короткодействующих препаратах увеличилась, чтобы тот ему скорректировал терапию.
И вот тут ответ, почему мы пришли к новым рекомендациям. Выяснилось, что пациенты, у которых астма выходила из-под контроля, начинали принимать вентолин и обычно не обращались к врачу, так как сальбутамол снимал основные симптомы. Они даже не замечали, что у них есть проблема такого уровня, что им по несколько раз в день приходится спасаться этим самым сальбутамолом.
Врачи все это проанализировали и пришли к неутешительному выводу, что чрезмерное использование препаратов скорой помощи является одним из факторов риска тяжелых обострений, даже летальных исходов. Было придумано одно из революционных решений: больше не будет монотерапии бронхорасширяющими препаратами ни в каком виде. Отныне они всегда должны сочетаться с гормонами: и препараты длительного действия, и препараты короткого действия. Современные рекомендации предлагают нам полностью отказаться от сальбутамола, фенотерола и любых других препаратов скорой помощи. Им на замену должны прийти комбинированные препараты, содержащие в себе и бронхорасширяющие препараты, и гормональный компонент. Этот подход существовал и раньше, но как альтернативный вариант — и не для всех, а для тяжелых пациентов. А современные рекомендации переключились с тяжелых пациентов, которых на самом деле меньшинство и которым нужна мощная терапия, на легких пациентов, которым, как правило, нужна минимальная терапия.
Ɔ. Почему так произошло?
Потому что были проанализированы данные о том, что же происходит с легкими пациентами, которым требуется небольшая доза гормональной терапии. И выяснилось, что мы как-то немножко проигнорировали факт, что большинство несложных пациентов не получают адекватной терапии. То есть это псевдонормальные, псевдолегкие пациенты. У них только на первый взгляд все хорошо: дышат иногда своим вентолином, и вроде у них все замечательно. Но они в группе больших рисков. У легких пациентов случаются тяжелые обострения. И главное — пациентов с легкой астмой, которым не нужна большая доза препаратов, оказалось гораздо больше, чем тяжелых пациентов.
Ɔ. Значит ли это, что будет пересмотрено все лечение, которое ранее было назначено пациентам?
По сути, да. Сейчас завершился европейский конгресс, и на этом конгрессе официально были представлены эти рекомендации, хотя про них говорили уже полгода. Теперь они будут опубликованы, и ими можно будет пользоваться. Они не имеют статуса закона (во всем мире рекомендации по лечению не являются законом). Это рекомендация, и врачи могут поступать по-другому, но у них должно быть хорошее объяснение для пациента, почему они выбрали тот или иной метод лечения и поддержки, отличающийся от принятых рекомендаций.
Ɔ. Значит ли это, что пациенты, у которых диагностирована бронхиальная астма, должны записаться к своим врачам, чтобы пересмотреть терапию?
По-хорошему, да. Надо сейчас пересмотреть лечение не только у тяжелых пациентов, на которых мы всегда привыкли обращать внимание, но и смотреть лечение у легких пациентов, у тех, про кого мы всегда считали, что там все в порядке. Кстати, именно таких пациентов тяжелее всего пригласить к врачу, потому что они скажут, что у них все нормально и так.
Ɔ. Тогда, может, стоит их попугать препаратами скорой помощи и их связью со смертельными исходами?
В медицине не принято пугать пациентов. Это неэтично и неправильно. Мы просто должны объяснить, что у нас немножко сменилась концепция и мы будем предлагать по-другому лечиться. Хотя на законодательном уровне некоторые (не все) врачи предлагают запретить сальбутамол и беротек как монопрепараты для лечения астмы. Что не очень удобно для пациентов с ХОБЛ, которым нужен препарат, не содержащий гормонов. Соответственно, возможно, препараты будут разделены: если раньше сальбутамол считался универсальным препаратом для астмы и для ХОБЛ, теперь будет разделение.
Беседовала Ксения Чудинова
Источник
Практически все астматики хорошо подкованы во всем, что касается их заболевания. Но проблема в том, что реально астмой страдает каждый десятый, а знают о своей болезни и лечатся далеко не все, потому что в представлении многих астма — это заболевание, при котором задыхаются и вызывают «скорую». Заблуждения развеивает доцент кафедры пульмонологии ФУВ РГМУ Надежда Павловна КНЯЖЕСКАЯ.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 1. Болеет родитель — заболеет ребенок.
Генетическая предрасположенность к астме действительно наследуется. Но даже если оба родителя больны, шансы ребенка остаться абсолютно здоровым достаточно велики — 50 на 50. Правда, неблагоприятная наследственность может вылиться у ребенка в любое другое аллергическое заболевание.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 2. Если астма не началась в детстве, то ею уже не заболеешь.
