Вакцинация детей при бронхиальной астме
Бронхиальная астма и иммунизация
Н.А. Геппе
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Бронхиальная астма является одним из наиболее частых хронических заболеваний детского возраста. С современных позиций бронхиальная астма представляет собой атопическое заболевание, основу которого составляет хроническое воспаление дыхательных путей, сопровождающееся клиническими признаками обратимой бронхиальной обструкции и увеличением бронхиальной реактивности. Более чем у 50% детей первые проявления бронхиальной астмы возникают в первые 3 года жизни, нередко началу заболевания предшествуют другие атопические проявления. Типичное этапное развитие клинических признаков атопического заболевания от атопического дерматита к аллергическому риниту и бронхиальной астме позволяет рассматривать динамику клинических признаков атопии как «атопический марш». Первое проявление атопического марша, атопический дерматит, встречается у 20% детей с пиком на 1 году жизни, аллергический ринит диагностируется у 5-15% детей, и распространенность бронхиальной астмы варьирует в разных регионах от 1,5 до 10%. Длительное наблюдение (в течение 8 лет) за детьми с атопическим дерматитом показало, что аллергический ринит развивается в этой группе у 45% детей, а у 40% — бронхиальная астма [3]. Отмечается прямая зависимость возникновения бронхиальной астмы от тяжести кожных аллергических проявлений. Дети с ранними проявлениями атопического дерматита, имеющие отягощенную наследственность по аллергическим заболеваниям, рассматриваются как имеющие риск возникновения бронхиальной астмы. На ранних этапах бронхиальная астма может протекать в виде рецидивов бронхиальной обструкции на фоне ОРВИ, нередко заболевание расценивается как вариант бронхита, и в результате больные получают неадекватное и неэффективное в данном случае лечение. Однако у 2/3 детей бронхообструктивный синдром раннего возраста исчезает к 6 годам. У этих детей бронхиальная обструкция связана с особенностями строения дыхательных путей и не является бронхиальной астмой. Все эти обстоятельства определяют большие трудности в дифференциальной диагностике бронхиальной астмы в первые годы жизни (возраст особенно активный в плане вакцинации) [1].
В соответствии с современной классификацией, по тяжести течения бронхиальная астма разделяется на интермиттирующую, персистирующую легкую, среднетяжелую и тяжелую [2]. Настороженность в отношении бронхиальной астмы, улучшение диагностики, учащение аллергии в популяции проводят к росту среди детей пропорции больных с легкой бронхиальной астмой, которая составляет около 25%. Тем не менее, преобладают больные со среднетяжелой бронхиальной астмой (60%). Дети с тяжелой астмой составляют около 15%.
Дети с бронхиальной астмой, риском развития заболевания, рецидивами бронхиальной обструкции составляют многочисленную группу, в которой необходимо проведение плановой иммунизации с минимальным риском побочных реакций.
В России по Национальному календарю профилактических прививок в соответствии с приказом МЗ РФ 229 от 27.06.2001 г. вакцинация проводится зарегистрированными и разрешенными к применению вакцинами отечественного и зарубежного производства.
Антитела, образующиеся при вакцинации, относятся к классу иммуноглобулинов M и G, и действуют изолированно или в комплексе с другими компонентами иммунной системы. Они обладают выраженным защитным действием, включая инактивацию растворимых токсических белковых продуктов (антитоксины), облегчают фагоцитоз и внутриклеточное переваривание бактерий (опсонины), взаимодействуют с компонентами сывороточного комплемента в повреждении мембраны бактерий с последующим лизисом бактерий (лизины), предотвращают репликацию вирусов (нейтрализующие антитела), взаимодействуют с поверхностью бактерий для предотвращения адгезии к поверхности слизистых (антиадгезины). Большинство антигенов требует взаимодействия с В и Т лимфоцитами для генерации иммунного ответа, некоторые антигены инициируют пролиферацию В-лимфоцитов и продукцию антител без помощи Т-клеток. Сывороточные антитела образуются обычно через 7-10 дней и более после вакцинации. Как живые, так и инактивированные вакцины практически не индуцируют повышение уровня общего IgE и продукцию специфических IgE.
