Звуковую гимнастику при бронхиальной астме применяют с целью
Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.
Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.
Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.
Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.
Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.
При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.
Обучениерациональномудыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.
Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.
Гласныезвуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.
Глухиесогласныезвуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.
Звонкиесогласныезвуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.
Другиезвуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.
Главные звуки
1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.
2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.
3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.
Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.
Комплекс звуковой гимнастики
Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.
В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.
1-е занятие:
Упр. 1.Очистительныйвыдох. ПФФ – 5–7 раз.
2-е занятие:
Упр. 1. ПФФ – 3 раза.
Упр. 2.Закрытыйстон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.
Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
3-е занятие:
Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.
Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
4-е занятие:
Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 – повторить.
Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
5-е занятие:
Упр. 6. РРР – 3 разаиПФФ – 1 раз.
Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
6-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 8. ПРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 9. ЖРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
7-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 10. КРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 11. ТРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
8-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 12. ФРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 13. ЧРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
9-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 14. ЦРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 15. ШРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 16. ХРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
10-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 17. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 18. ГРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;
Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования
Источник
Автор: Казаринова Виктория Владимировна
Статью подготовила
Казаринова Виктория Владимировна
Специалист МАУ «ЦППМиСП»
Инструктор ФК
«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»
Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.
Задачи ЛФК при бронхиальной астме
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
· активизация трофических процессов в тканях;
· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
· обучение удлиненному выдоху.
Противопоказания
Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:
1. Противопоказаны любые перегрузки.
2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.
3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.
4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.
5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.
Особенности методики ЛФК
Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).
Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.
Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.
В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.
Методика массажа при бронхиальной астме
Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.
Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.
Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.
Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.
Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.
Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.
Примерный комплекс упражнений
Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.
Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.
Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.
Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:
1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).
2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).
3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.
4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).
5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).
6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).
7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).
8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.
Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.
Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.
Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.
В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.
Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.
С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.
С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.
comments powered by HyperComments
Источник
Ïîêàçàíèÿ ê íàçíà÷åíèþ: çàáîëåâàíèÿ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ áðîíõîñïàçìîì — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, õðîíè÷åñêèé îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò.
Ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ, çàêëþ÷àþùèåñÿ â ïðîèçíåñåíèè îïðåäåëåííûõ çâóêîâ è èõ ñî÷åòàíèé ñòðîãî îïðåäåëåííûì
ñïîñîáîì, ïðè ýòîì âèáðàöèÿ ãîëîñîâûõ ñâÿçîê ïåðåäàåòñÿ íà ãëàäêóþ ìóñêóëàòóðó áðîíõîâ, ëåãêèå, ãðóäíóþ êëåòêó,
ðàññëàáëÿÿ ñïàçìèðîâàííûå áðîíõè è áðîíõèîëû. Ñèëà âèáðàöèè çàâèñèò îò ñèëû âîçäóøíîé ñòðóè,
âîçíèêàþùåé ïðè ïðîèçíåñåíèè òåõ èëè èíûõ çâóêîâ. Ýòîò ôàêò èñïîëüçóåòñÿ äëÿ òðåíèðîâêè äûõàòåëüíûõ ìûøö è áîëåå âñåãî
— äèàôðàãìû. Ïðèìåíÿþòñÿ ñïåöèàëüíûå ñîãëàñíûå çâóêè: æóææàùèå (æ, ç), ñâèñòÿùèå è øèïÿùèå (ñ, ô, ö, ÷, ø ),
ðû÷àùèå (ð).
Çàäà÷à çâóêîâîé ãèìíàñòèêè — âûðàáîòàòü ñîîòíîøåíèå âäîõà è âûäîõà 1:2.
Ïî ñèëå âîçäóøíîé ñòðóè è âèáðàöèè âñå ñîãëàñíûå çâóêè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà òðè ãðóïïû:
1 ìàêñèìàëüíàÿ ñèëà — âîçíèêàåò ïðè ïðîèçíåñåíèè ãëóõèõ ñîãëàñíûõ (ï, ò, ê, ô, ñ), ñîîòâåòñòâåííî òðåáóåòñÿ è íàèáîëüøåå íàïðÿæåíèå ìûøö ãðóäíîé êëåòêè è äèàôðàãìû;
2 ñðåäíåå ïî ñèëå íàïðÿæåíèå — ðàçâèâàåòñÿ ïðè ïðîèçíåñåíèè çâîíêèõ ñîãëàñíûõ (á, ä, ã, â, ç);
3 Íàèìåíüøàÿ ñèëà âîçäóøíîé ñòðóè — ïðè ïðîèçíåñåíèè òàê íàçûâàåìûõ ñîíàíò ( ì, í, ë, ð).