Заболеть бронхиальной астмой можно в любом возрасте. Среди детей преобладают астматики-мальчики, среди взрослых астмой чаще заболевают женщины. Каждый возраст имеет свои особенности. Дети чаще всего начинают болеть с аллергий. Этот атопический марш, способный в дальнейшем привести к бронхиальной астме, можно заметить в самом начале: ребенок часто болеет дерматитом, потом присоединяются различные насморки (риниты), а затем уже развиваются непосредственно симптомы астмы. Ребенку, подверженному различным аллергическим реакциям, лучше всего найти педиатра-аллерголога. Он сможет подбирать адекватное лечение при различных детских болезнях и поможет свести к минимуму страдания от аллергии.
Не последнюю роль в формировании аллергических заболеваний играет курение, которое провоцирует выработку специальных антител. Чтобы защитить малыша, мало отказаться от курения на время беременности, важно вообще не курить ни дома, ни рядом с ребенком.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 3. Астма — это всегда приступы удушья.
Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. И приступы удушья — это лишь острые его проявления. Но чаще всего болезнь дает о себе знать кашлем, одышкой, слезотечением, затрудненностью дыхания. Каждый третий астматик беспокойно спит: надо встать, чтобы попить горячей воды, повернуться на другой бок, откашляться, отдышаться. Бронхоспазм ночью провоцируют аллергены, эзофагеальный рефлюкс, холодный воздух, воспаление дыхательных путей или изменение физиологических циркадных ритмов. Для многих астматиков самое тяжелое время суток — раннее утро, сразу после пробуждения.
Если вы отмечаете у себя затруднение дыхания (от стеснения в грудной клетке до одышки) в ночные, ранние утренние часы, на физическую нагрузку, надо прийти к врачу, чтобы выяснить причину. Особенно аллергикам.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 4. Бронхоспазм провоцирует аллерген.
У детей это действительно чаще всего так. Но иногда выявить астму у ребенка помогает синдром постнагрузочного бронхоспазма. В школе такой астматик под любым предлогом увиливает от занятий физкультурой, потому что после окончания физической нагрузки у него появляется затруднение дыхания. Причем тяжело дышать ему становится именно после занятий. Если это случается в процессе тренировки, дело не в астме, а в чем-то другом: либо ребенок недостаточно хорошо натренирован, либо у него проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Взрослые болеют и аллергическими, и неаллергическими астмами. Бронхоспазм могут вызывать холодный воздух, перепад погоды, эмоциональные потрясения, переживания, профвредности.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 5. Лекарствам есть альтернатива.
Сейчас специалисты рассматривают бронхиальную астму как хронический воспалительный процесс, который надо контролировать с помощью лекарств. В зависимости от уровня воспаления пульмонолог подбирает противовоспалительные препараты. Это могут быть ингаляционные глюкокортикостероиды или производные интала (крамоны) и антагонисты лейкотриенов. Иногда назначают препараты с медленным освобождением теофилина. У аллергиков, особенно реагирующих на цветение, применяют специфическую иммунотерапию. Чем раньше начинают лечение, тем меньшие дозы препаратов подбираются. Галатерапия (дыхание «соленым» воздухом), гипокситерапия (тренировка дыхания воздухом с пониженным содержанием кислорода) — это вспомогательные методы. Они могут принести пользу, но ни в коем случае не должны служить альтернативой базисной терапии.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 6. Лечиться гормонами — значит «подсесть» на них навсегда.
Над больными довлеет старое представление об астме, когда ее лечили преднизолоном: это было не очень эффективно и вдобавок приводило к осложнениям. Сейчас для астматиков выпускают ингаляционные глюкокортикостероиды, которые созданы специально для «работы» в легких, где они удерживаются рецепторным аппаратом и оказывают выраженное противовоспалительное действие. Дозы лекарства в ингаляторах настолько малы, что в кровь они практически не попадают, поэтому общий эффект, как гормональные таблетки или внутривенные инъекции, не оказывают и осложнений не формируют.
Внутривенно гормоны должны применяться крайне редко, а вот глюкокортикостероиды в таблетках назначают, но обычно — тем, кто переносит обострение. Короткие (10-14 дней) курсы высокими дозами считаются эффективными, а потом пациента снова переводят на гормональный ингалятор.
