Задачи на тему бронхиальная астма с эталонами ответами
Ситуационные задачи.
Задача № 1.
Пациентка 43 лет, поступила в стационар с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.
У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.
Объективно: состояние средней тяжести. Женщина сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД — 24 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания:
(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств)
1. Установите контакт с пациентом. О каком заболевании идет речь?
(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)
2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.
(для оценивания ПК 2.3. (Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами).
3. Обоснуйте необходимость обращения медицинской сестры в клиническую, биохимическую лабораторию, отделение функциональной диагностики.
(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)
4. Обоснуйте необходимость применения лекарственных препаратов, назначенных врачом.
(для оценивания ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)
5. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.
(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)
6. Выпишите рецепт на эуфиллин а ампулах для внутривенного введения.
Задача № 2.
Вы – медсестра приемного отделения стационара. К Вам бригадой скорой помощи доставлен пациент 39 лет с диагнозом «Бронхиальная астма средней степени тяжести, ухудшение течения». Во время заполнения паспортной части истории болезни состояние пациента ухудшилось: ему стало трудно разговаривать, возникла резкая экспираторная одышка, свистящее дыхание, «посинел». Вы успели выяснить, что сегодня пациент пользовался карманным ингалятором более 10 раз.
Объективно: Состояние пациента тяжелое. Кожные покровы и видимые слизистые цианотичны. В легких дыхание ослаблено, выслушиваются сухие свистящие хрипы и участки «немого легкого», ЧДД 34 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс удовлетворительно наполнения и напряжения, 110 в мин., А/Д 100/60 мм.рт.ст. Абдоминальной патологии нет.
Задания:
(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)
1.Определите неотложное состояние пациента. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.
(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)
2. Окажите содействие прибывшему врачу. Какие лекарственные средства Вы будете вводить по назначению врача?
(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств, ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)
3. Установите контакт с пациентом и продемонстрируйте технику выполнения внутривенной инъекции.
(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)
4. Выпишите рецепт на дексаметазон в ампулах
Источник
Эталоны ответов к задачам к экзамену квалификационному по
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий
Проблемно — ситуационная задача №1
Пациент 25 лет. Курит с 16 лет, в настоящее время по две пачки сигарет в день. Кашляет постоянно, но больше по утрам. Периодически поднимается температура и выделяется гнойная мокрота. Пять лет назад был поставлен диагноз – хронический бронхит. Медики рекомендовали бросить курить, но он к их советам не прислушался.
Женился, в семье родился сын, ему два года. У него приступы удушья по ночам. Уже несколько раз лечился в стационаре, где ему сразу становится легче. Пациент курит чаще всего в квартире, балкона нет, с лестничной площадки его гонят соседи.
Задания:
1. Какие факторы риска у пациента и его сына ? (ПК.1.1. ПК 1.3.)
2. Составьте памятку для пациента «О вреде табакокурения».(ПК.1.2.)
Эталон ответа к проблемно-ситуационной задаче №1
Факторы риска у пациента – активное курение. У его сына – пассивное курение.
2.Памятка «О вреде табакокурения».Пациент, выкуривая по две пачки сигарет в день, Вы вредите не только своему здоровью, но и здоровью сына. А также здоровью жены. Сын болеет только из-за Вашей вредной привычки к табакокурению.
· Дети, живущие в накуренных помещениях, чаще и намного сильнее страдают заболеваниями органов дыхания.
· У детей курящих родителей увеличивается частота бронхитов и пневмоний, повышается риск серьезных заболеваний.
· Табачный дым, кроме того, задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для ребенка 2-3 лет, влияет на его обмен веществ, разрушает витамин. С, необходимый ему в период роста.
· В семьях, где курят, у детей намного чаще наблюдаются пневмонии и ОРЗ, дети ослаблены.
· В семьях, где нет курящих, дети практически здоровы.
· Категорически запрещается курить в комнате, где находится беременная женщина, кормящая мать или ребенок.
· Курящие родители подают дурной пример своим детям
· Если Вы дорожите своим сыном срочно бросайте курить.
Задача №2
Пациент мужчина 28 лет. Курит с 15 лет, в настоящее по две пачки сигарет в день. Кашляет постоянно, но больше по утрам. Периодически поднимается температура и выделяется гнойная мокрота. Пять лет назад был поставлен диагноз хронический бронхит. Медики рекомендовали бросить курить, но он к советам не прислушался.
Пациент женился, в семье родился сын, ему три года. У него приступы удушья по ночам. Врачи поставили диагноз: бронхиальная астма. Уже несколько раз мальчик лечился в стационаре, где ему сразу становится легче, как отмечает мама.
