Задача по кори краснухи

Задача по кори краснухи thumbnail

Т1. Задача 1.У ребенка 2,5 лет диагностирована корь, типичная тяжелая форма, первый день высыпания.

Вопросы:

1. Каковы жалобы, эпидемиологические, анамнестические данные и статус должны быть у этого больного?

2. Какие лабораторные данные необходимы для уточнения диагноза?

3. Возможны ли осложнения у больного? Укажите какие?

4. Где и как Вы будите лечить больного?

Т1. Задача 2.В детском саду, в течение последних 2-х дней в трех группах, которые сообщаются между собой, четверо детей заболели корью. Одиннадцать дней назад из этого детского сада был госпитализирован мальчик с тяжелой формой кори.

Вопросы:

1. Какой срок инкубационного периода кори? Какой — у заболевших детей?

2. Какие еще есть формы заболевания? Назовите критерии тяжести кори.

3. Какие мероприятия необходимо провести в детском коллективе?

4. Какие формы кори следует ожидать у вновь заболевших?

Т1. Задача 3. Ребенок 3-х лет, посещает детский коллектив, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до37,4°С, появления сыпи. Сыпь расположена на неизменном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул. В семье есть еще один ребенок, здоров.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз

2. Назначьте лечение

3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очаге?

Т1. Задача 4. У ребенка 5 лет, который посещает детский сад, диагносцирована ветряная оспа, средней тяжести, первый день высыпания .

Вопросы:

1. Какие жалобы должны быть у этого больного?

2. Где должен лечиться ребенок?

3. Назначьте лечение

Т1. Задача 5. В группе детского сада выявлен больной ветряной оспой.

Вопрос:

1. Охарактеризуйте высыпания у этого ребенка.

2. Что необходимо делать в группе ?

Т1. Задача 6. У больного, который находился в соматическом отделении, диагностирована ветряная оспа.

Вопрос:

1. Что делать с больным ветряной оспой и другими больными, находящимися в отделении?

2. Когда больной ветряной оспой перестанет быть заразным?

4. Назовите препарат этиотропной терапии тяжелых форм.

Т1. Задача 7. В инфекционное отделение доставлен ребенок с жалобами на подъем температуры до37,2°С, единичные элементы везикулезной сыпи на коже туловища. Ребенок из детского коллектива.

Вопросы:

1. Какие анамнестические сведения необходимо знать для постановки диагноза?

2. При каких других заболеваниях могут быть аналогичные жалобы?

3. На какие симптомы необходимо обратить внимание при объективном осмотре больного.

Т1.Задача 8.Даша, 13 лет. Заболела остро, повысилась температура тела до 38,9°С, появилось недомогание, ухудшился аппетит. На 2-й день болезни температура — 40°С, кашель, заложенность носа, светобоязнь, головная боль. Объективно: кожа чистая, конъюнктива век гиперемирована, выражена инъекция сосудов склер, в зеве – разлитая гиперемия, на небе энантема, на слизистой щек в области моляров – множество плотных точечных белых образований с красным ободком слизистой. В легких – жесткое дыхание. Другие органы и системы без патологии. Клинический анализ крови: эр. – 3,5х1012/л, Нв – 130 г/л, ц.п. – 0,9, л – 4,0х109/л, СОЭ – 5 мм/час.

Девочка в первый день заболевания посещала школу.

Вопросы:

1. Выделите ведущие клинические синдромы заболевания

2. Сформулируйте предварительный диагноз

3. Определите период болезни

4. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать заболевание в этом периоде

5. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в очаге?

Т1. Задача 9. Ребенок Ира, 5 месяцев и ее брат 5-ти лет, который посещает детский сад, 15 дней назад имели контакт с больным «аллергической сыпью». Девочка заболела остро, повысилась температура 38-39°С, появился кашель и обильное отделяемое из носа. На 5-й день болезни температура 39,5°С, рвота, усилились кашель, катаральные явления, выражен конъюнктивит. На слизистой неба — энантема. В течение последующих 3-х дней появилась средне- и крупнопятнистая ярко-красная сыпь, сначала за ушами, затем распространилась на туловище и конечности. На 4-й день с момента высыпания появилось беспокойство, рвота, из наружного слухового прохода слева – гнойное отделяемое.