Современные вакцины, хотя и безопасны, и эффективны, тем не менее, изредка могут вызывать побочные реакции различной выраженности. Компоненты вакцин, включающие антигены микроорганизмов, белки животных, антибиотики, стабилизаторы и консерванты, используемые при приготовлении вакцин, могут вызвать аллергические реакции. Стимуляция иммунной системы при вакцинации помимо продукции специфических антител может вызвать нежелательные эффекты, такие как реакции гиперчувствительности. Аллергические реакции могут быть немедленного и замедленного типа, местными или системными, включая анафилаксию, ангионевротические отеки, крапивницу и др.
Существует опасение, что у детей с атопией (кожные заболевания, бронхиальная астма) прививки могут вызывать аллергические реакции или обострение заболеваний. Действительно, у больных с аллергией может отмечаться обострение после прививки, но как показывает практика, в большинстве случаев такие обострения связаны с другими факторами (пищевая погрешность, контакт с аллергеном) или с недостаточной подготовленностью ребенка к прививке.
Опыт последних лет показывает, что дети с астмой, как правило, переносят прививки без осложнений и вырабатывают хороший иммунитет к инфекционным болезням. Проводить вакцинацию у таких пациентов следует в период ремиссии бронхиальной астмы. Больные с легкой астмой хорошо переносят прививки, их можно делать без каких-либо дополнительных медикаментозных средств. У детей с поллинозом, сезонными обострениями вакцинацию проводят вне периода воздействия причинно значимого аллергена. При указании на имевшиеся крапивницу и отек Квинке, до и после прививки на несколько дней назначают противоаллергические средства. Если ребенок с тяжелыми и среднетяжелыми формами аллергических заболеваний (аллергодерматит, бронхиальная астма) получает плановое, курсовое лечение, то ремиссия достигается фармакологическими средствами, и вакцинацию проводят на фоне данного лечения. У детей с тяжелой астмой, возможно повышение дозы ингаляционных глюкокортикоидов на 30-50%. Важно проследить, чтобы у ребенка не было контакта с инфекционными больными до и (в течение, по крайней мере, двух недель) после вакцинации. По возможности, в этот период времени лучше не посещать детский сад или школу. Необходимо строго соблюдать диету и уменьшить контакт с ингаляционными аллергенами. У детей, получающих специфическую иммунотерапию, вакцинацию проводят через 2 мес. после прекращения лечения. СИТ возобновляют не ранее, чем через 1,5-2 месяца после прививок.
Детей с проявлениями атопического дерматита на первом году жизни также вакцинируют в период ремиссии (полной или частичной), или при подостром течении процесса. Вакцинацию этих детей проводят на фоне гипоаллергенной диеты, без каких-либо изменений в диете, на фоне основной профилактической терапии атопического дерматита. Введение вакцины у ряда детей (7-15%) может вызвать преходящее усиление аллергических проявлений, исчезающих после назначения антигистаминных препаратов. Во избежание обострения таких детей вакцинируют на фоне противогистаминных средств и усиления местной терапии (в том числе топическими глюкокортикоидами). Период наименьшей аллергической активности для каждого ребенка выбирается индивидуально, с учетом времени года. Детей с атопическим дерматитом в анамнезе и часто болеющих ОРВИ лучше вакцинировать в теплое время года. Детям, у которых аллергия обостряется летом (в период цветения некоторых растений), прививки целесообразно проводить в осенне-зимний период — во время ремиссии аллергического процесса (не менее 3 мес.). Острые инфекционные заболевания — временное противопоказание к вакцинации. Если ребенок подвержен частым простудным заболеваниям, вакцинацию можно проводить через 2 месяца после окончания неосложненной ОРВИ и 3 месяца после осложненной, либо тяжелой формы ОРВИ, при условии, что обострение бронхиальной астмы не наступило.
При использовании современных вакцин противопоказания, связанные с аллергией, ограничены и включают сильную реакцию или осложнение на предыдущее введение вакцины, тяжелые формы аллергических реакций на аминогликозиды и, для вакцин приготовленных на куриных эмбрионах, анафилактическую реакцию на белок куриного яйца [3, 4].
В производстве некоторых живых вакцин против кори, краснухи, эпидемического паротита используются культура куриных эмбриофибробластов и содержится незначительное количество антигена белка куриного яйца. В этой связи, дети с гиперчувствительностью к овальбумину имеют риск анафилактических реакций на такие вакцины [5]. Тем не менее, для детей, имеющих сенсибилизацию к белку куриного яйца и положительные результаты кожных тестов, доказана безопасность иммунизации против кори, краснухи и эпидемического паротита. Крайне редко слабовыраженные реакции локального характера встречаются в группе детей без аллергии к куриным яйцам. При вакцинации необходимо учитывать другие отклонения в состоянии ребенка, не связанные с аллергическими заболеваниями, в частности, наличие патологии со стороны ЦНС.