Сейчас врачи переходят к ступенчатой схеме лечения астмы: оценивают воспалительный процесс, подбирают дозу, которая его контролирует, а затем каждые три месяца по возможности ее понижают и определяют минимальную. Если начать лечение вовремя, то пациент может полностью перейти к такому состоянию, когда назначение ингаляционных стероидов не нужно. И здесь важны не только лекарства, но и занятия спортом. Если физическая нагрузка больному не по силам, значит, лечение неэффективно и надо менять комбинацию препаратов или их дозу.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 7. Беременность при астме нежелательна.
Никаких противопоказаний к тому, чтобы женщина-астматик беременела и рожала, нет. Другое дело, что гинекологи иногда бывают против: боятся осложнений. Но с этим придется смириться, потому что астмой страдает каждый десятый. Хотя в России их выявляют реже, правда от этого не меняется.
Перед тем как беременеть, женщина должна прийти к пульмонологу, чтобы он подобрал ей лечение, безопасное для ребенка и достаточное для того, чтобы будущая мама и ее ребенок очень хорошо дышали. Затрудненность дыхания у матери (а значит, и кислородное голодание плода) грозит преждевременным прерыванием беременности и различными патологиями у ребенка. Врач поможет выбрать препараты с учетом их эффективности, безопасности и финансовых возможностей женщины. Беременным никогда не назначают гормональные препараты триахинолонового ряда (они влияют на мышечное развитие плода). Глюкокортикостероиды применять можно, но все-таки желательно использовать только те, чей уровень безопасности при беременности доказан. Ингаляторы-бронходилятаторы беременная женщина должна использовать как можно реже, поэтому ей необходимо получить такую базисную терапию, чтобы число приступов сократилось. И конечно, ни она, ни тот, кто с ней живет, не должны курить!
Смотрите также:
- Астма: живите долго и счастливо →
- Как не вырастить «хроника» →
- Детская астма →
Источник
Íà ïðîñòîðàõ Youtube ñåãîäíÿ ìîæíî íàéòè ñîòíè êàíàëîâ, ïîñâÿùåííûõ ïðîïàãàíäå çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè è âñåâîçìîæíûõ ñèñòåì îçäîðîâëåíèÿ. Íà ìíîãèõ êàíàëàõ ìîæíî âñòðåòèòü ïðîâåðåííóþ íàó÷íóþ èíôîðìàöèþ î ðàçëè÷íûõ ñèñòåìàõ ïèòàíèÿ, èíòåðåñíûå ôàêòû î íàðîäíîì öåëèòåëüñòâå è àëüòåðíàòèâíîé ìåäèöèíå. Íî ÷àñòî ïîïóëÿðíûìè ñòàíîâÿòñÿ è î÷åíü ñòðàííûå «ãîâîðÿùèå ãîëîâûå» ñ âåñüìà ñîìíèòåëüíûìè ëè÷íûìè äîñòèæåíèÿìè è íå ìåíåå ñòðàííûìè ñîâåòàìè, êîòîðûå îíè ïðåäëàãàþò.
Âèòàëèé Îñòðîâñêèé — îäèí èç òàêèõ áëîãåðîâ, ÷üè âèäåî î çäîðîâîì îáðàçå æèçíè ïîëüçóþòñÿ ïîïóëÿðíîñòüþ â ñòðàíàõ ÑÍÃ. Æèâåò Âèòàëèé Îñòðîâñêèé â ñòîëèöå Óçáåêèñòàíà ãîðîäå Òàøêåíòå (ïî äðóãèì äàííûì, â Ìîñêâå; âïðî÷åì, âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî âåäåò àêòèâíóþ äåÿòåëüíîñòü è â Óçáåêèñòàíå, è â Ðîññèè). Áëîã Âèòàëèÿ Ñåìåíîâè÷à îðèåíòèðîâàí íà ðóññêîÿçû÷íóþ ïóáëèêó è â îñíîâíîì íà æèòåëåé Ðîññèè, îäíàêî â åãî âèäåî ÷àñòî ìîæíî îáíàðóæèòü ýëåìåíòû, ñâèäåòåëüñòâóþùèå, ÷òî «öåëèòåëü» ñíèìàåò èõ âñå òàêè â Ñðåäíåé Àçèè (óïîìèíàíèÿ î «ìåñòíîé êóõíå», î ñàìñå, ïëîâå, îá óçáåêñêèõ íàðîäíûõ âðà÷àõ-òàáèáàõ, î ïîõîäàõ â ãîðû è ò.ä.).