Âñå çâóêè ñëåäóåò ïðîèçíîñèòü ñòðîãî îïðåäåëåííûì îáðàçîì, â çàâèñèìîñòè îò öåëè ãèìíàñòèêè.
Íàïðèìåð, ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå æóææàùèå, ðû÷àùèå, øèïÿùèå çâóêè ïðîèçíîñÿòñÿ ãðîìêî, ýíåðãè÷íî, âîçáóæäàþùå,
à ïðè õðîíè÷åñêîì îáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå ñ âûðàæåííîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ — ìÿãêî, òèõî, ìîæíî øåïîòîì
(óñïîêàèâàþùå).
Äî è ïîñëå êàæäîãî çâóêîâîãî óïðàæíåíèÿ ïðîèçâîäÿò «î÷èñòèòåëüíûé âûäîõ» — «ÏÏÔ»
(÷åðåç ãóáû, ñëîæåííûå òðóáî÷êîé) è ñ íåãî æå íà÷èíàþòñÿ çàíÿòèÿ.
Ïîñëå «î÷èñòèòåëüíîãî âûäîõà» ñëåäóåò âòîðîå îáÿçàòåëüíîå óïðàæíåíèå — «çàêðûòûé ñòîí» — «ÌÌÌ»,
êîòîðûé âûïîëíÿåòñÿ ñèäÿ, íåìíîãî íàêëîíèâøèñü âïåðåä è ïîëîæèâ êèñòè íà êîëåíè, ëàäîíÿìè âíèç.
Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ
1-å çàíÿòèå:
Óïð.-1. Î÷èñòèòåëüíûé âûäîõ. ÏÔÔ — 5-7 ðàç.
2-å çàíÿòèå:
Óïð.-1. ÏÔÔ — 3 ðàçà.
Óïð.-2. Çàêðûòûé ñòîí. ÌÌÌ — 3 ðàçà. ÏÔÔ — 1 ðàç.
Óïð.-3. ÁÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
3-å çàíÿòèå:
Óïð.-1, Óïð.-2, Óïð.-3.
Óïð.-4 ÃÐÐÓÔ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
4-å çàíÿòèå:
Óïð.-1, Óïð.-2, Óïð.-3, Óïð.-4 — ïîâòîðèòü.
Óïð.-5 ÄÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
5-å çàíÿòèå:
Óïð.-6. ÐÐÐ — 3 ðàçà è ÏÔÔ — 1 ðàç.
Óïð.-7. ÁÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
6-å çàíÿòèå:
Ïîâòîðèòü âñå ïðåäûäóùèå óïðàæíåíèÿ.
Óïð.-8 ÏÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
Óïð.-9 ÆÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
7-å çàíÿòèå:
Ïîâòîðèòü âñå ïðåäûäóùèå óïðàæíåíèÿ.
Óïð.-10 ÊÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
Óïð.-11 ÒÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
8-å çàíÿòèå:
Ïîâòîðèòü âñå ïðåäûäóùèå óïðàæíåíèÿ.
Óïð.-12 ÔÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
Óïð.-13 ×ÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
9-å çàíÿòèå:
Ïîâòîðèòü âñå ïðåäûäóùèå óïðàæíåíèÿ.
Óïð.-14 ÖÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
Óïð.-15 ØÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
Óïð.-16 ÕÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ — 1 ðàç.
10-å çàíÿòèå:
Ïîâòîðèòü âñå ïðåäûäóùèå óïðàæíåíèÿ.
Óïð.-17 ÁÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ -1 ðàç.
Óïð.-18 ÃÐÐÓÕ (î, à, å, è) — ïî 1 ðàçó è ÏÔÔ -1 ðàç.
Ëèòåðàòóðà
1.Âîññòàíîâèòåëüíàÿ ìåäèöèíà: ó÷åáíèê. Åïèôàíîâ Â.À. 2013. — 304 ñ.: èë.
2. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà è ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà: ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ / Åïèôàíîâ Â.À. — 2007. — 568 ñ.
3. https://psycheforum.ru/blog/123/entry-916-zvukovaia-gimnastika/
Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé
Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!
ÊOÌÌÅÍÒÀÐÈÈ
Источник