Вопросы:

1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания

2. Сформулируйте предварительный диагноз

3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.

4. Нуждается ли больная в консультации других специалистов ?

5. Назначьте диету, режим, лекарственные препараты и укажите их дозы для данной больной.

Т1. Задача 10. Укажите сроки, когда ребенок может посещать коллектив после кори перенесенной:

а) без осложнений;

б) осложненной пневмонией

Т1. Задача 11. Зоя П., 4-х лет посещает детский коллектив. Заболела остро, повысилась температура тела 37,4-38°С, появились головная боль, увеличение и болезненность шейных лимфатических узлов. В этот же день на лице и туловище появилась мелкопятнистая, розового цвета сыпь.

Объективно: в зеве отмечается умеренная гиперемия слизистых. На второй день болезни температура 37,5°С, состояние улучшилось, сыпь мелкопятнистая, обильная с локализацией по всему телу, преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей. Заднешейные и затылочные лимфоузлы до 1,0 – 1,5 см, уплотнены. На 3-й день болезни температура 37,2°С, самочувствие удовлетворительное, сыпь мелкопятнистая, неяркая, преимущественно на ягодицах и наружных поверхностях бедер.

Ребенок, направлен на консультацию к инфекционисту.

Вопросы:

1. Какие данные анамнеза Вас интересуют?

2. Ваш предварительный диагноз?

3. С каким заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?

4. Имеются ли показания к госпитализации этой больной?

5. Какие дополнительные методы обследования Вы назначите?

Т1 Задача 12. Ребенок 5 лет, болеет 6-е сутки. Беспокоит ухудшение общего состояния, повышенная температура до 37,2°С, зудящая сыпь.

Объективно: на волосистой части головы, на лице, теле, конечностях — отмечаются полиморфные высыпания в виде розеол, папул, везикул, единичных пустул, корок, поверхностных язвочек. Ладони и стопы от высыпаний свободны.

Вопросы:

1. Сформулируйте основной клинический диагноз.

2. Какая локализация элементов сыпи имеет наибольшее значение для диагностики заболевания?

3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.

Т1. Задача 13. Ребенок 8 лет, имел контакт в школе в больными ветряной оспой. Заболел 01.06., диагноз «ветряная оспа» установлен 02.06. Высыпания отмечались в течение 5 дней.

Вопросы:

1. Укажите число, когда ребенок может быть допущен в школьный коллектив.

2 Укажите срок, необходимой изоляции 2-го ребенка в семье, посещающего детский сад.

Т1. Задача 14 .У восьмилетнего ребенка диагностирована корь.

Вопросы:

1. В какое отделение необходимо госпитализировать ребенка ?

2. Дайте характеристику сыпи при кори, назовите отличия ее от сыпи при краснухе.

3. Развитие каких ранних осложнений кори можно ожидать ?

4. Перечислите мероприятия в очаге кори.

Т1. Задача 15 .Ребенок трех лет, посещает детский сад, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до 37,4 º,появление сыпи. Сыпь на неизмененном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз с указанием клинической формы и степени тяжести.

2. Назначте лечение.

3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в детском саду?

Т1. Задача 16 .Рома, 9 лет. Жалуется на кашель, насморк, головную боль, повышение температуры до 40,5 С, светобоязнь. Болен 4-й день. Заболевание началось с кашля, насморка, повышения температуры тела до 38С. В динамике заболевания: кашель насморк и головная боль усилились, головокружение, температура повысилась до 39,9С, была повторная рвота.