Пациент курит чаще всего в квартире, балкона нет, на лестничной площадке запрещают курить соседи.
Задания:
1.Какие факторы риска у пациента и его сына ? (ПК.1.1., ПК.1.3.)
2.Составьте план и тезисы индивидуальной беседы с пациентом «О вреде табакокурения».(ПК.1.2.)
Эталон ответа к проблемно – ситуационной задаче №2
Факторы риска у пациента– активное курение. У его сына – пассивное курение.
План индивидуальной беседы «О вреде табакокурения».
2.1. Обращение к пациенту.
2.2.Влияние табакокурения на сына. О пассивном курении.
2.3.Как вредная привычка родителей может отразиться в будущем на их ребенка.
2.4.Табакокурение и его влияние на здоровье человека
2.5. Вывод: необходимость отказа от курения.
Тезисы индивидуальной беседы «О вреде табакокурения».
· Ваше злоупотребление табаком может вызвать умственную отсталость, серьезные нарушения психического и физического развития ребенка.
· Дети, живущие в накуренных помещениях, чаще и намного сильнее страдают заболеваниями органов дыхания. Ваш сын уже болен бронхиальной астмой. Вы в этом виноваты. Курение пассивное, влияние – активное.
· У детей курящих родителей увеличивается частота бронхитов и пневмоний, повышается риск серьезных заболеваний.
· Табачный дым, кроме того, задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для ребенка 2-3 лет, влияет на его обмен веществ, разрушает витамин. С, необходимый ему в период роста.
· В семьях, где курят, у детей намного чаще наблюдаются пневмонии и ОРЗ, дети ослаблены.
· В семьях, где нет курящих, дети практически здоровы.
· Категорически запрещается курить в комнате, где находится беременная женщина, кормящая мать или ребенок.
· Курящие родители подают дурной пример своим детям.
· Курение основной фактор риска развития онкологических заболеваний, болезней органов дыхания.
· От курения могут возникнуть атеросклероз сосудов, инфаркт миокарда, инсульт, ослабление иммунитета, а также происходит преждевременное старение организма, укорачивается продолжительность жизни.
· Действие никотина на нервную систему проявляется головной болью, головокружением, повышенной раздражительностью и утомляемостью. Отмечено угнетающее влияние никотина на половую функцию мужчин.
Если Вы дорожите своим сыном срочно бросайте курить.
Проблемно – ситуационная задача №3
Пациентка, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие. Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см.Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. И что-нибудь кушает при этом. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор — это вся её жизнь. Больной себя не считает.
Задания:
1. Выявите факторы риска, имеющиеся у пациентки (ПК.1.1., ПК.1.3.)
2.Определите ИМТ и объясните его значение.(ПК.1.2)
Эталон ответа к проблемно — ситуационной задаче №3
1.Факторы риска у пациентки:
— систематическое переедание;
— гиподинамия;
— ожирение.
2.Индекс массы тела-ИМТ (англ.bodymassindex(BMI))-величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). ИМТ важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе препаратов для лечения ожирения.
Индекс массы тела рассчитывают по формуле:
I=m:h2
где:
· m-масса тела в килограммах
· h-рост в метрах
и измеряется в кг/м2
I=120:1652=120:2,7=44,4
Индекс массы тела должен быть не выше 25 , а у Вас более 44 ,что говорит о выраженном ожирении;
Проблемно-ситуационная задача №4
Пациент, мужчина,40лет. Работает вахтёром в общежитие. Страдает ожирением, при массе тела=120 кг его рост 165 см.Он очень любит покушать:тортики,конфеты,бутерброды с салом и ветчиной и так далее. Двигается мало. Живёт на первом этаже, работает рядом с домом. После работы идёт в магазин, и весь день смотрит боевики по телевизору, лёжа на диване. И что-нибудь кушает и выпивает при этом. Родители умерли. С женой в разводе, детей нет, живет один. Работа, еда и телевизор-вся его жизнь. Больным себя не считает.
Задания:
1.Выявите факторы риска, имеющиеся у пациента.(ПК.1.1.,ПК1.3.)
2. Составьте памятку о ЗОЖ (здоровом образе жизни)для пациента.(ПК.1.2.)
Проблемно – ситуационная задача №5
Пациент, мужчина 40 лет, очень боится заболеть раком. Это боязнь связанна с тем, что члены его семьи: отец, мать, брат и три сестры умерли от онкологических заболеваний разной локализации (рак желудка, печени, легких).
Пациент ежегодно, с 35 лет, проходит полное клинико-диагностическое обследование в престижном медицинском центре в Израиле. Уже пять лет заключение врачей центра единодушное: здоров. Курит последние два года, он считает, что курение его успокаивает. Любит загорать на пляжах Средиземноморья, алкоголь употребляет крайне редко.