Перед вакцинацией необходимо уточнить анамнез в отношении аллергических реакций на аминогликозиды (их следовые количества могут быть в составе вакцин против кори, краснухи и паротита). Выявление гиперчувствительности к аминогликозидам является важным, несмотря на то, что в современной педиатрии аминогликозиды не являются препаратами первой линии терапии.
Оценить ситуацию, выбрать тактику лечения помогает консультация аллерголога-иммунолога, к которому направляют детей, имеющих в анамнезе кожные проявления аллергии, наследственную отягощенность по бронхиальной астме, поллиноз, ложный круп, обструктивные проявления во время ОРВИ, реакции на прививки и лекарства.
По решению консультативно-экспертной комиссии вакцинацию (в утренние часы) проводит врач кабинета иммунопрофилактики в поликлинике или стационаре при наличии средств противошоковой терапии.
В предупреждении поствакцинальных осложнений решающая роль принадлежит общим профилактическим мероприятиям, в том числе, строгому соблюдению правил проведения прививок, предусмотренных действующими приказами и инструкциями, с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Возможно установление индивидуальных сроков вакцинации с изменением последовательности, либо исключением отдельных препаратов. Необходимо уточнить какие лекарственные препараты принимает ребенок и дать рекомендации по лечению до настоящей вакцинации и на период вакцинации, уточнить наличие аллергии на предыдущее введение вакцины, других проявлений аллергии, тяжелых реакций на введение вакцины. Непосредственно перед прививкой врач оценивает состояние ребенка. Необходимо ознакомиться с инструкцией к вакцине и проверить срок годности препарата. Большинство аллергических реакций возникает в пределах нескольких минут или часа после прививки, поэтому после прививки в течение 20-30 минут проводится наблюдение за ребенком, что позволяет оказать быструю квалифицированную помощь в случае тяжелых аллергических реакций.
Родители должны быть проинструктированы через какое время после прививки можно ожидать возникновение побочных реакций, при этом важно привести примеры обычных реакций и их длительность. Во время проведения профилактических прививок ребенок с аллергически измененной реактивностью особенно нуждается в назначении полноценного питания, соблюдении режима дня. Недопустимо введение новых видов пищи, реакция на которые ещё не известна, особенно содержащих облигатные аллергены. В окружении ребенка должны быть исключены аллергены, на которые он реагирует.
Родителям рекомендуется внимательно следить за изменениями в общем состоянии ребенка и в месте введения вакцины. Они должны сообщить врачу обо всем, что покажется необычным. При признаках ухудшения состояния, удушья вызвать скорую помощь и обязательно проинформировать врачей о сделанной прививке. Профилактическое лечение необходимо продолжить на весь период, назначенный врачом.
Литература
- Иммунопрофилактика-2003 (Справочник — 6-е издание, дополненное) Под ред. Таточенко В.К., Озерецковского Н.А. Москва, 2003.
- Научно-практическая программа «Бронхиальная астма у детей. Диагностика. лечение, профилактика». Москва, 2003.
- Gustafsson D, Sjoberg O. Allergy 2000; 50:240-245.
- Am. J. Respir. Crit. Care. Med. 2004; 169:488-493.
- James JM, Burks AW. Roberson PK et al. N. Engl. J. Med. 1995; 332:1262-1266.
© Н.А. Геппе, 2004
Источник
Главная страница » ПУЛЬМОНОЛОГИЯ » Лечение бронхиальной астмы » Профилактическое лечение и вакцинация при бронхиальной астме
Правила вакцинации у детей с бронхиальной астмой
ПУЛЬМОНОЛОГИЯ — EURODOCTOR.ru – 2008
Вторичные профилактические мероприятия при бронхиальной астме должны постоянно изменяться в зависимости от состояния пациента. Пациент должен получать максимум информации о заболевании и методах его лечения.
Немаловажное значение играет обучение пациентов грамотному приему препаратов, правильному использованию приспособлений для введения препаратов (дозированных аэрозолей, спейсеров, дискхалеров, турбухалеров, спинхалеров, циклохалеров) и для контроля пиковой скорости выдоха (пикфлуометров) «ПСВ».