Объективно: в сознании, вялый, лицо одутловатое, склерит. На коже за ушами, на лице средне – пятнистая сыпь, местами элементы сыпи сливаются. В зеве разлитая гиперемия, мягком небе — энантема. На слизистой щек величиной с маковое зерно белые пятна. 15 дней назад общался с больным корью в первый день высыпания. В возрасте 1,5 лет привит против кори, ревакцинации не имел.

Вопросы:

1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Определить тяжесть заболевания.

4. В каких лабораторных исследованиях нуждается больной? Каковы ожидаемые результаты ?

5. В консультации каких специалистов нуждается больной и каковы ожидаемые результаты?

6. Назовите заболевания с которыми здесь нужно дифференцировать.

7. Сформулируйте окончательный диагноз.

8. Назовите диету и перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.

9. Назначьте профилактические мероприятия в конкретном случае.

10. Назовите возможные осложнения.

Т1. Задача 17 .Петя 8 лет. Доставлен из санатория на 5-й день болезни с жалобами на кашель насморк, сыпь на коже, температура 37,7С. Заболевание началось с кашля, насморка, повышение температуры до 37,5 С. В динамике лихорадка сохранилась в пределах 37,5-38º С. усилились катаральные явления, на 4-й день болезни появилась на коже сыпь. Ребенок страдает ДЦП. Против кори не привит. В санаторий определен 7 дней назад, контакт с инфекционными больными не установлен, иммуноглобулин получил 3 недели назад.

Объективно: имеются признаки ДЦП, на коже лица, шеи, туловища крупная и средне-пятнистая сыпь, ярко-розового цвета, расположенная на неизмененном фоне кожи, со слиянием отдельных элементов. Конъюктива глаза гиперемирована, из носа слизисто-гнойное отделение. В зеве умеренная разлитая гиперемия, слизистая щек розовая, бархатистая, рыхлая. Над легкими жесткое дыхание. Другие органы без особенностей.

Вопросы:

1. Выделите ведущие синдромы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. В каких дополнительных лабораторных исследованиях нуждается данный больной и ожидаемые результаты.

4. В консультации каких специалистов нуждается больной?

5. Назовите заболевания с какими нужно дифференцировать .

6. Сформулируйте окончательный диагноз

7. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.

8. Назначьте профилактические мероприятия в данном случае.

9. Назовите возможные осложнения.

Т1. Задача 18 .Марина, 7 лет, посещает школу (1-й класс). Данных о прививках нет. Госпитализирована в соматическое отделение на 2-й день заболевания с жалобами на повышение температуры до 37,2 с, кашель, насморк. Получила лечение: пенициллин, димедрол, поливитамины, ингаляции. Катаральные явления усиливались, температура повысилась до 39 С. На 4-й день на лице, шее, затем на туловище появилась сыпь; на 6 – й день болезни состояние ухудшилось: температура тела повысилась до 40С, появились одышка (число дыханий до 40 в 1 мин.), частый сухой кашель, жалобы на боль в грудной клетке справа, сыпь на конечностях.

Объективно: на коже лица, туловища, конечностей крупно-пятнистая сыпь, расположенная на неизменном фоне кожи, местами сливная. Более яркие элементы сыпи на конечностях, светобоязнь, катаральный конъюктивит. Дыхание через нос затруднено, зев гиперемирован, слизистая щек розовая, разрыхленная. Над легкими справа в задненижних отделах укорочение перкуторного звука, на фоне ослабленного дыхания мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца ритмичны, приглушены, тахикардия.

В анализах крови : эр.- 2,9.10л, Нв – 95 гл, ц.п. – 0,85, Ле – 15,0 10л, э — 3%, п — 8%, с -50 %, м — 9%, СОЭ –29 ммчас. Анализ мочи- без патологии.

Вопросы:

1. Выделите ведущие симптомы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Назовите результаты лабораторных исследований (анализ крови, подтверждающий диагноз).

4. В каких дополнительных исследованиях нуждается больная?

5. В консультации каких специалистов нуждается больная?

6. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать.

7. Сформулируйте окончательный диагноз.

8. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больных, их дозировки.

9. Назначте профилактические мероприятия в конкретном случае (в школе, соматическом отделении).

10. Назовите другие возможные осложнения.

Т1. Задача 19 .Ребенок, 7 лет, заболел остро, с повышения температуры 38,3 С. и появления пятнисто-папулезной сыпи на коже лица, туловища, конечностей. При осмотре врачом обнаружены везикулы на волосистой части головы, единичные на груди и спине больного. На следующий день количество везикулезных элементов увеличилось, появилось несколько пузырьков в ротовой полости. Беспокоил зуд кожи. К вечеру на месте первых везикул образовались корочки.

Вопросы:

1. О каких заболеваниях должен подумать врач?

2. Охарактеризуйте везикулезную сыпь.

3. Назначьте лечение.

4. Перечислите возможные осложнения со стороны кожи и ЦНС.

5. Когда ребенок может быть допущен в детский коллектив?

Т1. Задача 20.Ребенок 3-х лет, в анамнезе 3 раза перенес ОРЗ. Болеет 3-й день: температура 38,2-37,5°С, насморк, кашель, катаральный конъюнктивит, кожные покровы без сыпи. Выявлено, что мать с ребенком 8 дней тому назад посетила семью, где один из детей был болен, у него отмечались насморк, кашель, лихорадка. Врач подозревает, что ребенок заболел корью

Вопросы:

1.Мог ли ребенок, с которым был в контакте заболевший, служить источником заражения корью?

2.На какие симптомы следует обратить внимание при осмотре ребенка с корью?

3.Укажите, где появляются первые элементы коревой сыпи?

4. Поставьте диагноз

5.Определите врачебную тактику и назначте лечение.

При повторном осмотре на 5-й день болезни состояние ребенка тяжелое: температура 38°С, выражены катаральные явления, слизистые рта чистые, зев гиперемирован, сочный, на лице, верхней части туловища – средне пятнисто-папулезная сыпь. В легких – рассеянные сухие и крупнопузырчатые, влажные хрипы. Тоны сердца учащены. Живот мягкий, стул жидкий, 2 раза.

6.Сформулируйте диагноз.

7.Какова Ваша тактика лечения больного?

Т1. Задача 21 .При осмотре ребенка с корью на 7-й день болезни, возникло подозрение на пневмонию.

Вопросы:

1.Какой антибиотик в данном случае целесообразно назначить? Укажите дозу, курс

2. Укажите, когда ребенок может быть допущен в коллектив после кори, перенесенной:

а) без осложнений?

б) с осложнениями?

3. Какие клинические проявления из перечисленных ниже не характерны для катарального периода кори?

а) гипертермия

б) рвота

в) судорожный синдром

г) вялость, плаксивость

д) насморк, кашель

е) разжиженный стул

Т1. Задача 22. Ребенку 9 лет. Заболел 2.10. Температура 39°С, насморк. 3.10 при осмотре: температура 37,5°С, небольшой ринит, катаральный конъюнктивит, гиперемия зева. На коже лица, шеи, верхней половины туловища – мелкая пятнисто-папуллезная сыпь. Увеличены заднешейные лимфоузлы. Других изменений по органам нет.

Вопросы:

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Какие, из перечисленных выше, симптомов дают основания для постановки данного диагноза?

3. Какие данные эпиданамнеза, необходимые для диагностики, следует уточнить?

4. При повторном осмотре больного 4.10. температура 37,2°С на лице, туловище, преимущественно разгибательных поверхностях конечностей и ягодицах, отмечается мономорфная пятнисто-папулезная сыпь. По органам – без изменений. Ваш окончательный диагноз?

5.Укажите основные клинические отличия краснухи, от легкой формы кори

а)______________, б) _____________, в) ______________, г) _______________

6. В каком периоде беременности, вирус краснухи оказывает наибольшее повреждающее действие на плод?