Îñòðîâñêîìó ÷óòü áîëåå 60 ëåò, î åãî áèîãðàôèè èçâåñòíî î÷åíü ìàëî.  èíòåðíåòå ìîæíî íàéòè äàííûå î òîì, ÷òî Â. Ñ. Îñòðîâñêèé â ïðîøëîì áûë ìóçûêàíòîì è êîìïîçèòîðîì, ðàáîòàâøèì ñ ýñòðàäíûìè èñïîëíèòåëÿìè ñòðàí ÑÍà è ó÷àñòâîâàâøåì â îäíîì èç ìåñòíûõ òàøêåíòñêèõ ÂÈÀ. Íà ñòðàíèöå Âèòàëèÿ â ñåòè Îäíîêëàññíèêè â ãðàôå «îáðàçîâàíèå» çíà÷èòñÿ ýñòðàäíî-öèðêîâîå ó÷èëèùå. Íè î êàêèõ ìåäèöèíñêèõ âóçàõ, êîòîðûå çàêîí÷èë Îñòðîâñêèé, â ñêóäíûõ äàííûõ î åãî áèîãðàôèè íå óïîìèíàåòñÿ.
Âîò êàê Âèòàëèé Ñåìåíîâè÷ ïîçèöèîíèðóåò ñåáÿ ñàì íà ñâîåì ñàéòå:Âèòàëèé Îñòðîâñêèé — èíñòðóêòîð — ìåòîäèñò ïî ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå è ñïîðòó ïðè Ãîñóäàðñòâåííîì Èíñòèòóòå Ôèçè÷åñêîé Êóëüòóðû îäíîé èç ñòðàí ÑÍÃ. Îðàòîð, ÷ëåí ìåæäóíàðîäíîãî äâèæåíèÿ çà íàòóðàëüíóþ ãèãèåíó, òðàâíèê, ïðîäîëæàòåëü ó÷åíèÿ Êëàâäèÿ Ãàëåíà, Ãèïïîêðàòà, Àâèöåííû, Àíäðîìàõà, è À. Àíèñîâà. Çàíèìàåòñÿ ïðîïàãàíäîé çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè ïî çàêîíàì ïðèðîäû. Íà ñàéòå äàíû ðåêîìåíäàöèè ïî óëó÷øåíèþ ðàáîòû âàøåãî îðãàíèçìà â óñëîâèÿõ ïîñòîÿííîãî ñòðåññà, à òàêæå î÷èùåíèÿ ÷åëîâåêà íà äóõîâíîì è ôèçè÷åñêîì óðîâíÿõ.
Òàêæå íà îäíîì èç åãî Youtube-êàíàëîâ ìîæíî óçíàòü, ÷òî Âèòàëèé — ÷ëåí Ìåæäóíàðîäíîé Êîðîëåâñêîé Àêàäåìèè ïðè ÎÎÍ.  íàçâàíèè ýòîé îðãàíèçàöèè óæå åñòü íåêàÿ ñòðàííîñòü. Äîïóñòèì, ñóùåñòâóþò Êîðîëåâñêàÿ àêàäåìèÿ èñêóññòâ â Ëîíäîíå èëè Øâåäñêàÿ êîðîëåâñêàÿ àêàäåìèÿ íàóê, ýòè îðãàíèçàöèè íàçûâàþòñÿ òàê, ïîòîìó ÷òî áûëè îñíîâàíû öàðñòâóþùèìè îñîáàìè è íûíå íàõîäÿòñÿ â êîíñòèòóöèîííûõ ìîíàðõèÿõ (Áðèòàíèè è Øâåöèè ñîîòâåòñòâåííî). Íî ÷òî æå ýòî çà êîðîëåâñêàÿ àêàäåìèÿ ïðè ÎÎÍ, âåäü ÎÎÍ íå ìîíàðõè÷åñêîå ãîñóäàðñòâî, à ìåæäóíàðîäíàÿ îðãàíèçàöèÿ?  èíòåðíåòå åñòü äàííûå òîëüêî îá îäíîé îðãàíèçàöèè ñ ïîäîáíûì íàçâàíèåì, à èìåííî îá ÎÎÎ «Ìåæäóíàðîäíàÿ Êîðîëåâñêàÿ Àêàäåìèÿ Îáúåäèíåííûõ Íàöèé». Çà òàêèì âûñîêîïàðíûì íàçâàíèåì ñêðûâàåòñÿ âñåãî ëèøü íåáîëüøàÿ ÷àñòíàÿ êîìïàíèÿ, âûäàþùàÿ äèïëîìû ïî äîïîëíèòåëüíîìó ïðîôåññèîíàëüíîìó îáðàçîâàíèþ, çàðåãèñòðèðîâàííàÿ â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå. Òàêæå Îñòðîâñêèé çàÿâëÿåò, ÷òî îí ãëàâíûé è åäâà ëè íå åäèíñòâåííûé ïîñëåäîâàòåëü íåêîåãî íàðîäíîãî öåëèòåëÿ À. À. Àíèñîâà. Èç èíôîðìàöèè îá ýòîì ÷åëîâåêå â èíòåðíåòå ïðèñóòñòâóþò òîëüêî óïîìèíàíèÿ îò ñàìîãî Âèòàëèÿ Îñòðîâñêîãî.