Задание:
1.Составьте индивидуальный план профилактики онкологических заболеваний для пациента (ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3.)
Проблемно – ситуационная задача №6
Мать пациента и его сестра страдают бронхиальной астмой, дед умер от туберкулеза легких.
Пациент 35 лет, женат, детей нет, работает на хлебозаводе пекарем, до этого работал лесником. Курит с двадцати лет по 15-20 сигарет в день. В выходные дни любит смотреть все телепередачи подряд, при этом,охотно кушает и выпивает крепкую наливку, которую делает его любимая жена. Последние дни стал замечать, что при работе с мукой, у него стало “закладывать” в груди.
Задание:
1.Составьте индивидуальный план профилактики болезней органов дыхания для пациента (ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3.)
План индивидуальной беседы для супругов «О вреде табакокурения».
2.1. Обращение к супругам.
2.2.Влияние табакокурения на плод, на развитие беременности.
2.3.Как вредная привычка родителей может отразиться в будущем на их ребенка.
2.4.Табакокурение и его влияние на здоровье человека
2.5. Вывод: необходимость отказа от курения.
Образовательные программы для родителей детей с бронхиальной астмой и пациентов-подростков
Основные темы астма-школы:
- Что такое бронхиальная астма
- Причины возникновения бронхиальной астмы и значение аллергологической диагностики, экология жилища
- Роль активного и пассивного курения;
- значение здорового образа жизни
- Организация эллиминационных мероприятий и гипоаллергенных диет;
- Принципы лекарственной терапии и оказание доврачебной помощи в период обострения;
- Необходимость противовоспалительной терапии нестероидными и стероидными средствами;
- Контроль функции дыхания (пикфлоуметрия);
- Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы;
- Вопросы профилактики;
- Прививки больным с астмой;
- Правовые аспекты.
План обучения в Школе сахарного диабета для пациентов с СД 1 типа.
ЗАНЯТИЕ №1: «ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ» «ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ?»
ЗАНЯТИЕ №2:»КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ»
«ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА «
ЗАНЯТИЕ №3:»ПЛАНИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 1 ТИПА»
ЗАНЯТИЕ №4:»ИНСУЛИНОТЕРАПИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 1 ТИПА»
ЗАНЯТИЕ №5:»НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ» ГИПОГЛИКЕМИЯ. КЕТОАЦИДОЗ.
ЗАНЯТИЕ №6:»ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ»
«ЗАНЯТИЕ С ПАЦИЕНТАМИ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ»
План мероприятий по вторичной профилактике для пациентки
Задача №22
Вы находитесь на занятии в обучающей школе для пациентов с артериальной гипертензией. Среди обучающихся пациентка 60лет. Пенсионерка. Живёт с дочерью и двумя внуками, в семье часто бывают ссоры. Подрабатывает консьержкой в соседнем подъезде. Жизнь пациентки полна стрессов. Страдает гипертонической болезнью с 49 лет, этим же заболеванием страдала её покойная мать. Малоподвижна. Спать ложится поздно, так как любит смотреть телевизор, вследствие чего не высыпается. Питание не рациональное. Диету не соблюдает: очень любит жирные сорта мяса, сало, сдобу. Салаты заправляет майонезом. По утрам пьёт крепкий кофе. Не курит, алкоголь не употребляет. АД: 180/100 мм ртутного столба. По совету врача приобрела тонометр, но измеряет давление только когда болит голова. Дневник самоконтроля не ведёт, забывает. Медикаменты принимает нерегулярно.
Рост-165см. Масса тела – 110 кг (индекс массы тела-31 при норме 18,5-24,9); холестерин общий 9,2ммоль/литр (норма 5,0); триглицериды- 3,5 ммоль/литр (норма 2,0);сахар в крови натощак -5,5ммоль/литр (норма-3,3-5,5)
Задание:
1.Расскажите пациентке о факторах риска при артериальной гипертензии (на примере ее заболевания). (ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3.)
Задача № 23
В женскую консультацию обратилась молодая женщина за консультацией, как вести менструальный календарь и как по нему предохраняться. Половой жизнью живет 3 месяца, замужем, предохраняется презервативами, муж не хочет предохраняться этим методом. Месячные с 12 лет. установились в течение года, через 26-31 день, по 3 дня. умеренные, безболезненные. При обследовании изменений со стороны женских половых органов не найдено.
Задание
1. Расскажите пациентке о том, как вести менструальный календарь и как по нему предохраняться. (ПК 1.1.ПК 1.2)
2.Помогите составить план мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья (ПК 1.3.)