а) 1 — 3 мес. беременности

б) 4-6 мес. – « — « —

в) 7 — 9 мес. – « — « —

Т1. Эталоны ответов на задачи:

1 | 2 | 3 |

Источник

Корь острое высококонтагиозное инфекционное заболевание, которое характеризуется интоксикацией, катаром верхних дыхательных путей и слизистых оболочек глаз, характерной пятнисто-папулезной сыпью с этапными высыпаниями.
Этиология и эпидемиология. Возбудитель — вирус кори, который содержит РНК, малоустойчив во внешней среде и чувствителен к действию ультрафиолетовых лучей и нагреванию.
Источник инфекции — больной человек с последних дней инкубационного периода до 5 дня от появления сыпи.

Путь передачи — воздушно-капельный.
Восприимчивость к кори всеобщая, за исключением детей в возрасте до 6 мес. при условии, что мать ребенка болела корью.

Сезонность – зима- весна.

Иммунитет после заболевания стойкий пожизненный. После перенесенного заболевания вирусная РНК сохраняется в крови, моче и носоглотке в течение нескольких месяцев (до 4-х) и иммунная система активно вырабатывает специфические антитела. В это время устанавливается период анергии – вторичного иммунодефицита по отношению к другим возбудителям, что может влиять на увеличение смертности детей от других инфекций в периоде от 1 до 4-5 месяцев после кори.
Патогенез.

  1. Вирус попадает на слизистые оболочки верхних дыхательных путей.

  2. Со слизистых вирус распространяется в лимфоузлы, где размножается и проникает в кровь, что приводит к вирусэмии и проявляется симптомами интоксикации.

  3. Вирус имеет тропность к коже и слизистым оболочкам, вызывая появление сыпи и катаральные явления.

  4. При тяжелом течении кори вирус проникает в нервную систему, что ведет к развитию коревого энцефалита.

Клинические проявления
Типичная форма кори характеризуется несколькими периодами заболевания.

Инкубационный период кори продолжается от 8 до 17-ти дней. В случае применения накануне иммуноглобулина, препаратов крови он может удлиняться до 21 дня. 
Начальный период (3-4 дня):

— симптомы интоксикации: повышение температуры тела до 38°-39° С, вялость, нарушение сна, аппетита

— катаральные симптомы: конъюнктивит, осиплость голоса, сухой грубый, «лающий» кашель, могут появиться боли в животе и жидкий стул

— коревая энантема в виде розово-красных пятен размерами от одного до нескольких миллиметров в диаметре, неправильной формы, склонная к слиянию.

— пятна Бельского-Филатова-Коплика. Они представляют собой мелкие, размером около 1 мм в диаметре, серовато-беловатые скопления некротизированного эпителия, слегка выступающие над поверхностью и окруженные венчиком гиперемии. Элементы расположены группами, но между собой не сливаются, попытки снять их тампоном не удаются. Пятна Бельского-Филатова-Коплика являются патогномоничным симптомом кори, который позволяет ставить диагноз уже в катаральном периоде болезни в 100% случаев.
Период высыпаний (3 дня):

— усиление токсикоза

— этапное появление сыпи: 1 день на коже за ушами, шее, лице. 2 день на туловище и верхних конечностях, на 3 день на нижних конечностях.

Сыпь носит характер розеол или папул розового цвета, склонных к слиянию.

— лицо больного одутловатое, веки отечные, черты грубые.

Период пигментации (7-10 дней)

— нормализация температуры и улучшение общего состояния

— угасание сыпи в той же последовательности, как она появилась, с образованием пигментных пятен

— отрубевидное шелушение на лице и туловище

Период реконвалесценции:

— очищение кожи

-стихание катаральных явлений

— симптомы астении

Клиника атипичных форм

Митигированная корь

У больных, которые в инкубационном периоде получали иммуноглобулин, СЗП, стероиды.

Инкубационный период удлиняется до 21 дня.

