Ведение детей с бронхиальной астмой
От года к году четко прослеживается тенденция: бронхиальная астма у детей набирает обороты. В середине 2000-х годов по разным оценкам ей болели 5-10 % детей во всем мире. Сейчас эта цифра выросла до 10-15 %. Причем детская астма – это не то же самое, что взрослая. Поэтому советуем всем мамам прочитать нашу памятку об особенностях бронхиальной астмы у ребенка.
Сразу оговоримся: лечение астмы – большая тема для отдельного разговора, о ней расскажем в другой раз. Сегодня на повестке дня причины бронхиальной астмы у детей, ее диагностика и меры профилактики.
Почему дети болеют бронхиальной астмой
Как правило, из-за аллергии. Именно она вызывает самую распространенную среди детей атопическую, или аллергическую астму. Ее основные причины: пыль, шерсть, пыльца и другие аллергены. Ребенок вдыхает их, бронхи в его легких рефлекторно сужаются, это и приводит к проблемам с дыханием.
В отдельных случаях приступы бронхиальной астмы случаются, если малыш что-то не то съел. Это связано с тем, что аллергия часто бывает перекрестной: и на воздушные, и на пищевые аллергены. Например, на березу и ольху, и одновременно на яблоки, груши, персики и сливы. Избегаем аллергичные продукты – снижаем вероятность приступа бронхиальной астмы у ребенка. Подробнее о профилактике чуть ниже.
Другой вид бронхиальной астмы – инфекционно-зависимая. Ее приступы появляются, когда в дыхательные пути ребенка попадают возбудители инфекций: вирусы, бактерии или грибки. Например, возбудители бронхита. Однако у детей редко встречается инфекционно-зависимая форма заболевания, поэтому чаще под «бронхиальной астмой у ребенка» подразумевается ее аллергический вид.
А есть ли астма: симптомы у детей
Чем младше малыш, тем сложнее понять, болеет ли он бронхиальной астмой. Даже если у него есть какие-то проблемы с дыханием, он не всегда может описать это и иногда просто не обращает на это внимания.
Сложностей добавляет тот факт, что у малышей до пяти лет гладкая мускулатура бронхов еще не до конца развита, а их просвет еще узкий. Поэтому бронхи не так явно реагируют на астматический приступ. В итоге бронхиальная астма часто проявляется у детей не дыхательным спазмом или прерывистыми вздохами, а отеком слизистой и выделением большого количества мокроты.
Из-за этого детскую астму по симптомам часто путают с бронхитом или ОРВИ. Причем не только родители, но даже доктора. В чем опасность такого заблуждения? В том, что астма может развиваться у ребенка с самого рождения, а родители узнают об этом только через несколько лет. И, разумеется, все это время заболевание никак не лечили.
Чек-лист, который поможет маме определить, болеет ли ребенок астмой или нет:
- Кашляет сухо, приступами, причем приступы кашля возникают и усиливаются резкими скачками, ночью или утром сразу после сна
- Дышит со свистом
- Со стороны видно, что ребенку трудно дышать в течение длительного промежутка времени
- Часто жалуется на то, что «давит в груди»
- Кашляет и задыхается после того, как погладил кошку или та просто прошла мимо
- Кашляет и задыхается, когда добирается до запыленных книг или пыльных углов
- Не кашляет на улице зимой, но кашляет и задыхается в период цветения растений, с весны до осени
- Кашляет и задыхается после активных игр и сильного возбуждения
Как выглядит приступ бронхиальной астмы у детей
Сначала ребенок начинает кашлять. У него может потечь из носа, а на коже высыпать крапивница. Из-за суженных бронхов малыш дышит неровно, быстро вдыхает и с трудом выдыхает. Будто ловит ртом воздух. Часто во время приступа слышны хрип и свист при дыхании. Иногда синеют губы и бледнеет кожа.
Первые мамины действия, если начался приступ
1. Посадить ребенка на стул и наклонить его тело вперед. Так, чтобы локти опирались на колени.
2. Дать малышу подышать свежим и чистым воздухом. Зимой следить за тем, чтобы комната не превратилась в холодильник, а в сезон цветения помнить об аллергенах на улице. Учитывая, что у ребенка приступ бронхиальной астмы, имеет смысл проветривать комнату через приточную вентиляцию с хорошими фильтрами.
3. Снять бронхиальный спазм лекарством с помощью ингалятора. В первый раз лучше прочитать инструкцию к нему. Противоастматических препаратов много, и какой из них «зарядить» в ингалятор – вопрос открытый. Обсудим его в следующий раз.
4. Набрать теплую воду (ближе к горячей) в тазик и сделать ребенку ванночки для рук и ног. Это тоже поможет при приступе бронхиальной астмы.
5. Приступ никак не прекращается? Вызвать скорую.