Èòàê, èç äîñòóïíîé áèîãðàôèè ýòîãî ïîïóëÿðíîãî áëîãåðà-íàòóðîïàòà ïîêà ÷òî ïîëó÷àåòñÿ ñëèøêîì ìóòíàÿ êàðòèíà. Êàê æå îáñòîèò äåëî ñ ñàìèì êîíòåíòîì, ïðåäëàãàåìûì Îñòðîâñêèì çðèòåëÿì? Íà îñíîâíîì êàíàëå Âèòàëèÿ Îñòðîâñêîãî çàãðóæåíû ñîòíè âèäåî, îôîðìëåííûõ â õàðàêòåðíîì óçíàâàåìîì ñòèëå, ãäå «îðàòîð è íàòóðîïàò» äåëèòñÿ ñâîèìè ðàññóæäåíèÿìè î çäîðîâüå, ÷àñòî ýòè áëîãè, êîòîðûå ñàì àâòîð íàçûâàåò ôèëüìàìè, âûïîëíåíû â þìîðèñòè÷åñêîì ñòèëå ñ ïðèìåíåíèåì ãðàôèêè è ñïåöýôôåêòîâ. Îñòðîâñêèé âåùàåò ëèáî ñî ñâîåé òàøêåíòñêîé êóõíè (â áîëåå ñòàðûõ âèäåî), èëè èç ìåñòà, ïîõîæåãî íà ñàìîäåëüíóþ ñòóäèþ ñ ìåíÿþùèìñÿ ôîíîì íà «çàäíèêå», èíîãäà çàïèñûâàåò âèäåî âíå ñòóäèè, íàïðèìåð, âî âðåìÿ ïîåçäîê. Ïðîãðàììà Îñòðîâñêîãî ïîñòîÿííî ìåíÿåò íàçâàíèÿ, âîò òîëüêî íåêîòîðûå èç íèõ: «Çäîðîâüå ñ Âèòàëèåì Îñòðîâñêèì», «Áèñòðî Îñòðîâñêîãî» (êóëèíàðíîå ìèíè-øîó), «Çäîðîâîìó çäîðîâî ïîìîãàåò», «Ñïàñàéñÿ êòî ìîæåò», «Çàìåäëåíèå ñòàðåíèÿ è óëó÷øåíèå êà÷åñòâà æèçíè», «Îñòðîâñêèé Live» è ìíîãèå äðóãèå.
 ìíîãî÷èñëåííûõ âèäåî àâòîð ïîñòîÿííî ðåêëàìèðóåò ñâîè êíèãè, â êîòîðûõ ÿêîáû ïðåäñòàâëåíà öåëîñòíàÿ ñèñòåìà îçäîðîâëåíèÿ è ðàçðàáîòàíû «ôîðìóëû çäîðîâîãî ïèòàíèÿ».  ïðè÷óäëèâîé îçäîðîâèòåëüíîé ñèñòåìå Îñòðîâñêîãî ïåðåìåøàíû âîñòî÷íûå îçäîðîâèòåëüíûå ïðàêòèêè, éîãà, ÿïîíñêàÿ ìàêðîáèîòèêà, èñëàìñêèå è ïðàâîñëàâíûå ìîíàøåñêèå ñèñòåìû ïèòàíèÿ. Ñàì àâòîð ïîçèöèîíèðóåò ñåáÿ êàê ïðàâîñëàâíîãî, ñ÷èòàÿ ëó÷øèìè ëåêàðñòâàìè ìîëèòâó è ïîñò. Âîò òîëüêî íåêîòîðûå ïîëîæåíèÿ, äåêëàðèðóåìûå Îñòðîâñêèì:
1) Â ïðèðîäå íåò áîëåçíåé, à åñòü ãðåõ;
2) Áîëüøèíñòâî áîëåçíåé ïðîèñõîäèò îò ïàðàçèòîâ, íóæíî î÷èñòèòü îðãàíèçì îò ïàðàçèòîâ, ïåðåéäÿ íà çäîðîâîå ïèòàíèå;
3) Âàæíåéøóþ ðîëü â îçäîðîâëåíèè èãðàþò, ïî ìíåíèþ Îñòðîâñêîãî, ïðîðîùåííàÿ ïøåíèöà, ðîæü, êîðåíü èìáèðÿ; òûêâó áëîãåð íàçûâàåò «çîëîòûì ñîëíöåì íà íàøåì ñòîëå»; îäíà èç êíèã, íàä êîòîðûìè ñåé÷àñ ðàáîòàåò àâòîð, áóäåò íàçûâàòüñÿ «Äóõîâíàÿ ìîùü ÿ÷ìåíÿ»;