Остальные периоды болезни сокращаются:

Катаральный — может отсутствовать или сокращаться до 1 дня. Интоксикация незначительная, легкие катаральные проявления. Пятна Бельского-Филатова-Коплика отсутствуют!

Период высыпаний — укорачивается до 1-2 дней, сыпь мелкая, пятнистая, необильная, неяркая, с нарушением этапности.

Пигментация бледная и кратковременная.

Корь у привитых протекает как легкая форма типичной кори.

— гипертоксическая и геморрагическая формы кори в настоящее время не встречаются

Осложнения специфические:

  • Ларингит, ларинготрахеит, бронхит, бронхиолит;

  • Пневмония:

Вирусная – катаральный период,

Вторичная (вирусно-бактериальная) – период высыпаний,

  • Энцефалит, менингоэнцефалит, менингит, миелит

  • Конъюнктивит, блефарит, кератит, кератоконъюнктивит

Диагностика кори:

  • Эпиданамнез – вакцинация, контакт с больным корью (сыпью)?

  • Клинические данные — наличие катарального периода 4-5 дней, пятна Коплика, сыпь – этапность, характер сыпи, пигментация

  • Данные дополнительных методов- обязательное лабораторное подтверждения диагноза:

— ПЦР – кровь до 4 – 5 дня сыпи (моча, носоглоточная слизь – до 7 дня),

— ИФА – 4- 5 день сыпи – IgM (10 – 14 дней нарастание титра IgG в 4 раза),

— ОАК – лейкопения, тромбоцитопения

Лечение

Лечение больных корью осуществляется преимущественно в домашних условиях. Госпитализации подлежат больные: первого года жизни; с тяжелыми формами кори; с осложнениями; по эпидемическим показаниям. 

  1. Изоляция больного и соблюдение требований сан-эпид режима.

  2. Постельный режим на время лихорадки и токсикоза.

  3. Щадящее витаминизированное питание.

  4. Питьевой режим.

  5. Медикаментозные препараты:

— патогенетическая терапия – дезинтоксикационная (глюкозо-солевые растворы с добавление витаминов, ГКС)

—  симптоматическая терапия – жаропонижающие средства, муколитики, сосудосуживающие капли в нос.

— при осложнениях, детям до 1 года и при наличии хронических заболеваний – антибиотики.

Условия выписки. Клиническое выздоровление, но не ранее 4-го дня после начала высыпания, а при наличии осложнений (пневмония) – не ранее 10-го дня. 
Диспансеризация. Не проводится.

Уход при кори

Цель:

• исключить распространение инфекции;

• обеспечить максимальный комфорт больному ребенку;

• предупредить развитие осложнений в результате развития анергии

Профилактика:

  1. Неспецифическая

    1. Предупреждение заболевания путем повышения неспецифического иммунитета (ЗОЖ)

    2. Работа в очаге инфекции

  • Ранняя диагностика и изоляция больного

  • Наложение карантина и наблюдение за контактными (21 день – термометрия, осмотр кожи и слизистых)

  • Прерывание путей передачи инфекции (текущая дезинфекция, проветривание, кварцевание, масочный режим)

  • Допуск в коллектив — клиническое выздоровление, но не ранее 4-го дня после начала высыпания, а при наличии осложнений (пневмония) – не ранее 10-го дня

  1. Специфическая профилактика в очаге кори:

    1. Здоровые контактные до 25 лет – вакцинация неболевших, непривитых, привитых однократно с низким титром антител в течении 3 суток от контакта.

    2. Дети с медотводами от прививок, 1 года жизни, с иммунодефицитом и противопоказаниями – противокоревой иммуноглобулин однократно

  2. Специфическая профилактика здоровых лиц:

    1. Вакцинация живой противокоревой вакциной в 12 месяцев однократно

    2. Ревакцинация живой противокоревой вакциной в 6 лет однократно

    3. Дети всех возрастов и взрослые до 35 лет, ранее непривитые и неболевшие, подлежат иммунизации 2 кратно с интервалом 3 месяца.