Задания
1.Какие мероприятия необходимо провести для профилактики распространения данного заболевания? (ПК 1.2. ПК 1.3.)
2. Какие прививки необходимо провести в отношении работников в фермерском хозяйстве?
(ПК 1.1.)
Задания
1.Какие мероприятия необходимо провести для профилактики распространения данного заболевания? (ПК 1.2. ПК 1.3.)
2. Какие прививки необходимо провести в отношении работников в фермерском хозяйстве?
(ПК 1.1.)
Показания к диете №10
Пороки сердца, кардиосклероз, гипертоническая болезнь с нерезко выраженными признаками недостаточности кровообращения.
Задание
1.Определите индекс массы тела. (ПК 1.1.)
2. Составьте памятку о необходимости вести здоровый образ жизни.
Задание
Составьте индивидуальный график вакцинации данному ребенку до 1 года, при условии, что ребенок здоров. (ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3.)
Задания
1. Определите группу здоровья. ( ПК 1.1).
2.Составьте план мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и выполните назначения врача. (ПК 1.3).
Задача № 32
Пациенту, обратившемуся за медицинской помощью, участковый терапевт назначил бактериологическое исследование мокроты.
Задание:
Объясните пациенту алгоритм сбора мокроты на бак.исследование, выпишите направление. (ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3.)
Алгоритм сбора мокроты на бак.исследования
Цель:
1.Изучение микрофлоры мокроты
2.Определение чувствительности миклофлоры мокроты к антибиотикам
Показания: Бронхиты , пневмония
Противопоказания : Легочное кровотечение
Оснащение:
1.Направление в бактериологическую лабораторию
2.Стерильная чашка Петри,завернутая в крафт-бумагу
Техника выполнения :
1.Накануне вечером предупредить больного о предстоящем исследовании и попросить его,чтобы до момента забора мокроты(когда медицинская сестра придет к нему с лабораторной посудой ) он не принималне принимал пищи,воды,лекарств,не курил, не чистил зубы(асептические средства,содержащиеся в пасте, ослабляет миклофлору ) и приготовил стакан с кипяченой водой.
2.Медицинская сестра приходит к больному утром до завтрака и просит больного прополоскать рот кипяченой водой и хорошо откашляться.
3.Во время откашливаний медицинская сестра освобождает чашку Петри от упаковки и снимает с нее крышку. Поднеся чашку Петри ко рту больного,просит сплюнуть мокроту в чашку , не касаясь губами ее краев
4.Сразу же закрыть чашку Петри, завернуть ее, отправить в лабораторию с направление
5.При поступлении результата исследования подклеить его в историю болезни
Направление
В бактериологическую лабораторию
направляется мокрота
для исследования бактерий
Ф.И.О пациента,возраст___________
Место нахождения пациента______
Дата,час_____________________
Подпись взявшего анализ_________
Задача № 33
Пациенту, обратившемуся за медицинской помощью, участковый терапевт назначил исследование кала на скрытую кровь.
Задание:
Объясните пациенту алгоритм подготовки и сбора кала на скрытую кровь, выпишите направление. (ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3.)
Задача № 34
Пациенту 18 лет. С десяти лет у него приступы удушья. Врачи поставили диагноз: бронхиальная астма. Фактором, провоцирующим приступы удушья, врачи считают частые простудные заболевания у пациента. Приступы на фоне лечения стали реже, но полностью не прошли. Пациент прошел обучение в астма – школе.
Осенью у пациента был острый бронхит, ему были назначены антибиотики, после чего развился аллергический дерматит и участились приступы удушья.
Задание:
1. Разъясните пациенту как избежать воздействия на организм пациента лекарственных аллергенов? (ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3.)
Задача № 35
Пациентка, женщина 23 лет. Не работает, студентка второго курса ПТУ. Стаж курения девять лет, выкуривает по две пачки сигарет в день. Вышла замуж три года назад. Находится на третьем месяце беременности. Бросить курить отказывается. Муж не вмешивается, так как сам курит с 13 лет. Пациентка встала на учет в женской консультации по беременности. Не понимает, какой вред наносит своему еще не родившемуся ребенку. Оба супруга курят дома, на кухне.
Задание:
1.1.Какие факторы риска могут оказать отрицательное влияние на репродуктивное здоровье супругов? (ПК 1.1. П 1.3.)
1.2.Составьте памятку для супругов «О вреде табакокурения при беременности». (ПК 1.2.)
Эталон ответа к проблемно-ситуационной задаче:
1.Факторы риска, которые могут оказать отрицательное влияние на репродуктивное здоровье супруговдлительное, непрекращающееся табакокурение матери и отца.
Эталоны ответов к задачам к экзамену квалификационному по
Источник