4)  ñèñòåìå Îñòðîâñêîãî òàêæå êëþ÷åâóþ ðîëü èãðàåò ÷åñíîê, åãî Âèòàëèé ðåêîìåíäóåò óïîòðåáëÿòü ïðàêòè÷åñêè ñî âñåìè áëþäàìè, îñîáåííî åñëè ýòè áëþäà ñëàäêèå. Ïî ñëîâàì áëîãåðà, áåç ÷åñíîêà ôðóêòû è ÿãîäû åäÿò òîëüêî «ìóòàíòû è íåàíäåðòàëüöû»; â äåíü íóæíî ñúåäàòü îò 10 äî 30 çóá÷èêîâ ÷åñíîêà;
5) Îñòðîâñêèé ïðåäëàãàåò îòêàçàòüñÿ îò çóáíîé ïàñòû, øàìïóíåé, äåçîäîðàíòîâ, ãåëåé äëÿ äóøà è çàìåíèòü èõ íàðîäíûìè ñðåäñòâàìè: ãîð÷è÷íûì ïîðîøêîì è ïå÷åíûì áàêëàæàíîì;
6) Ðåêîìåíäóåò ëå÷èòü òÿæåëûå çàáîëåâàíèÿ êîêòåéëÿìè èç ñåìÿí òûêâû, àáðèêîñîâûõ êîñòî÷åê, 50-äíåâíîé ãðå÷íåâîé äèåòîé è ãîëîäàíèåì;
7) Ïðîïàãàíäèðóåò «ãèìíàñòèêó èíäèéñêèõ ìàõàðàäæåé äëÿ ïîäòÿãèâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ»;
8) Ñ÷èòàåò, ÷òî áîëüøèíñòâî ðàñïðîñòðàíåííûõ áëþä è ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ ÿâëÿþòñÿ ïðîäóêòàìè-óáèéöàìè, êîòîðûå ðàñïðîñòðàíÿþò ìóòàíòû äëÿ òîãî, ÷òîáû êîðìèòü ãëèñòîâ è äðóãèõ ïàðàçèòîâ âíóòðè íàøåãî îðãàíèçìà;
9) Âî ìíîãèõ âèäåî ôèãóðèðóþò êîëîðèòíûå ïåðñîíàæè, ñàìûì ãëàâíûì èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ èãðóøå÷íûé áûê ïî èìåíè Àôàíàñèé, êîòîðîãî Îñòðîâñêèé òîæå ñ÷èòàåò ñâîèì ó÷èòåëåì:)
Ïðè ýòîì Îñòðîâñêèé íå íàçûâàåò ñåáÿ öåëèòåëåì è íå ñ÷èòàåò ñâîé êàíàë ìåäèöèíñêèì, ÷òî íå ìåøàåò åìó äàâàòü ïðîñòðàííûå ñîâåòû è ðåöåïòû äëÿ ëå÷åíèÿ òÿæåëûõ áîëåçíåé. Îäíàêî îáû÷íî â òàêèõ ñèòóàöèÿõ òàøêåíòñêèé áëîãåð ñâîäèò âñå ê øóòêå, íàñòàèâàÿ íà òîì, ÷òî âèäåî íîñÿò èñêëþ÷èòåëüíî «ëå÷åáíî-þìîðèñòè÷åñêèé õàðàêòåð«. Ñåé÷àñ íà îñíîâíîì êàíàëå Îñòðîâñêîãî ðàçìåùåíû ñîòíè âèäåîðîëèêîâ, ÷èñëî åãî ïîäïèñ÷èêîâ — ñâûøå 700 òûñÿ÷ ÷åëîâåê, ìíîãèå âèäåî íàáèðàþò ìèëëèîíû ïðîñìîòðîâ. Òàê ÷òî ó òàøêåíòñêîãî áëîãåðà-ïåíñèîíåðà, ïðîïàãàíäèðóþùåãî ðàçðîçíåííûå è äîâîëüíî ñòðàííûå ìåòîäû «ëå÷åíèÿ ñèëàìè ïðèðîäû», ñ êàæäûì ãîäîì åãî àêòèâíîñòè â