 Краснуха– острое инфекционное заболевание, характеризующееся незначительной интоксикацией, слабо выраженными катаральными симптомами, мелкопятнистой экзантемой, увеличением затылочных и заднешейных лимфатических узлов.
Этиология и эпидемиология.

Возбудитель – РНК-содержащий вирус, устойчив к низким температурам, антибиотикам, чувствителен к высокой температуре.

Источник-больной человек с последних дней инкубационного периода до 5 дня начала высыпаний. Больные врожденной краснухой могут выделять вирус с носоглоточным секретом в течение 1 года и больше.

Пути передачи – воздушно-капельный и вертикальный (при врожденной краснухе)

Восприимчивость детей к краснухе высокая, за исключением детей до 6 мес., но если мать ребенка болела краснухой. После перенесенного заболевания формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Сезонность зима – весна

Иммунитет – стойкий, пожизненный
Патогенез. Входными воротами при приобретенной краснухе является слизистая оболочка верхних дыхательных путей и кожа. Вирус проникает в регионарные лимфоузлы и в кровь, затем поступает в кровь, развивается вирусемия, что проявляется симптомами интоксикации и лимфоаденопатией. Вирус тропен коже, что обуславливает появление сыпи. При врожденной краснухе вирус поражает ворсинки хориона и сосуды плаценты, что замедляет рост и развитие плода. При заболевании краснухой в первые 2 месяца беременности развиваются пороки сердца, катаракта, глухота; при заболевании женщины краснухой на 3–4 мес. беременности – возникает поражение нервной системы в виде менингоэнцефалита, задержки психического развития. Возможно поражение печени, тромбоцитопения, кожные заболевания.

Клиника.

1. Приобретённая краснуха.

  • Инкубационный период от 14 до 21 дня, в среднем 16–18 дней, может удлиняться до 23 дней.

  • Продрома отсутствует или кратковременная (1–2 дня). Заболевание начинается остро, симптомы интоксикации выражены слабо, температура тела редко превышает 38° С.

  • Катаральные явления выражены слабо: конъюнктивит, насморк, першение в горле. При осмотре ротоглотки отмечается легкая гиперемия слизистой оболочки. На твердом нёбе возможна энантема в виде мелких (2 х 2 мм), бледно-розовых пятнышек.

  • Сыпь появляется практически сразу с началом заболевания, затем в течение нескольких часов, распространяется по всему телу. Характер сыпи — необильная, мелкопятнистая или пятнисто-папулезная, розового цвета, на неизмененном фоне кожи, не склонная к слиянию, располагается на разгибательных поверхностях конечностей, вокруг суставов, на спине и ягодицах, держится 2–3 дня, исчезает без пигментации и шелушения.

  • Лимфоаденопатия – ранний и характерный симптом краснухи. Увеличиваются затылочные и заднешейные лимфоузлы (чаще за 1–2 суток до заболевания), которые становятся плотными и болезненными.

  • Могут быть суставные или мышечные боли. 

Осложнения: Энцефалит, тромбоцитопения, артриты.
2. Врождённая краснуха.

  • Проявляется аномалиями развития. Наиболее характерна триада Грегга, которая включает следующие заболевания:

  • офтальмологические (катаракта, микрофтальмия, глаукома, хориоретинит),

  • сердечные (незаращение баталова протока, стеноз легочной артерии, дефекты предсердной или желудочковой перегородок),

  • слуховые (сенсориневральная глухота).

  • Также часты неврологические проблемы: микроцефалия, менингоэнцефалит, задержка умственного развития.

  • В старшем возрасте врожденная краснуха часто проявляется отставанием в росте, гепатоспленомегалией, тромбоцитопенией, желтухой, зудящими кожными высыпаниями и костными заболеваниями.

Осложнения: артриты; синовииты; серозные менингиты; энцефалиты.

Диагностика

1. Эпиданамнез – контакт с больным краснухой, зимне-весенняя сезонность.
2. Клинические проявления: характерная сыпь, увеличение и болезненность заднешейных и затылочных лимфоузлов.