И самое главное: быть спокойной. Разговаривать с малышом ласково, занять его чем-нибудь интересным. Если мама начнет паниковать, ребенок тоже испугается. А страх – лучший друг астмы, от него бронхоспазм может стать еще сильнее.
Профилактика бронхиальной астмы у детей
Профилактические меры делятся на первичные, вторичные и третичные. В соответствии с тем, на каком этапе заболевания их принимать.
Первичная профилактика нужна для того, чтобы не допустить развития заболевания у малыша. Меры первичной профилактики настолько же элементарны, насколько и важны:
- Маме лучше кормить ребенка грудным молоком. Грудное вскармливание – отличная профилактика хрипов и свистов при дыхании.
- Некурящим мамам – не начинать, курящим – бросать. Доказано: от табачного дыма ребенок чаще хрипит и свистит при дыхании. Причем этот эффект отмечается, даже если мама курила во время беременности.
Вторичная профилактика для детей, у которых еще нет бронхиальной астмы, но доктор уже выявил у них астмаподобные симптомы. Эти дети попадают в группу риска, если:
- В семье кто-то болеет бронхиальной астмой
Риск бронхиальной астмы: до 50 %
- У малыша выявлены и другие аллергические заболевания: например, атопический дерматит или аллергический ринит
Риск бронхиальной астмы: 10-20 %
- Анализ показал общий уровень иммуноглобулина IgE более 30 МЕ/мл и наличие специфических иммуноглобулинов (к молочным, яичным белкам и воздушным аллергенам)
Риск бронхиальной астмы: до 70 % (особенно если у ребенка дерматит или ринит)
Цель вторичной профилактики – вычеркнуть ребенка из группы риска и не допустить развития астмы. Сама профилактика предполагает длительную (до 18 месяцев) превентивную терапию особыми лекарственными средствами. Расписывать их не имеет смысла, их назначает исключительно врач. Поэтому в этом случае маме лучше воздержаться от самостоятельного лечения ребенка. Практика показывает, что правильная терапия снижает частоту приступов вдвое: с 40 % до 20 %.
Также ко вторичной профилактике бронхиальной астмы у детей можно отнести аллергенспецифическую иммунотерапию (АСИТ). О ней мы писали в статье про аллергию на пыль у ребенка.
Наконец, третичная профилактика для детей, которые уже болеют бронхиальной астмой. Ее цель – чтобы ребенок пил меньше лекарств. Суть третичной профилактики в том, чтобы больной ребенок как можно меньше контактировал с опасными факторами, которые могут вызвать приступ бронхиальной астмы. Меньше контактов с ними – ниже вероятность приступов.
Некоторые советы по третичной профилактике бронхиальной астмы у детей:
- Избавиться от пыли в квартире
- Протравить тараканов в доме: это очень важно для уменьшения аллергической чувствительности
- В идеале убрать всех животных из дома, в крайнем случае не пускать их в детскую и основную жилую комнату
- Не курить рядом с ребенком
- Часто проветривать квартиру, обязательно очищая воздух от воздушных аллергенов
- На время ремонта вывезти ребенка из квартиры и не возвращать, пока в ней остается строительная пыль
- Исключить из диеты аллергичные продукты: какие именно, подскажет аллерголог
- Полностью исключить нестероидные противовоспалительные средства (аспирин, ибупрофен, диклофенак, нимесулид и т.д.)
- Детям от 5 лет с хрипящим или свистящим дыханием обязательно записаться к пульмонологу. Он должен назначить профилактические процедуры (спирометрию, пробы с бронхолитиком и физической нагрузкой, пикфлоуметрию)
Важно: все, что написано в этой статье, это общая информация. Она может помочь родителям вовремя заметить симптомы бронхиальной астмы у детей и без лишней паники принять первые профилактические меры. Но все действия в любом случае обязательно нужно согласовать с врачом! Важно выбрать хорошего специалиста: в том числе по рекомендациям в интернете и советам людей, которые столкнулись с той же проблемой
Summary
Article Name
Бронхиальная астма у детей: маме на заметку
Description
От года к году четко прослеживается тенденция: бронхиальная астма у детей набирает обороты. Советуем мамам прочитать памятку об особенностях бронхиальной астмы у ребенка.
Author
Tion.ru
Publisher Name
Tion.ru
Publisher Logo
Подпишись на наш Instagram и будь в курсе
самых интересных новостей и акций!
Источник
Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Что такое астма-школа
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Кто может посещать занятия
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Основные цели и задачи школы
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Программа занятий
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.
Где их организуют и как
Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.
Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.
Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.
Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.
Основные направления в обучении
Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.
Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.
Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.
В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.
Особенности работы астма-школ
Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
- Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
- В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
- Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
- Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
- За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.
В заключение
В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.
Источник