èíòåðíåòå ïîÿâëÿåòñÿ ìíîãî íîâûõ ñòîðîííèêîâ. Âîò òîëüêî äåéñòâèòåëüíî ëè ïðåäëàãàåìûå Âèòàëèåì Îñòðîâñêèì ïðàêòèêè îêàçûâàþòñÿ ïîëåçíûìè äëÿ çäîðîâüÿ? Áåçóñëîâíî, ïðîïàãàíäà çäîðîâûõ àëüòåðíàòèâ âðåäíîé è òÿæåëîé ïèùè, çíàêîìñòâî ñ ðàçëè÷íûìè òðàäèöèÿìè ïèòàíèÿ è ãèãèåíû, ïîëåçíàÿ èíôîðìàöèÿ î öåëåáíûõ ñâîéñòâàõ îêðóæàþùèõ íàñ ðàñòåíèé, ÿãîä è òðàâ — î÷åíü öåííûå ðåêîìåíäàöèè äëÿ ìèëëèîíîâ ëþäåé, æèâóùèõ â ðèòìå ñîâðåìåííîé íå ñëèøêîì çäîðîâîé æèçíè. Îäíàêî íå ïðåâðàùàåòñÿ ëè âñå ýòî ñ ïîäà÷è áëîãåðà, «îðàòîðà» è «èíñòðóêòîðà-ìåòîäèñòà» Îñòðîâñêîãî â íåêèé ïîñòìîäåðíèñòñêèé ñóððîãàò èç õàîòè÷åñêè ïîäîáðàííûå, çà÷àñòóþ íåëåïûõ ñîâåòîâ è ðåöåïòîâ?
1. Ñòàëêèâàëèñü ëè Âû ëè÷íî ñ öåëèòåëåì Âèòàëèåì Îñòðîâñêèì? Çíàêîì ëè Âàì ýòîò ÷åëîâåê, ïîäðîáíîñòè åãî áèîãðàôèè?
2. Çíàêîìû ëè Âû ñ òâîð÷åñòâîì À. À. Àíèñîâà, Ì. Ô. Ðàñóëîâà è äðóãèõ àâòîðîâ, óïîìèíàåìûõ Â. Îñòðîâñêèì? Âñòðå÷àëèñü ëè Âû ñ ýòèìè ñïåöèàëèñòàìè è ïîìîãëè ëè Âàì èõ ñèñòåìû îçäîðîâëåíèÿ?
3. Ïðàêòèêîâàëè ëè Âû ïðåäëîæåííûå Âèòàëèåì Îñòðîâñêèì ìåòîäèêè î÷èùåíèÿ îðãàíèçìà?
Òàêæå îñîáåííî èíòåðåñíû îòçûâû âðà÷åé, ó÷åíûõ, ñïåöèàëèñòîâ â îáëàñòè òðàäèöèîííîé è íåòðàäèöèîííîé ìåäèöèíû î ìåòîäèêàõ, ïðàêòèêóåìûõ Îñòðîâñêèì. Èíòåðåñíî òàêæå óñëûøàòü îòçûâû ïðåäñòàâèòåëåé ðåëèãèîçíûõ îðãàíèçàöèé è âåðóþùèõ ðàçëè÷íûõ êîíôåññèé, óïîìèíàåìûõ Îñòðîâñêèì (ïðàâîñëàâíûõ, ìóñóëüìàí, áóääèñòîâ).
 çàâåðøåíèå, ïîñêîëüêó êàíàë òàøêåíòñêîãî áëîãåðà ïîçèöèîíèðóåòñÿ êàê «ëå÷åáíî-þìîðèñòè÷åñêèé», âåñü äàííûé òåêñò î ñàáæå ìîæíî ðàññìàòðèâàòü èñêëþ÷èòåëüíî â þìîðèñòè÷åñêîì áåçîáèäíîì êëþ÷å:) Ïîñåìó ïðåäëàãàåì Âàøåìó âíèìàíèþ ïîäáîðêó ñàìûõ ñòðàííûõ è çàáàâíûõ âèäåî Âèòàëèÿ Îñòðîâñêîãî. Èòàê, çäîðîâîìó çäîðîâî ïîìîãàåò, èëè ñïàñàéñÿ êòî ìîæåò! Ðåòðîñïåêòèâà êîðîòêîìåòðàæíûõ áëîêáàñòåðîâ îò êóëüòîâîãî òàøêåíòñêîãî áëîãåðà-þìîðèñòà!
1. ÊËÀÑÑÈ×ÅÑÊÈÉ ÇÀÂÒÐÀÊ, ÎÁÅÄ È ÓÆÈÍ ÎÒ 100 ÁÎËÅÇÍÅÉ!!!