Лабораторная диагностика
1. Общий анализ крови: лейкопения, лимфоцитоз, плазматические клетки в количестве 10–30%.
2. Вирусологический метод. Исследование носовой слизи, крови, ЦСЖ, мочи с целью обнаружения вируса. 
3. Серологический метод (обязательно). Исследование парных сывороток методами РН, РТГА, РСК и РМФ на 1–3 и 8–12 дни болезни. Увеличение титра антител в 4 раза является доказательством краснушной инфекции.
4.Определение специфических антител IgM к вирусу краснухи с помощью ИФА.
Лечение

Лечение больных с приобретенной краснухой проводят в домашних условиях.

1. Изоляция больного на 5 дней от момента высыпаний, соблюдение требований санэпидрежима

2. Постельный режим на время лихорадки

3. Щадящее витаминизированное питание, питьевой режим.

4. Медикаментозная терапия ( по показаниям) – симптоматическая:

  • Жаропонижающие средства при лихорадке

  • Муколитики и сосудосуживающие капли в нос

Лечение больных врожденной формой краснухи проводят в зависимости от характера основных клинических синдромов в профильном стационаре в изолированной палате.
Сестринский уход при краснухе:

Цель: Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.

1. Информировать родителей и ребенка о причине развития краснухи, клинических прояв­лениях, особенностях течения, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

2.Обеспечить изоляцию пациента на 5 дней с момента высыпания.

3.Организовать выполнение правил санитарно-эпидемического режима

4.Организовать пациенту полупостельный режим в течение всего лихорадочного периода.

5. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его возрастными потребностями

6. Обеспечить адекватный питьевой режим

7. Научить родителей уходу за больным ребенком.

8. Объяснить необходимость психологической поддержки ребенка во время болезни членами семьи, обеспечить его досуг спокойными играми, прослушиванием музыки, чтением книги пр.

9. Обучить мать контролировать состояние ребенка (термометрия, динамика сыпи)

10.Объяснить правила применения медикаментов и контролировать проводимое лечение

Профилактика.

1.Мероприятия в отношении больных и контактных лиц

  • Изоляция больного на 5 дней от момента высыпаний, соблюдение требований санэпидрежима.

  • Изоляция беременных первого триместра на 10 дней с обязательным определением антител.

  • Изоляция больного с врожденной краснухой на 3 месяца с возможным продлением срока карантина по результатам исследований

  • Карантин на группы ДДУ и школьников не накладывается.

  • Условия выписки – клиническое выздоровление, но не ранее 5 дня от высыпаний

2.Мероприятия в отношении здоровых

  • Неспецифическая профилактика — ЗОЖ

  • Специфическая профилактика. Активная иммунизация включает однократную вакцинацию живой краснушной вакциной в возрасте 12 месяцев и однократную ревакцинацию этой же вакциной в 6 лет. Дети до 18 лет и девушки до 25 лет, которые не болели краснухой и не были ранее привиты, получают 2-х кратно краснушную вакцину с интервалом в 3 месяца.

ПРОГРАММА

«Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации» (2016-2020 гг.)

1 этап 2016-2018 гг. – достижение и поддержание устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой во всех регионах Российской Федерации.

2 этап 2019-2020 гг. — верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации.

Индикативные показатели успешного выполнения задач Программы

1.Достижение и поддержание повсеместного уровня заболеваемости корью и краснухой – менее 1 на 1млн населения, отсутствие случаев СВК.

2. Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего случая.

3.Подтверждение отсутствия циркуляции эндемичных вирусов кории краснухи на основе молекулярно-генетического типирования диких штаммов вирусов.

4.Обеспечение установленных ВОЗ индикаторов качестваэпидемиологического надзора за корью и краснухой.

5.Подтверждение высокого — не ниже 95% — охвата иммунизациейпротив кори и краснухи декретированных возрастных групп населения.

Источник