Пациент должен уметь: контролировать ПСВ, знать различие между препаратами базисной и симптоматической терапии, избегать триггеров астмы, распознавать признаки ухудшения заболевания и самостоятельно купировать приступы, а так же вовремя обращаться за медицинской помощью для купирования тяжелых приступов.
Одно из наиболее широко распространенных и эффективных ингаляционных средств профилактики бронхиальной астмы — бета-адреномиметики. Ингаляторы с этими препаратами образуют аэрозоль под давлением; чаще всего это карманные устройства. Под давлением лекарство превращается в аэрозоль с дозированным количеством препарата.
Если пациенту трудно пользоваться ингалятором с измеряемой дозой, можно выбрать спэйсеры или распылительные камеры. Важно соблюдать правила их применения — в противном случае лекарство не достигнет дыхательных путей.
Частая потребность в ингаляторе означает, что приступ астмы тяжелый; от передозировки могут возникать побочные эффекты, например нарушение сердечного ритма.
Пациенты должны регулярно посещать врача (несколько раз в месяц (при подборе терапии и режима больному; один раз в 2 — 6 месяцев, после достижения контроля астмы) во время которых необходимо не только контролировать изменения в состоянии пациентов, но и проверять правильность использования препаратов и приспособлений для их введения.
На фоне базисного лечения основного заболевания всегда проводится вакцинация.
Иммунизация проводится детям с бронхиальной астмой легкой и средней тяжести, в редких случаях (по строгим эпидемиологическим показаниям) больным с тяжелой астмой (только в стационаре).
Вакцинация может быть проведена следующим категориям больных:
- детям с наличием легких и умеренно выраженных явлений бронхоспазма, с нарушением вентиляционной функции легких . Они могут быть иммунизированы с использованием АДС, АДС-М-препаратов, противополиомиелитной вакцины (по показаниям вакцины против гепатита В) в стационаре или в кабинетах по иммунопрофилактике;
- детям с ремиссией болезни продолжительностью от 1 до 2 месяцев. Они вакцинируются теми же препаратами в кабинетах по иммунопрофилактике. При определенных ситуациях (эпидемиологической обстановке, семейные обстоятельства и проч.) таких детей можно вакцинировать ЖКВ (живой коревой вакциной), БЦЖ;
- детям с ремиссией заболевания продолжительностью 3 — 6 месяцев и более. Они могут быть иммунизированы участковым педиатром АДС, АДС-М — препаратами, ЖКВ, вакциной против полиомиелита.
Дети, получавшие специфическую аллерговакцинацию (САВ), могут быть вакцинированы по эпидемиологическим показаниям АДС-М, АДС-препаратами, противополиомиелитной вакциной через 2-4 недели после введения очередной дозы аллергена с последующим продолжением САВ через 4-5 недель после вакцинации. При этом САВ необходимо продолжить с введения того разведения, которое было перед вакцинацией. Кожные пробы с аллергенами могут быть поставлены за 10-15 дней до или через 1,5-2 мес. после введения вакцинных препаратов.
При сочетании бронхиальной астмы с поллинозом вакцинацию детей нельзя проводить в период поллинации причинно-значимых растений — с апреля по октябрь.
Иммунизации не подлежат дети в приступном периоде бронхиальной астмы.
ПУЛЬМОНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР — ГЕРМАНИЯ
ОБСЛЕДОВАНИЕ и ЛЕЧЕНИЕ в ГЕРМАНИИ – институт «DIAGNOSTIX»
+7 (495) 51-722-51 ЛЕЧЕНИЕ в ИЗРАИЛЕ без ПОСРЕДНИКОВ — МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ИХИЛОВ в ТЕЛЬ-АВИВЕ
ПОМОЩЬ в ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕНИЯ — 8 (495) 66 44 315
Терапевтические методы лечения бронхиальной астмы
Лекарственные препараты для лечения бронхиальной астмы
Лекарственная терапия бронхиальной астмы
Индивидуальная терапия бронхиальной астмы
Профилактическое лечение и вакцинация при бронхиальной астме
Питание при бронхиальной астме — гипоаллергенные диеты
Фитотерапия бронхиальной астмы
Гимнастика при бронхиальной астме
Дыхательная гимнастика Бутейко
Лечебный массаж при бронхиальной астме
Иглорефлексотерапия при бронхиальной астме
Сухие углекислые ванны при бронхиальной астме
Психотерапия бронхиальной астмы
Методы психотерапии бронхиальной астмы
Нетрадиционная медицина для лечения бронхиальной астмы
+7 (925) 66-44-315 — бесплатная консультация по лечению в Москве и за рубежом
ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ на ЛЕЧЕНИЕ
Источник
 íàñòîÿùåå âðåìÿ îòìå÷àåòñÿ ðîñò àëëåðãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ñðåäè äåòåé è âçðîñëûõ. Ó ðîäèòåëåé áîëüíîãî ðåáåíêà èëè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, ñòðàäàþùåãî àëëåðãèåé, ìîãóò âîçíèêàòü ðàçëè÷íûå îïàñåíèÿ èëè çàáëóæäåíèÿ, ïðèâîäÿùèå ê íåîáîñíîâàííûì îòêàçàì îò ïðèâèâîê èëè æå âûáîðî÷íîé âàêöèíàöèè ñ íàðóøåíèåì ãðàôèêà.  ðåçóëüòàòå ðåáåíîê èëè âçðîñëûé îñòàåòñÿ íåçàùèùåííûì îò óïðàâëÿåìûõ èíôåêöèé. Èòàê, äàâàéòå ðàçáåðåìñÿ êîãäà âàêöèíàöèÿ äåéñòâèòåëüíî ïðîòèâîïîêàçàíà, à êîãäà ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ è ïðè êàêèõ óñëîâèÿõ.
 ðÿäå ñëó÷àåâ ïðè íàëè÷èè òÿæåëûõ ñèñòåìíûõ ðåàêöèé íà êîìïîíåíòû âàêöèíû âàêöèíàöèÿ ïðîòèâîïîêàçàíà. Íî, íåîáõîäèìî ïîíèìàòü, ìû ãîâîðèì èìåííî î òÿæåëûõ ðåàêöèÿõ, êîãäà ó ÷åëîâåêà ïîñëå ââåäåíèÿ àëëåðãåíà ëþáûì ñïîñîáîì (÷åðåç ðîò, ïðè ïîïàäàíèè íà êîæó, èíúåêöèîííî è äð.) ðàçâèâàþòñÿ îäûøêà, óäóøüå, ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ñóäîðîãè, ïàäåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, ðâîòà, ðàñïðîñòðàíåííàÿ êðàïèâíèöà èëè àíãèîíåâðîòè÷åñêèé îòåê (îòåê Êâèíêå) è äðóãèå òÿæåëûå ñîñòîÿíèÿ. Äèàãíîç òÿæåëîé ñèñòåìíîé ðåàêöèè (àíàôèëàêñèè) óñòàíàâëèâàåòñÿ âðà÷îì äîêóìåíòàëüíî. Áîëüíîé äîëæåí áûòü îáÿçàòåëüíî ïðîêîíñóëüòèðîâàí âðà÷îì àëëåðãîëîãîì-èììóíîëîãîì äëÿ óòî÷íåíèÿ äèàãíîçà è ïîëó÷åíèÿ ðåêîìåíäàöèé âî èçáåæàíèå ïîâòîðíîãî êîíòàêòà ñ ïðè÷èííî-çíà÷èìûì àëëåðãåíîì.
Îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêîãî àëëåðãè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà èëè áðîíõèàëüíîé àñòìû) ïîñëå âàêöèíàöèè íå ÿâëÿåòñÿ òÿæåëîé ñèñòåìíîé ðåàêöèåé íà íåå è íå ìîæåò áûòü ïðîòèâîïîêàçàíèåì äëÿ äàëüíåéøèõ ïðèâèâîê.
Ïðè íàëè÷èè òÿæåëûõ ñèñòåìíûõ ðåàêöèé íà êàêèå âåùåñòâà ÷åëîâåêó ïðîòèâîïîêàçàíà âàêöèíàöèÿ?
Äàëåå ðàññìîòðèì âîïðîñû âàêöèíàöèè ïðè íàëè÷èè õðîíè÷åñêîãî àëëåðãè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ. Îáðàùàåì Âàøå âíèìàíèå íà òî, ÷òî ðå÷ü èäåò î ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâêàõ, âûïîëíÿåìûõ ÏËÀÍÎÂÎ. Åñëè èìåþòñÿ ïîêàçàíèÿ ê ýêñòðåííîé âàêöèíàöèè, íàïðèìåð, ïðîòèâ áåøåíñòâà, ñòîëáíÿêà èëè êîðè, âîïðîñû åå ïðîâåäåíèÿ ðåøàþòñÿ ëå÷àùèì âðà÷îì ïðè âîçíèêíîâåíèè ñèòóàöèè, òðåáóþùåé ýêñòðåííîé âàêöèíàöèè.
Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò.
Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå êîæè, êîãäà íàðÿäó ñ àëëåðãè÷åñêèì âîñïàëåíèåì èìåþò ìåñòî íàñëåäñòâåííûå äåôåêòû ñòðîåíèÿ ýïèäåðìèñà.
Ó ðÿäà áîëüíûõ àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò èìååò íåïðåðûâíî ðåöèäèâèðóþùåå òå÷åíèå, êîãäà ñëîæíî äîñòè÷ü ïîëíîé ðåìèññèè. Ñîõðàíåíèå îñòàòî÷íûõ ýëåìåíòîâ ñûïè íå ïðåïÿòñòâóåò ïðîâåäåíèþ âàêöèíàöèè.  òàêîì ñëó÷àå çà 3-4 äíÿ äî è 5-7 äíåé ïîñëå âàêöèíàöèè íàçíà÷àþòñÿ àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû â âîçðàñòíîé äîçèðîâêå è ïðîâîäèòñÿ íåîáõîäèìîå ìåñòíîå ëå÷åíèå (â òîì ÷èñëå ãîðìîíàëüíûìè êðåìàìè è ìàçÿìè),
êðîìå èñïîëüçîâàíèÿ ïðåïàðàòà èç ãðóïïû òîïè÷åñêèõ èíãèáèòîðîâ êàëüöèíåâðèíà Òàêðîëèìóñà (Ïðîòîïèê)
. Èç-çà ïîòåíöèàëüíîãî ðèñêà ñíèæåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè, âàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ äî íà÷àëà èñïîëüçîâàíèÿ äàííîãî ïðåïàðàòà, ëèáî ÷åðåç 14 (äëÿ èíàêòèâèðîâàííûõ âàêöèí) èëè 28 äíåé (äëÿ æèâûõ âàêöèíà) ïîñëå çàâåðøåíèÿ êóðñà ëå÷åíèÿ. Äëÿ äðóãîãî ïðåïàðàòà ýòîé æå ãðóïïû Ïèìåêðîëèìóñà (Ýëèäåë) ïîäîáíûõ îãðàíè÷åíèé íåò. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ òîëüêî åãî ïðèìåíåíèå â îáëàñòè èíúåêöèè âàêöèíû, â òîì ÷èñëå ïðè ðàçâèòèè ìåñòíîé ïîñòâàêöèíàëüíîé ðåàêöèè, òàêæå èç-çà ïîòåíöèàëüíîãî ðèñêà ñíèæåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè âàêöèíàöèè.
Ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ.
Ïðè íàëè÷èè ïèùåâîé àëëåðãèè çà íåäåëþ äî è äâå íåäåëè ïîñëå âàêöèíàöèè «âèíîâíûå» ïèùåâûå ïðîäóêòû (ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, êóðèíîå ÿéöî, ðûáà è äð.) èñêëþ÷àþòñÿ èç ðàöèîíà. Êðîìå òîãî, â òå æå ñðîêè ðåêîìåíäóåòñÿ èñêëþ÷èòü èç ðàöèîíà øîêîëàä, ìåä, îðåõè, ìîðåïðîäóêòû, öèòðóñîâûå, êëóáíèêó è ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå êðàñèòåëè è êîíñåðâàíòû.
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ýòî õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå îðãàíîâ äûõàíèå, îñíîâíûì ìåõàíèçìîì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåííàÿ ðåàêòèâíîñòü áðîíõîâ, ò.å. èõ ÷óâñòâèòåëüíîñòü äëÿ ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû, êàê àëëåðãåíîâ (äîìàøíåé ïûëè, æèâîòíûõ, ïëåñåíè, ïûëüöû ðàñòåíèé), òàê è íåñïåöèôè÷åñêîé ïðèðîäû (òàáà÷íûé äûì, îñòðûå ðåñïèðàòîðíûå âèðóñíûå èíôåêöèè è äð.).