Òðèäöàòü çóá÷èêîâ ÷åñíîêà â äåíü è íàðîäíûå òðàäèöèè ïðîòèâ ìóòàíòîâ è âàìïèðîâ.
2. ÏÐÎÄÓÊÒÛ ÏÈÒÀÍÈß, ÊÎÒÎÐÛÅ ÓÁÈÂÀÞÒ! 1 ÷àñòü. Âèòàëèé Îñòðîâñêèé.
Áëèí÷èêè è ãîëóáöû — ýòî è åñòü äüÿâîë. Èëè êîãäà âñå äðóçüÿ óìåðëè îò ãîëóáöà…
3. ÊÀØÀ! Ëó÷øàÿ â Ìèðå Êàøà! ËÓ×ØÈÉ ÕËÅÁ! èç…
Îäíî èç ðàííèõ âèäåî. «Ìîÿ êíèãà òîëüêî äëÿ áåäíûõ ëþäåé, áîãàòûå ìîãóò äàæå íå ÷èòàòü, îíà âàì íå ïîìîæåò!.. Ïîòîìó ÷òî òîëüêî ñîâåñòü ìîæåò ïîìî÷ü ÷åëîâåêó!» (ñ) Â. Îñòðîâñêèé
4. ÏÎÌÎÉÍÀß ßÌÀ, ÈËÈ ÊÀÊ ÎÁÄÓÐÈÒÜ ÊËÈ…! ÑÅÊÐÅÒ ÇÄÎÐÎÂÜß! Íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå — Âèòàëèé Îñòðîâñêèé.
Ïîëíûé òðýø, à òàêæå îáúÿñíåíèå òåõíîëîãèè âîçíèêíîâåíèÿ Ìàéäàíà…
5. ÃËÈÑÒÛ ÍÅ ÂÛÍÎÑßÒ ÝÒÎÃÎ ÁËÞÄÀ! ÑÀÌÎÅ ÑÛÒÍÎÅ ÁËÞÄÎ Â ÌÈÐÅ! Ñëèâêè èç… ×èñòÿò ïå÷åíü! Â. Îñòðîâñêèé
Ñàìîå ïîïóëÿðíîå âèäåî Îñòðîâñêîãî. «Çîëîòîå ñîëíöå íà íàøåì ñòîëå» è «ìÿñî âñåõ ìÿñ».  êîíöå ëàéôõàê î òîì, êàê ëó÷øå âñåãî ïðàçäíîâàòü äåíü ðîæäåíèÿ. Ðåçóëüòàò — 2,5 ìèëëèîíà ïðîñìîòðîâ. À ÷åãî äîáèëñÿ òû?
6. ÎÑÒÎÐÎÆÍÎ! ÂÀÍÍÀ, ÊÎÒÎÐÀß ÓÁÈÂÀÅÒ…È ËÅ×ÈÒ! Îñòðîâñêèé. Õèìèîòåðàïèÿ, ðàê, ïðîôèëàêòèêà, ïàðôþìåðèÿ
Îäíî èç ñàìûõ ïñèõîäåëè÷åñêèõ âèäåî. «Ïðîãðàììà äëÿ ñàìûõ ìàëåíüêèõ», äîêòîð Àôàíàñèé, ðàññêàç î ïóçûðèêàõ-ìóòàíòàõ è î òîì, êàê ñòàòü Ìîöàðòîì…
7. 1 ÖÂÅÒÎ×ÅÊ Â ÄÅÍÜ È ÊÐÎÂÜ ×ÈÑÒÀß, ÊÀÊ ÑËÅÇÀ! Îñòðîâñêèé. Ãåïàòèò, õîëåöèñòèò, î÷èùåíèå êðîâè, ãëèñòû
Êàê äåëàòü óãàðíóþ äûõàòåëüíóþ ãèìíàñòèêó; êàê çàñóíóòü âñåì ìóòàíòàì öâåòîê ïèæìû â ðîò; êàê óëåòåòü íà Ìàðñ âìåñòå ñ áûêîì Àôàíàñèåì…
8. ÌÛØÅËÎÂÊÀ! ÎÁÛ×ÍÀß ÅÄÀ ÏÐÎÒÈ ÂÅÃÅÒÀÐÈÀÍÑÒÂÀ È ÂÅÃÀÍÑÒÂÀ!!! Âèòàëèé Îñòðîâñêèé. Ïèòàíèå
 ãîñòÿõ ó äîêòîðà Åãîðêèíà, èëè òðîëëèíã êîíêóðåíòîâ…
Источник