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ìîæåò èìåòü ðàçëè÷íóþ òÿæåñòü òå÷åíèÿ — îò åäèíè÷íûõ ïðèñòóïîâ â òå÷åíèå ãîäà äî åæåäíåâíûõ äíåâíûõ è íî÷íûõ ïðèñòóïîâ, âëèÿþùèõ íà ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü, ñîí è â öåëîì çíà÷èòåëüíî ñíèæàþùèõ êà÷åñòâî æèçíè.
Âàêöèíàöèÿ ëþäåé, ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, ïðîâîäèòñÿ â ïåðèîä ðåìèññèè íà ïðîòÿæåíèè êàê ìèíèìóì 1 ìåñÿöà. Ïðè ýòîì ðåìèññèÿ ìîæåò äîñòèãàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî èëè íà ôîíå ïðîâîäèìîé áàçèñíîé òåðàïèè (ìåñòíûìè ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäàìè, ïðåïàðàòàìè, ñîäåðæàùèìè êîìáèíàöèþ ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäà è äëèòåëüíî äåéñòâóþùåãî áåòà-2-àãîíèñòà, àíòèëåéêîòðèåíîâûìè ïðåïàðàòàìè è äð.).  ïîñëåäíåì ñëó÷àå ìû ãîâîðèì î êîíòðîëå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïðè ýòîì ïàöèåíò ïîëó÷àåò ïðåæíþþ áàçèñíóþ òåðàïèþ èëè, ïî çàêëþ÷åíèþ ëå÷àùåãî âðà÷à, îíà ìîæåò áûòü âðåìåííî óâåëè÷åíà. Êàê ïðàâèëî, áîëüíûì áðîíõèàëüíîé àñòìîé òàêæå íàçíà÷àþò òåðàïèþ àíòèãèñòàìèííûìè ïðåïàðàòàìè 2 ïîêîëåíèÿ çà 1-2 íåäåëè äî è 1 íåäåëþ ïîñëå ïðîâåäåíèÿ âàêöèíàöèè â âîçðàñòíîé äîçèðîâêå.
Àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò è àëëåðãè÷åñêèé êîíúþíêòèâèò, ñåçîííàÿ àëëåðãèÿ (ïîëëèíîç).
Àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò è êîíúþíêòèâèò ýòî àëëåðãè÷åñêîå âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íîñà è êîíúþíêòèâû ãëàçà ñîîòâåòñòâåííî, îáóñëîâëåííîå êîíòàêòîì ñ ïðè÷èííî-çíà÷èìûì àëëåðãåíîì.
Ñèìïòîìû àëëåðãè÷åñêîãî ðèíèòà è êîíúþíêòèâèòà ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â òå÷åíèå âñåãî ãîäà èëè èìåòü ñåçîííûé õàðàêòåð, ñâÿçàííûé ñ åæåãîäíûì öâåòåíèåì ðàñòåíèé (äåðåâüåâ, ëóãîâûõ, ñîðíûõ òðàâ) è ðàñïðîñòðàíåíèåì â âîçäóõå ñïîð íåêîòîðûõ ïëåñíåâûõ ãðèáîâ.
Ïðè íàëè÷èè êðóãëîãîäè÷íîãî ðèíèòà è êîíúþíêòèâèòà, âàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ â ïåðèîä ðåìèññèè, íà ôîíå òåðàïèè àíòèãèñòàìèííûìè ïðåïàðàòàìè 2 ïîêîëåíèÿ çà 1-2 íåäåëè äî è 1 íåäåëþ ïîñëå âàêöèíàöèè â âîçðàñòíîé äîçèðîâêå.
Åñëè æå ðèíèò è êîíúþíêòèâèò èìåþò ñåçîííûé õàðàêòåð, ïëàíîâûå ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðèâèâêè íå âûïîëíÿþòñÿ â ñåçîí öâåòåíèÿ ðàñòåíèé, âûçûâàþùèõ àëëåðãèþ.  öåíòðàëüíîé ïîëîñå Ðîññèè äåðåâüÿ öâåòóò îáû÷íî ñ ñåðåäèíû ìàðòà äî íà÷àëà èþíÿ, ëóãîâûå òðàâû ñ êîíöà ìàÿ ïî íà÷àëî àâãóñòà, ñîðíûå òðàâû ñ ñåðåäèíû èþíÿ ïî íà÷àëî ñåíòÿáðÿ. Ñïîðû ïëåñíåâûõ ãðèáîâ ðîäà Cladosporium è Alternaria ïðèñóòñòâóþò â âîçäóõå ñ ìàðòà ïî ñåíòÿáðü ñ ïèêîì êîíöåíòðàöèè â âîçäóõå â èþëå-àâãóñòå.
Êðîìå ðèíèòà è êîíúþíêòèâèòà, ñåçîííûå îáîñòðåíèÿ òàêæå õàðàêòåðíû äëÿ àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà è áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïëàíîâàÿ âàêöèíàöèÿ â ïåðèîä öâåòåíèÿ â òàêîì ñëó÷àå òàêæå íå ïðîâîäèòñÿ.
Ïðè ïîäîçðåíèè íà íàëè÷èå ñåçîííîé àëëåðãèè, ðåêîìåíäóåòñÿ ïîñåòèòü âðà÷à àëëåðãîëîãà-èììóíîëîãà äëÿ ïðîâåäåíèÿ íåîáõîäèìîãî îáñëåäîâàíèÿ ñ öåëüþ óòî÷íåíèÿ äèàãíîçà, ëå÷åíèÿ è ïîëó÷åíèÿ ðåêîìåíäàöèé ïî ïðîâåäåíèþ ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà îãðàíè÷åíèå êîíòàêòà ñ ïûëüöîé ðàñòåíèé è ñïîðàìè ïëåñíåâûõ ãðèáîâ.
Êðàïèâíèöà è àíãèîíåâðîòè÷åñêèé îòåê (îòåê Êâèíêå).
Êðàïèâíèöà è àíãèîíåâðîòè÷åñêèé îòåê ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé áîëüøóþ ãðóïïó çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ìîãóò èìåòü àëëåðãè÷åñêèé ãåíåç, âûçûâàòüñÿ ðàçëè÷íûìè ôèçè÷åñêèìè ôàêòîðàìè (õîëîäîì, ñîëíå÷íûì ñâåòîì, äàâëåíèåì è äð.) èëè áûòü îäíèì èç ñèìïòîìîâ äðóãîãî íåàëëåðãè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ. Êðîìå òîãî, êðàïèâíèöà è àíãèîîòåê ìîãóò èìåòü îñòðîå èëè õðîíè÷åñêîå òå÷åíèå. Òàêòèêà â îòíîøåíèè âàêöèíàöèè ïðè íàëè÷èè êðàïèâíèöû è àíãèîîòåêà ñóùåñòâåííî çàâèñèò îò âûøå ïåðå÷èñëåííûõ ôàêòîðîâ è îïðåäåëÿåòñÿ ëå÷àùèì âðà÷îì àëëåðãîëîãîì-èììóíîëîãîì.
Âàêöèíàöèÿ è àëëåðãîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå.
Êîæíûå ïðîáû ñ àëëåðãåíàìè îáû÷íî ïðîâîäÿòñÿ çà 7-10 äíåé äî âàêöèíàöèè èëè ÷åðåç 30 äíåé ïîñëå âàêöèíàöèè æèâûìè âàêöèíàìè, ÷åðåç 2 íåäåëè ïîñëå âàêöèíàöèè èíàêòèâèðîâàííûìè âàêöèíàìè, ÷åðåç 8-12 íåäåëü ïîñëå âàêöèíàöèè ÁÖÆ, ÷åðåç 14 äíåé ïîñëå ïðîáû Ìàíòó.
Èññëåäîâàíèå ñûâîðîòêè êðîâè íà ñïåöèôè÷åñêèå IgE ê ðàçëè÷íûì àëëåðãåíàì ìîæåò âûïîëíÿòüñÿ íå çàâèñèìî îò âàêöèíàöèè è ïîñòàíîâêè ïðîáû Ìàíòó.
Âàêöèíàöèÿ è àëëåðãåí-ñïåöèôè÷åñêàÿ èììóíîòåðàïèÿ (ÀÑÈÒ).
Ïëàíîâàÿ âàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ çà 15-30 äíåé äî è ÷åðåç 15-30 äíåé ïîñëå ââåäåíèÿ î÷åðåäíîé äîçû àëëåðãåíà.
Ïðè ïëàíèðîâàíèè ÀÑÈÒ ðåêîìåíäóåì îáñóäèòü âîïðîñû âàêöèíàöèè è ïîñòàíîâêè ïðîáû Ìàíòó ñ íàáëþäàþùèì âðà÷îì àëëåðãîëîãîì-èììóíîëîãîì.
Источник